Кибервыгода или киберобман?


31.01.22 01:05

Яркие плакаты с надписью «распродажа» на витринах магазинов уже никого не удивляют, а вот «черную пятницу» и киберпонедельник ждут многие.

Молодежь Общество Экономика

Яркие плакаты с надписью «распродажа» на витринах магазинов уже никого не удивляют, а вот «черную пятницу» и киберпонедельник ждут многие. Так ли выгодно закупаться в онлайн-магазинах в последний понедельник января или всё это – очередной маркетинговый ход?

Последние полтора года пандемии круто изменили нашу жизнь: обязательное ношение масок в автобусах и магазинах, антисептики в сумках и нескончаемые очереди в поликлиниках. Однако даже в такой ситуации можно найти свои плюсы. Огромный шаг вперед, который при обычных обстоятельствах произошел бы лет за пять, сделали онлайн­платформы.

Теперь без ZOOM не обходится ни один вуз, а доставка продуктов на дом перестала быть «привилегией меньшинства». Выход на новый уровень занял буквально 2­3 месяца.

«Зачем идти за покупками в магазин, если можно сидя на диване заказать и оплатить всё необходимое», – думают многие. И отчасти они правы: интернет­магазины действительно изменили жизнь современного человека до неузнаваемости.

Представьте: еще 10 лет назад для того чтобы накрыть новогодний стол, нужно было сходить в продуктовый магазин, найти там все позиции, отстоять очередь на кассе, оплатить и перепроверить сдачу, с огромными сумками – обратно домой. Ой! Забыли банку горошка, а еще дочка попросила бенгальские огни – снова в продуктовый, а потом еще в палатку с фейерверками… Наконец­то дома, можно и готовить начать: мыть, чистить, резать, жарить. Огромное количество манипуляций и сил ради одного застолья. И про себя забывать не хочется: новое платье, сережки, помада – за всем нужно идти в магазины. А как дела обстоят теперь? Женщина открывает полюбившийся сервис доставки продуктов на дом (их даже уже несколько!), добавляет нужные позиции в корзину, в пару нажатий картой онлайн всё оплачивает и… ждет! Потому что буквально через полчаса­час ей продукты привезут прямо к порогу. Удобно? Очень!

А самое интересное, что такая опция распространяется на все товары, которые наши душа и тело могут только пожелать: средства личной гигиены, одежда и обувь, канцелярия, электроника, украшения и даже запчасти для автомобиля. Одним словом – на всё. Еще и выбор предложат, и сами доставят, и спасибо за это скажут.

Учитывая все эти очевидные плюсы, становится вполне понятно, почему произошел такой резкий перекос в сторону онлайн­продаж. Подогревает интерес такая зарубежная «интересность», как киберпонедельник*. Тем более, когда все сервисы как один обещают выгоду до небес и скидки до 90 процентов в этот день. По описанию очень напоминает «черную пятницу», однако отличие в том, что в этот день распродажа происходит исключительно в Сети: скидки действуют только при покупке онлайн.

КОГДА БУДЕТ КИБЕРПОНЕДЕЛЬНИК В 2022 ГОДУ В РОССИИ?

Старт акции: 31 января 2022 г. в 00:00

Окончание: 2 февраля 2022 г. в 23:59

Будьте всегда начеку!

Покупки онлайн, безусловно, очень удобны, однако дистанционный шопинг может обернуться и потерей, а не только приобретением. Потерей ваших денег. Поэтому, совершая покупки в интернете,
да и просто заходя в него, помните о кибербезопасности, чтобы не стать жертвой мошенников.

Самая, пожалуй, распространенная уловка киберпреступников – это фишинговые сайты, или сайты­двойники известных торговых фирм или поставщиков услуг. Они могут полностью копировать название известного туроператора или торговой сети, но немного отличаться по дизайну. Переведя деньги по указанным там реквизитам, клиент рискует лишиться своих кровных безвозвратно.

Вообще надо быть очень аккуратным, переходя по предлагаемым в интернете ссылкам.

Взять, например, широко рекламируемые так называемые микрокредиты –  что называется, перехватить деньги до зарплаты или стипендии. Бешеные проценты по таким займам (годовые, а не в месяц, как любят указывать «ростовщики») – это еще полбеды.

Недавно семья одного дзержинского мастера ногтевого сервиса по имени Ольга буквально подверглась атаке такого мошенника. Перед Новым годом сначала дочери Ольги, студентке Санкт­Петербургского вуза, стали поступать сообщения в мессенджер, где предлагалось погасить неведомый долг, затем угрозы посыпались ее матери и отцу. «Никакого долга по кредиту, разумеется, не было, – рассказала Ольга. –  Взятый дочкой ранее микрозаём был давно и успешно погашен. И, скорее всего, ее персональные данные, в том числе паспортные, просто попали в руки мошенников. Как известно, такие базы легко продаются и покупаются».

