В Дзержинском филиале ННГУ в рамках проекта «Новые горизонты» состоялась лекция выдающегося нижегородского ученого — филолога, профессора НИУ «Высшая школа экономики» Леонида Большухина. Тема — роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Корреспондент «Дзержинских ведомостей» побывал на лекции и побеседовал с гостем из областного центра, а также с вдохновителем проекта Еленой Тумановой.
Идти от текста
– Леонид Юрьевич, вы более 30 лет читаете лекции по русской литературе в вузах и в школах. И там, и там – своя аудитория, интересы которой лектор обязан учитывать. Какова, на ваш взгляд, аудитория дзержинского проекта «Новые горизонты»? Кто слушатели ваших лекций?
– Лекции в Дзержинске для меня – новый опыт. До этого моя аудитория была определена более четко. Это либо студенты, либо учителя, либо школьники. Для каждой категории слушателей обычно выбирался свой сюжет. Проект «Новые горизонты» для меня – знак того, что какие бы изменения ни происходили в обществе (в том числе и культурологические, связанные с утратой книгой того положения, которое она занимала на протяжении последних двух столетий), интерес к культуре в любом случае сохраняется. Для меня это опыт обращения к разноорганизованной аудитории. Я одновременно должен обращаться к тем, для кого знакомство с конкретным классическим текстом – первое. К тем, кто тексты читал (возможно, и не раз) и для кого интересны новые прочтения и новые смыслы.
В этом и заключается сложность.
У меня несколько задач. Первая – пробудить интерес к тексту, о котором я говорю. Вторая задача – добавить к школьному прочтению текста иное представление о нем. Как понимать текст, опираясь не на сумму каких-то литературных концепций, а идя от самого текста.
Я пытаюсь предложить возможность живого контакта с текстом, применяя прием так называемого «медленного чтения».
Третья аудитория – просвещенная, которой предлагаются не самые известные литературоведческие концепции. В рамках проекта я рискую обращаться, в том числе и к своим собственным научным изысканиям. В первую очередь это касается Лермонтова и Гоголя.
Русская филология в последние 30 лет переживает период мощной работы, когда пишут много и очень интересно. Однако далеко не всё, что происходит сегодня в науке, становится известно массовому читателю. После прочтения наши лекции выкладываются в интернет, причем имеют очень неплохое количество просмотров для такого рода видеопродукции.
Школьная программа
– Чем обусловлен выбор авторов разбираемых на лекциях произведений?
– Школьная программа по русской литературе XIX века. Меня попросили обратиться к ключевым текстам. Прочитаны лекции о пьесе «Горе от ума» Грибоедова, о романе Пушкина «Евгений Онегин», лирике Пушкина и Лермонтова и о романе Лермонтова «Герой нашего времени». Планируем поговорить о поэме Гоголя «Мертвые души», романе Достоевского «Преступление и наказание» и романе Толстого «Война и мир». Предполагается закончить наш лекторий, пожалуй, самой сложной для меня лекцией о рассказах Чехова.
– Концепций развития русской литературы сегодня действительно очень много. Про все рассказать, наверное, сложновато?
– Моя задача заключается не только в том, чтобы работать с какими-то эффектными версиями и гипотезами, которые возникли в последнее время, а всё-таки найти некий баланс между классическим литературоведением и сравнительно новыми интерпретациями хрестоматийных произведений. Задача не в том, чтобы рассказать о них. Задача – показать, как та или иная концепция рождается из текста самого произведения.
Пространство себя уважает
– Не могу не спросить ваше мнение о городе Дзержинске…
– Я живу в Нижнем Новгороде и, к сожалению, очень мало знаком с Дзержинском. Каждый раз приезжая сюда на машине читать лекции, я с большим удивлением смотрю на то, что доступно моему взору. У меня есть образ этого города, который складывается из рассказов моих друзей и знакомых, но пока нет своего собственного видения Дзержинска. Я очень хочу после окончания лектория познакомиться с городом ближе. Для меня крайне важно говорить о литературе не только в Нижнем Новгороде. Ценно, что зимним вечером жители Дзержинска находят возможность прийти и поговорить о литературе.
