Преподавателю Дзержинской художественной школы Виктору Кузнецову 1 ноября исполнилось 70 лет


13.11.22 04:09

Художник высокого полёта

Газета Территория культуры

Мы уже рассказывали об этом образцовом акварелисте в  «Дзержинских ведомостях» в июне прошлого года. Сегодня мы публикуем небольшое интервью с ним и мнения коллег и учеников Виктора Николаевича.

От пленэра до планера

Жизнь Виктора Кузнецова интересна и разнообразна. Азы творчества он постигал с пеленок. Ведь отец нашего сегодняшнего юбиляра – Николай Кузнецов – тоже был художником. Именно он основал в Дзержинске художественную школу для детей. Конечно, Витя не мог пройти мимо мольберта и кисточки. И окончив Горьковское художественное училище и художественно-­графический факультет Костромского пединститута, 50 лет назад пришел преподавать сюда же. Среди множества его полотен, которые представлены на персональной выставке к юбилею художника, есть пейзажи окрестностей Дзержинска, итальянские зарисовки и работы, отражающие интересное хобби Кузнецова. Но обо всём по порядку.

– Виктор Николаевич, в этом году ровно 50 лет, как вы работаете преподавателем в художественной школе. Что же для вас ближе – быть творцом или учить искусству живописи?

– Я уже не могу отделить преподавание от искусства. Среди моих друзей-­художников немало тех, кто занят только творчеством: работают в мастерской, создают полотна. Это удел фанатиков. Я не такой. Больше считаю себя ремесленником, чем художником. Каждая работа – результат слияния большого количества набросков и эскизов. Нужно поддерживать себя в форме, поэтому всегда беру с собой в отпуск папку для эскизов и стараюсь творчески посмотреть на любой приятный глазу уголок природы.

Техника и цветовая гамма зависят от настроения: вот, например, на этой работе показана база подводных лодок. Здесь преобладают серый и другие темные цвета – там, за Полярным кругом, погода иная. А на другом полотне, где изображена итальянская вилла Боргезе, можно увидеть, как солнечные лучи окрашивают белокаменные скульптуры в удивительные оттенки голубого и зеленого.

Иногда работы учеников, особенно вечернего отделения, подталкивают к творчеству. Они пишут маслом, и ты меняешь технику.

– С кем вам интереснее работать: с юными художниками или учащимися вечернего отделения?

– С вечерниками, конечно, проще: каждый из них знает, с какой целью он пришел в художественную школу. К­то-то совершенствует свои навыки, ­кто-то готовится к поступлению. Одна из моих возрастных учениц приходила создавать картины для себя, находила в мастерской отдушину. Потом дарила свои работы знакомым и близким. Здесь они не только отдыхают, предаются творчеству,
но и общаются. И я вместе с ними.

С подростками труднее. До них нужно донести простые истины. Нередко возникают случаи, когда дети путают светлое и темное, например, тень априори насыщеннее предмета, а они ее делают светлой. Учу их внимательности, это важное качество для художника любого возраста.

Да, есть среди моих выпускников и те, кто связал себя с творчеством. Многие работают в школах искусств Дзержинска и Нижегородской области, ­кто-то уже на пенсии и закончил преподавательскую деятельность. Некоторые до сих пор приезжают в гости, заходят за советом.

Замечу, не все спортсмены становятся мастерами спорта, так и не все начинающие художники станут выдающимися живописцами. К­ому-то дано рисовать натюрморты, а ­кому-то – природу. Взять, например, Левитана. Уникальный пейзажист не мог изобразить человеческую фигуру. На одной из его работ фигура дамы принадлежит кисти другого художника. Это достоверный факт.

– Какое ваше любимое время года? Осень и лето с их буйствами красок или зима, когда нужно лишь выбрать из множества оттенков белого?

– Зимой на этюды не пойдешь – краски застывают, писать неудобно. У нас широко распространена практика пленэров. Эту традицию заложил еще мой отец, я продолжаю. Беру учеников на природу, провожу мастер-­классы по акварели для своих коллег из художественной школы и областных школ. В свое время объездили всю область: Ветлугу, Арзамас, Семёнов.

Уже почти двадцать лет к нам приезжают юные художники из города-­побратима Биттерфельда. Кстати, в немецких школах живописи совершенно другой подход к обучению. Если у нас всё построено на классических канонах, то там к детям более лояльны, их не загоняют в рамки. Они рисуют так, как чувствуют. Несколько лет назад мы приехали в Гороховец, и на рисунке немецкой девочки я заметил, что золотые купола храма она сделала фиолетовыми. Говорю об этом преподавателю и слышу в ответ: «Она скучает по дому, поэтому и изменила цвет, показывает свое настроение». Ну что тут еще скажешь?

– Если бы была возможность вернуться в прошлое, вы бы изменили свою жизнь?

– Еще в юности я вступил в аэроклуб, и это увлечение теперь со мной по жизни. Я летаю с 1970 года. К­огда-то даже пытался поступить в летное училище. Стал бы летчиком – картины бы не забросил. С богородским аэроклубом особые отношения: оформлял для них учебный класс наглядными пособиями. Те, кто там были на предполетной подготовке, наверняка видели в классе учебные пособия по правильному пользованию парашютом и приземлению – это мои работы.

С одной из недавних работ (планер, парящий между двух деревьев – прим. О.С.) связан интересный случай. По дороге на Круглое озеро растут два дерева на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый раз, пролетая мимо них, мы с напарником задаемся вопросом – проскочим или нет? Делаем крен и проскакиваем. С неба земля кажется другой, но на эскизы за штурвалом времени нет.

