История предприятий Дзержинска: завод «Ява» вырос из цеха


24.07.22 11:41

В прошлом году Дзержинск был удостоен почетного звания «Город трудовой доблести»

Газета Город трудовой доблести

Изучая архивные документы, мы расскажем, как жили и работали дзержинцы в годы Великой Отечественной войны. Открывает цикл статей история создания завода «Ява» (ныне – ОАО «Синтез»).

По законам военного времени

К сожалению, документов, сохранившихся о «Яве», немного – не наберется и десятка: несколько приказов и историческая справка. Но и за сухими словами этого немногого – трудовой подвиг работников завода. Завода, который был поднят практически с нуля в самые тяжелые для нашей страны годы…

В самый напряженный момент в ходе Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками, когда враг рвался к Москве, усилиями строителей и монтажников было закончено и вступило в строй действующих новое производство этиловой жидкости – цех № 24, входящее в состав завода № 96.

Тогда все предприятия были засекречены под номерами: 96-й – это «Заводстрой», ставший потом «Капролактамом». На его базе и строился в 1939-1940-х годах новый цех. Неизвестно, как долго в мирное время он превращался бы в завод – во время войны это было сделано за несколько месяцев.

Новый завод, за номером 506 («Ява»), был основан в сентябре 41-го приказом Наркомата химической промышленности СССР. И уже в октябре, согласно приказу директора, «весь руководящий состав завода переводится на казарменное положение». Начальникам цехов и отделов запрещен выход с предприятия без письменного разрешения директора с 6 часов. За нарушение настоящего приказа – привлечение к ответственности по законам военного времени.

Директорами «Явы» в годы войны были: П.Д. Алексеев (1941-1942), П.Л. Слободской (1943-1945). С момента открытия до 1948 года главным профилем завода было производство тетраэтилсвинца и этиловой жидкости – антидетонатора, повышающего октановое число моторных топлив, а также приготовление высокоактивных авиабензинов и автобензинов.

Предприятие работало и на военную медицину. В 1943-44 гг. на «Яве» наладили производство стрептоцида, сульфидина и этилсерной кислоты. Медпрепараты на основе изопропилового спирта в то время имели лучшее антисептическое действие, чем у традиционно применяемого этилового спирта. Также велась разработка и производство текстильно-вспомогательных и поверхностно-активных веществ для легкой и нефтеперерабатывающей промышленностей.

Почти с нуля

Заводчане не просто работали в тяжелейших условиях военного времени – они практически создавали «Яву» с нуля. Ибо основана она была лишь на бумаге – теоретически, а практически…

Вступив в действие, завод представлял из себя недостроенное производство этиловой жидкости в объеме 1-й очереди и с частью не совсем удачно решенных отдельных узлов в технологической схеме. По генеральному плану строительства цеха № 24 были намечены объекты для обеспечения выпуска этиловой жидкости полуфабрикатами своего производства – в частности, сплавом, бромэтилом, хлорнафталином. Для этой цели были в основном возведены корпуса и частично начался монтаж технологического оборудования.

Совершенно отсутствовали вспомогательные цеха и подразделения завода, так как обслуживание производства цеха № 24 предполагалось хорошо оснащенными службами, расположенными на основной площадке завода № 96. В связи с созданием самостоятельного завода № 506 потребовалось немедленное решение вопросов, связанных с организацией вспомогательных цехов и служб.

Было допущено отступление от первоначального генерального плана размещения отдельных производств. В частности, решили вместо создания производства хлорнафталина приспособить этот корпус под цех дегазации и стирки спецодежды. Корпус дегазации и подготовки тары был использован под гараж, столярную мастерскую и столовую, корпус утилизации отходов серной кислоты от производства бромэтила – под базу электроцеха и пароводоцеха, проходная – под вторую столовую для работающих.

При этом было развернуто социалистическое соревнование и стахановское движение. Вот какими словами предваряет директор Алексеев соответствующий приказ от 8 января 1942 года:

«Немецкие фашистские разбойники залили захваченную Советскую землю потоками крови советских людей. Они опустошили наши прекрасные города, разорили богатые колхозы, уничтожили плоды упорного созидательного труда, надругались над памятниками бессмертного русского народа. Своими беспримерными злодеяниями подлые немецкие шакалы надеются сломить волю советского народа. Мы ничего не забудем и ничего не простим. Немецкие разбойники пусть знают, что их ждет суровая беспощадная месть великого советского народа: ни одно злодеяние, совершенное ими, не останется отомщенным. Мы, работники военного завода, призванные крепить нашу родную Красную Армию, давать ей потребное количество нашего продукта отличного качества, отдадим все свои силы, все свои знания, весь свой опыт для выполнения правительственных программ. Покажем, что наш коллектив едиными сплоченными рядами способен выполнить любое задание, встав в первые ряды оборонных заводов нашего Советского Союза».

Рекордными темпами

И заводчане рекордными темпами осваивали вновь пущенные цеха и агрегаты, показывая новые темпы выполнения возложенных на них правительственных заданий. Хотя освоение производства и управление сложным технологическим процессом и оборудованием «производилось малоопытным в химии коллективом», состоявшим в большинстве своем из строителей и монтажников. Техническая учеба производилась прямо на рабочих местах.

А стройка продолжалась. Через год после основания завода, в августе 42-го, «в целях форсирования хода строительных работ в условиях острого недостатка рабочей силы» вышел новый приказ: установить для всех работников завода, имеющих 8-часовой рабочий день, – 11-часовой, а для всех остальных… – обязательную ежедневную сверхурочную работу в течение трех часов. Во время нее полагалось выполнять строительные работы. За отклонение – привлечение к уголовной ответственности по суду.

Нам остается только догадываться, в каких вредных условиях производили на «Яве» этиловую жидкость для топлива.

Небольшой штрих – приказ об изготовлении обуви на деревянной подошве! Обыкновенную, видимо, просто разъедало. Сам за себя говорит перечень материалов, необходимых для спецобуви, – двунитка, брезент и гвозди…

Первые годы работы завода были очень напряженными. Недостатки монтажа, плохая герметизация оборудования, сложная технологическая схема, недостроенная вентиляция, отсутствие нормальной спецканализации наряду с необученностью рабочих, допускавших технологические нарушения, создавали тяжелые условия труда, что приводило к большому количеству случаев профзаболеваний работающих. В 1942 году было 467 случаев профзаболеваний, в том числе 10 со смертельным исходом. В 1943 году они составили 16 случаев.

Время шло, приближалась Победа, входила в мирное русло и заводская жизнь. Одно из свидетельств тому – майский приказ 1944 года, посвященный детскому труду. Подросткам моложе 16 лет теперь полагалось предоставлять очередные отпуска, обязательный еженедельный день отдыха и запрещалось оставлять их на ночные и сверхурочные работы (из чего можно сделать вывод, что до мая 44-го дети были всего этого лишены).

За отпускниками, остающимися в городе, должно было сохраняться право на получение питания в заводской столовой по карточкам, а также дополнительное питание за счет подсобного хозяйства. Особо нуждающиеся подростки получали помощь в приобретении обуви и одежды.

…В борьбе за качество, улучшение заводской марки коллектив завода не имел ни одного случая выпуска заводского брака. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны решением ВЦСПС и ДОХЛ заводу № 506 было присуждено переходящее Красное Знамя и вручено коллективу завода на вечное хранение.

Екатерина КОЗЛОВА. За помощь в подготовке материала выражаем благодарность директору МБУ «Городской архив г.о. г. Дзержинск» Любови Уздимаевой

Оставить комментарий