Очень важно, что Елена Туманова и возглавляемая ею организация «Планета людей» пытаются создать культурное пространство не в рамках большого города, а в городе, скажем так, не самом крупном. На Западе, например, любое жизненное пространство себя уважает. У каждого маленького городка есть своя жизнь, в том числе и культурная. То, что делает Лена – своего рода отвоевывание права на интересную жизнь, снятие самого понятия «провинция».
– Вы давно знакомы с Еленой?
– Лена Туманова – выпускница филологического факультета ННГУ им. Лобачевского, где я преподавал в свое время. Она запомнилась мне как очень талантливая студентка. Елена заканчивает магистратуру Высшей школы экономики в Москве, преподавала в нижегородском филиале Вышки русский язык.
Очень разносторонне одаренный человек, который хочет делиться с окружающими своим интересом к жизни. Ее организаторские способности связаны со стремлением сделать свое – общим. В этом есть что-то дон-
кихотское. Самое главное, что у нее получается всё задуманное. Лена наделена способностью не только понимать культуру, но и пропагандировать ее, создавая нечто новое.
Елена Туманова, руководитель общественной организации «Планета людей» (Дзержинск): «Мы ведем нашу деятельность с 2013 года, хотя зарегистрировались как организация только три года спустя. Всё начиналось как добрая воля группы энтузиастов по организации просветительских мероприятий в Дзержинске. В 2013 году мы впервые организовали в нашем городе Тотальный диктант и проводили его на протяжении семи лет. Другие наши не менее любимые проекты – «Библиосумерки», фестиваль русского языка, бесплатный планетарий, фестиваль науки «Элементарно».
С началом пандемии наша деятельность частично перешла в интернет. Например, мы сняли фильм о Народном учителе РФ Льве Васильевиче Пигалицыне, сняли несколько лекций известных российских просветителей – Алексея Водовозова, Аси Казанцевой, Анны Хоружей – о медицине и работе мозга. Вместе с сотрудниками Дзержинского перинатального центра создали бесплатный онлайнкурс для будущих мам и пап по подготовке к появлению малыша (курс доступен для всех, кто готовится стать родителями). Для нас чрезвычайно важно, что абсолютно все наши проекты являются бесплатными для участников и зрителей.
В рамках проекта «Новые горизонты» мы приглашаем лекторов, которые рассказывают о разных областях знаний. Лекции выкладываются в нашей группе vk.com/planetadz и на нашем YouTubeканале. Проект реализуется на средства гранта правительства Нижегородской области при поддержке Фонда президентских грантов. В рамках проекта проводится курс лекций по русской литературе, который читает Леонид Юрьевич Большухин. Четыре лекции из восьми уже прочитаны. Кроме того, запланирован приезд московских спикеров. Изза сложной эпидемиологической обстановки несколько лекций уже срывалось, но мы надеемся, что предстоящей весной сможем наверстать упущенное.
Также в рамках проекта мы сняли небольшой документальный фильм «Альбом. История одного чуда» о том, как несколько лет назад Леонид Юрьевич Большухин открыл в Нижнем Новгороде неизвестную запись Бориса Пастернака и написанный поэтом музыкальный фрагмент.
Вместе со слушателями наших лекций мы стараемся взглянуть на известные произведения русской классической литературы поновому, заново влюбиться в них. И мне кажется, у нас это получается. Так что с удовольствием приглашаем всех присоединиться к нам!»
Большухин Леонид Юрьевич, профессор департамента литературы и межкультурной коммуникации нижегородского филиала «Высшей школы экономики».
Большая часть исследовательских работ, в том числе блестяще защищенная в 2018 году в Даугавпилсе диссертация на степень PhD, посвящена творчеству Маяковского.
Работы Большухина позволяют увидеть такие хрестоматийные тексты, как «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» или «Мертвые души» в непривычном ракурсе. Особым достижением Леонида Большухина в нижегородской Вышке стало создание литературнотеатральной мастерской.
Сергей Анисимов. Фото автора, а также из личного архива Е. Тумановой