Близкие по духу

Юрий Пешехонов, директор МБУ ДО «Детская художественная школа» города Дзержинска:

– В нашем образовательном учреждении Виктор Николаевич работает с 1972 года. В этом году не только у него юбилей по паспорту, но и 50‑летие преподавательской деятельности. Сам я работаю в дзержинской школе с 2001 года. Могу сказать, что за эти двадцать лет у меня сложились только положительные отзывы об этом человеке. Мы с ним коллеги не только как преподаватели, но и как люди искусства. Оба – члены Союза художников России, поэтому занимаемся творческой деятельностью. Мы с ним близки по духу.

Виктор Николаевич очень скрупулезный и ответственный человек. Он живет своей работой. Помогает всем: и школьникам, и студентам, и пенсионерам. Конечно, передает свой, накопленный годами, опыт. Немаловажно, что делится этим опытом и с коллегами. Он – великолепный акварелист. С 2004 года Кузнецов постоянный участник обменных учений с городами­­побратимами. Уже 1 ноября на третьем этаже школы открылась персональная выставка Виктора Кузнецова.

От всего коллектива желаем ему здоровья и больших творческих успехов. Если человек продолжает творить, значит, он не стоит на одном месте. Желаем ему не останавливаться на достигнутом – лучшая работа всегда впереди!

Добрый сказочник

Елена Павлова, заместитель директора:

– С Виктором Николаевичем я знакома с момента своего поступления в университет, занималась у него на вечернем отделении. На своих занятиях он большое внимание уделяет именно практической стороне вопроса – ему несложно подойти к ученику и показать, как провести линию или наложить краску. Он очень открытый человек – в его добрых глазах видишь расположение к себе! Никогда не позволяет себе кричать на учеников, с пониманием относится к каждому, на уроках царит атмосфера благодушия и творчества. Работать в его мастерской всегда приятно. Многие из выпускников, а он помнит всех поименно и интересуется судьбой каждого, обращаются к нему за советом.

Виктора Николаевича можно сравнить с добрым сказочником, у него и голос, и интонация, как у сказочного героя. Пусть и дальше дарит эту сказку детям, ведь он с ними на одной волне! Душевности и здоровья ему на долгие годы!

Людмила Калашникова, преподаватель:

– В этой школе я работаю уже 12 лет и знаю Виктора Николаевича как талантливого педагога с большим опытом. Для меня он, в первую очередь, наставник, к нему можно в любой момент обратиться за помощью, он хороший друг. В его классе всегда тепло и уютно, от него самого исходит неуловимый свет, стоит только заглянуть в его добрые глаза. А глаза – это зеркало души! Поэтому и душа у Виктора Николаевича – добрая.

В прошлом году мы с ним вместе организовали персональные выставки в Доме книги Дзержинска. Мои работы – в технике масляной живописи, а работы Кузнецова наполнены воздухом, чувствуется легкость в каждом мазке кисти. Ведь акварель при своей прозрачности и мягкости – одна из самых утонченных техник живописи. Художники понимают друг друга с полуслова, и общение с ним для меня только в радость. Желаю Виктору Николаевичу огромного здоровья, счастья и творческого вдохновения.

Павел Алёшин, преподаватель:

– Я знаком с Виктором Николаевичем с 2017 года. Когда я только начинал свою педагогическую деятельность, конечно же, у меня возникало множество вопросов. Обращался к Кузнецову, и он никогда не отказывал, давал советы, направлял меня, как преподавателя. Наши мастерские находятся рядом, хочу сказать, что у него на занятиях строгая дисциплина, ведь шум и разговоры отвлекают ребят. На вечернем отделении всегда царит полная тишина.

Многие из его бывших учеников по некоторым обстоятельствам сейчас занимаются у меня. Они характеризуют Виктора Николаевича как преподавателя академической школы искусства: если нужно прочертить линию, то обязательно прямую, если наложить мазок, то только в верном направлении. Да, изменения классических канонов допускаются в декоративно-­прикладном творчестве или станковой композиции. Но построение геометрических фигур или прорисовка частей человеческого тела – это только по учебникам, написанным для начинающих художников.

Виктор Николаевич – замечательный собеседник. Иногда заслушаешься его байками. историями из жизни, с ним тепло и душевно. Хочется пожелать ему здоровья и сохранения того позитивного настроя, которым он всегда делится с коллегами и учениками.

Карина Каюмова, студентка ВШЭ, ученица вечернего отделения Детской художественной школы:

– Художественную школу я окончила пять лет назад, занималась в классе Виктора Николаевича. Это замечательный педагог, он дает все те основы, которые нужны для изучения и познания творчества. Дальше всё уже зависит от самого ученика. Большой плюс в том, что он не наседает на учеников и у них не возникает неприятия к занятиям. Ты приходишь и работаешь в свое удовольствие, добиваешься успехов.

С помощью Виктора Николаевича я смогла заявить о себе в образовательном центре «Сириус». Он помог мне в создании работ, с которыми я выступила в этом проекте, несмотря на непростой конкурсный отбор. Он поверил в меня. Это важно для ученика, когда он видит помощь от своего учителя. Мастерская Виктора Николаевича – для меня как родной дом. Сейчас я прихожу сюда и за творчеством, и за общением с талантливым человеком. Здесь особая атмосфера.

Ольга СЕРЁГИНА

Оставить комментарий