Он же памятник!


04.11.23 10:36

75 лет назад в Дзержинске установили памятник «Железному Феликсу»

Он же памятник!
Газета Страницы истории

Почти в каждом фотоальбоме хранятся групповые снимки на его фоне. «Железный Феликс» на страже города уже 75 лет. Но в отличие от многих других монументов, рождение памятника революционеру, давшему имя нашему городу, длилось два десятилетия и связано с весьма любопытными фактами и неожиданными решениями.

Город переименовать, памятник заложить

Поселок Растяпино разрастался, и многим было известно, что строящийся на его месте город будет носить имя пламенного революционера, соратника Ленина – Феликса Дзержинского. Известный московский скульптор Сарра Лебедева прислала в Растяпинский районный исполнительный комитет фотографию бронзового бюста «Железного Феликса». Еще в 1925 году Лебедева написала для этого бюста портрет, получивший премию на выставке в Совнаркоме и считавшийся лучшим изображением Дзержинского.

Комиссия по увековечению памяти революционера утвердила проект памятника, но до его установки прошло еще 20 лет. Хотя желание установить основателю ВЧК памятник на главной площади города было у многих, и образец памятника нравился. В первом пункте плана мероприятий к 1 Мая 1929 года, которые должен был провести Растяпинский райисполком, значится: «Официально переименовать город Растяпино и станцию в Дзержинск». А во втором говорится о закладке в этот день на административной площади памятника Дзержинскому.

Однако этого не случилось. Вновь вопрос о памятнике Дзержинскому официально был поднят в июле 1936 года на пленуме горсовета, посвященном 10-летней годовщине смерти «Железного Феликса». В решении пленума было лаконично и четко записано: «Воздвигнуть в городе памятник Ф.Э. Дзержинскому». Все мероприятия, связанные с сооружением памятника (место, смета, архитектурное оформление) пленум поручил разработать президиуму горсовета. А необходимые средства решено было собрать с городских предприятий.

Но решение пленума осталось нереализованным, как и планы 1939 года. Помешала война, лишь с ее окончанием перспектива появления в городе памятника Дзержинскому стала более реальной.

В масштабе 1:10

4 августа 1945 года Совет народных комиссаров СССР в очередной раз принял решение о строительстве в нашем городе памятника Феликсу Дзержинскому. Профинансировать проектно-сметные и строительные работы и заключить договор о проектировании горисполком поручал заводу им. Свердлова. Изготовить фигуру из гипса и смонтировать ее на постаменте должны были до 20 сентября 1945 года. Все строительные работы предполагалось закончить до 5 декабря 1945 года. Была даже озвучена сумма в 325 тысяч рублей. Но не случилось…

В декабре 1945 года вопрос о памятнике рассматривался уже на совещании горкома партии. На этот раз подготовить проект памятника поручили главному архитектору города Алексею Кусакину, как раз в это время он занимался разработкой плана площади Дзержинского. В связи с намеченным строительством композиция памятника была включена в ансамбль площади как ее доминант.

Уже в начале февраля 1946 года исполком горсовета рассматривал несколько представленных вариантов памятника. Однозначно сошлись на макете скульптора Александра Волькензона. Материалом для облицовки пьедестала был выбран серый полированный гранит (лабродорит), саму фигуру планировалось изготовить из бронзы.

 5 апреля 1946 года отдел градостроительства управления по делам архитектуры определил, что памятник будет установлен в южной части сквера, то есть на входе в него со стороны кинотеатра «Ударник». Над эскизом фигуры Дзержинского вместе с Волькензоном работал скульптор Гавриил Шульц. К строительству был утвержден представленный ими проект и модель фигуры Дзержинского в масштабе 1:10.

Все работы над памятником планировалось завершить к 7 ноября 1948 года, к 31-й годовщине Октябрьской революции. Но проект и макет памятника, как и техническую документацию, необходимо было еще утвердить в областных инстанциях. Горисполком же предложил скульпторам изготовить модель фигуры в масштабе 1:5. Но в нужном размере Шульц и Волькензон модель не представили, да она и не имела надлежащего утверждения. Тем временем, точнее в мае, пьедестал памятника был уже готов.