СМСки членам семьи с настойчивыми просьбами перейти по указанным ссылкам, где то одобрялся какой­то кредит или заём, то просили указать пин­код всевозможных карт, то просили подтвердить код для входа на их личные страницы соцсетей, стали поступать с пугающей периодичностью – до 200 штук в день. Писали и звонили с разных номеров, зарегистрированных не просто в разных городах, но и в разных странах. После заявления в полицию, куда попутно пришлось сдать и атакуемые телефоны, сообщения с угрозами прекратились. Однако подвергшейся инфоатаке семье пришлось поменять номера телефонов…

Мошенники теперь орудуют даже с помощью QR­кодов на портале Госуслуг. Злоумышленники получают доступ к личной информации пользователя, провоцируя его восстановить пароль к своей учетной записи. При входе в аккаунт преступники вводят номер телефона жертвы, после чего звонят пользователю и просят продиктовать им код из СМС. А потом благополучно создают новый пароль, и владелец теряет доступ к своему аккаунту. Понятно, что с той информацией, которая у нас в личных кабинетах, можно не только кредит получить… QR­код же используется как предлог для звонка. Людей пугают тем, что их код вакцинации почему­то не привязался к Госуслугам.

Чтобы не попасться на уловку, нужно придерживаться простого правила: помнить, что сотрудники портала Госуслуги никогда не звонят без заявки и не запрашивают ничьи данные.

Госуслуги тоже дополнительно обезопасили. Теперь перед отправкой СМС для смены пароля портал запрашивает код и дополнительные сведения (СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта). Также можно использовать секретное слово. Главное, чтобы эти данные не оказались в чужих руках.

ЛОВИ ЛАЙФХАКИ

Составьте список необходимых вещей заранее.

Определите сумму, которую можете потратить на покупки.

Найдите интересующие товары в интернет-магазинах, добавьте их в корзину.

Сравнивайте цены, ищите более выгодный вариант.

Выясните условия доставки и возврата.

Если есть возможность, посмотрите товар «вживую»

в магазине. Оцените его, подержав в руках.

Не ждите последних дней скидок: топовые позиции разбирают в первые часы.

Люди говорят

Александр Егоров, 44 года, инженер:

«Честно говоря, уже давно заказываю в интернете. Начинал с большой осторожностью: какие­то инструменты, строительные материалы для домашнего ремонта, расходники для машины. Со временем вошел во вкус. Покупаю в интернет­магазинах и «мелочевку», и довольно дорогостоящую технику.

Например, совсем недавно благодаря новогодним скидкам удалось купить на кухню новое оборудование, о котором давно мечтала жена, вдвое дешевле обычной цены. Но это, конечно, удача – обычно ценовой разбег не такой большой, как принято об этом говорить. Бывает, что на сайтах товар стоит даже дороже, чем в дзержинских магазинах. Здесь, особенно если речь идет о дорогостоящем приобретении, нужно мониторить движение цен.

Есть и еще один существенный плюс: интернет дает возможность выбрать именно ту модель, которая тебе нужна, внимательно ознакомиться с характеристиками, отзывами. Всегда обращаю внимание, кто поставщик, выбираю фирмы, которые оказывают услугу по доставке на дом, практикуют расчет при получении.

С некоторыми «конторами» даже сложилась «хорошая история покупок». Этим ребятам я доверяю и буду продолжать у них покупать. А вот частных объявлений стараюсь избегать – покупка с рук всегда связана с риском, да и неизвестно, кто стоит за этим объявлением».

Екатерина Пронина, 25 лет, мама в декрете:

«Я и прежде любила делать покупки на известных зарубежных сайтах, но с наступлением пандемии открыла для себя много новых возможностей уже в Дзержинске. В настоящий момент нахожусь в декретном отпуске по уходу за ребенком, муж – с утра до вечера на работе.

Мы живем в старом доме без лифта, спускаться и подниматься с коляской и сумками очень тяжело, поэтому я решила поэкспериментировать с магазинами, которые оформляют заказы через интернет с последующей доставкой на дом.

В первую очередь речь идет, конечно, о продуктах. Признаюсь, что не сразу выбрала магазин, но в  сравнении с другими лучший постепенно определился. Заказы делаю через мобильный телефон. Это очень удобно, когда продукты, предметы первой необходимости тебе приносят даже не к подъезду, а к двери.

Приятно радует сервис и некоторых аптек, которые также по интернет­заказу привозят нужные лекарства до квартиры. Когда малыш болеет и его не с кем оставить, такая возможность – палочка­выручалочка, даже если цена на лекарство не отличается от традиционной аптечной».

Татьяна Ивонина, 19 лет, студентка:

«Мои родители не любят интернет­покупки. Постоянно напоминают, чтобы я не оставляла свои персональные данные, личные контакты, другую значимую информацию. Несмотря на это, иногда они все­таки просят меня сделать тот или иной заказ – чаще всего какие­то бытовые мелочи или вещички, которые в обычных магазинах не найдешь.

Для себя люблю заказывать в интернете одежду, бижутерию. Разочаровалась в китайских сайтах из­за долгой и неаккуратной доставки. Пару раз покупки так и не пришли. Зато нашла несколько чудесных интернет­магазинов с красивой одеждой по приемлемым ценам – иногда себя радую.

Приятно, когда приходят интернет­рассылки из традиционных магазинов, на которые я подписана. Можно купить что­то по акции. Хотя сказать, что я заядлый интернет­шопоголик, не могу.

Для меня покупки в интернете – это, скорее, возможность найти что­то эксклюзивное, необычное. Например, на Новый год подарки для друзей и близких сделала в основном через интернет­сайты. Все были рады». 

Подготовили Ольга КУЗЬМИНА, Евгения МАКАРОВА, Арина НОВИКОВА

Оставить комментарий