Миллион рублей за медь

Дальнейшие события развивались по новому сценарию, с другим скульптором и по другому проекту. Как рассказывал заведовавший в то время культпросветотделом горисполкома Василий Кристафович, который координировал все работы, связанные с памятником, за новым проектом решено было обратиться к Сергею Меркурову. Он был известен по гранитной скульптуре Сталина, установленной в 1939 году у входа в Третьяковскую галерею. Этот памятник считался одним их лучших бронзовых изваяний вождя, а скульптор – наиболее именитым. Знали его имя и в Дзержинске. Ведь Меркуров был автором памятника Ленину, стоящему возле Дома культуры имени Свердлова.

В Москву к Меркурову поехал Кристафович. Скульптор оказался на даче, шикарной, огромной, какие были только у высших правительственных чиновников. «Меркуров выслушал нашу просьбу, – рассказывал Кристафович, – и сразу же объявил цену за работу – миллион рублей. Огромные по тем временам деньги. Сумма была согласована с городскими властями, и договор подписан. Меркуров принялся за работу».

Выполненную им модель утвердил Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР. Но памятник вместо заявленной вначале бронзы отливался из электролитной меди. Внутри он был полый, что тоже значительно удешевляло стоимость. С Меркуровым встречался и Кусакин: обсуждал проект композиции пьедестала, привязки монумента к площади и скверу.

Строительство городского театра, ранее запланированное также на площади, было перенесено в другое место. По этой причине было решено установить памятник не с южной стороны сквера, а в его центре. В таком варианте 10-метровый монумент не только центрировал площадь, но и просматривался со всех прилегающих проспектов, придавал ей художественную образность. Проект Кусакина и модель скульптуры памятника Меркурова были утверждены комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР.

Отказала аппаратура

В конце сентября 1948 года скульптуру из нескольких частей доставили в Дзержинск. Сгрузили недалеко от железной дороги у бывшего краеведческого музея. Некоторые жители бывших Вокзальной и Просвещенской улиц помнят, как под открытым небом лежали отдельные фрагменты памятника.

И вот 7 ноября с самого утра на площади Дзержинского в сквере стал собираться народ со знаменами, портретами Сталина и других руководителей партии и правительства. Скоро на площади Дзержинского стало тесно.

Слово взял секретарь горкома партии Устин Шевляков. В середине поздравления с 31-й годовщиной Октября отказала аппаратура радиоузла, осуществлявшего трансляцию. Но Шевляков продолжал свою речь без микрофона.

Чуть позже под бурные аплодисменты и звуки Гимна Советского Союза он перерезал красную ленту, сдерживающую покрывало: перед взором людей предстала фигура целеустремленного, твердого человека, сильного и уверенного в правоте своего дела. Именно таким всем собравшимся на митинг казался «Железный Феликс».

Шевляков тем временем рассказывал о жизненном пути главного чекиста, но площадь его не слышала. И другие выступавшие говорили о роли Дзержинского в становлении советской власти, о городе, о достижениях дзержинцев в труде. Но их не было слышно. Ситуацию спасало лишь великолепие памятника.

После митинга тысячи дзержинцев еще долго не расходились с площади. В тот день, 7 ноября 1948 года, у пьедестала памятника, словно застывший, весь день стоял солдат в длинной шинели и с винтовкой у плеча. Этот почетный караул еще больше усиливал впечатление от воплощенного в металл «рыцаря революции».

Дзержинский горисполком обращался в комитет по Сталинским премиям в области искусства с просьбой присвоить звание лауреатов Сталинской премии авторам памятника скульптору Меркурову и главному архитектору города Дзержинска Кусакину. Но в просьбе было отказано….

Напомним, городской архив Дзержинска готовит документы для информационной системы «Память народа».

Вячеслав САФРОНОВ

Фото из архива автора

Оставить комментарий