Газета Культура Молодежь
21.02.20

1945-2020. МЫ ПОМНИМ. МЫ ГОРДИМСЯ

«Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»

«Десять песен о войне» — такое название получил литературно-музыкальный концерт, в преддверии Дня защитника Отечества прошедший в библиотеке имени Пушкина в рамках традиционных «Рубцовских суббот».

И на привале, и в походе, и в бою

Военные песни — это настоящая музыкальная летопись Великой Отечественной войны: ведь они звучали с самого первого и до последнего дня, рассказывая обо всем происходящем на этой страшной войне. Казалось бы, тяготы и страдания военного лихолетья не оставляли места для песен. Тем не менее музыка всегда сопровождала солдата, она была ему необходима и на привале, позволяя вспомнить что-то сокровенное из прошлой мирной жизни, и в военном походе, и даже в бою. В решительные минуты песня помогала собраться, отогнать панику и страх. Учитывая эти обстоятельства, в 1942 году на Апрелевском заводе грампластинок было возобновлено их производство, и на фронт вместе с ящиками со снарядами стали отправлять ящики с пластинками.

— В Год памяти и славы военной тематике уделяется особое внимание, — рассказывает заведующая библиотекой имени Пушкина Татьяна Исаева. — В январе наша традиционная «Рубцовская суббота» тоже была военно-патриотической. Называлась она «Мы родом не из детства — из войны» и посвящалась поэтам — детям войны, к которым, как известно, относится и Николай Рубцов, родившийся в 1936 году. Организовать концерт нам помогали преподаватели Дзержинского музыкального колледжа и дзержинской школы искусств №4 Татьяна Хованская, Кристина Зарепова, концертмейстеры Елена Капранова и Марина Коровченко. Мероприятие получилось интересным для зрителей, и мы решили продолжить наше сотрудничество.

В февральской вместе с преподавателями выступили две студентки колледжа — Дарья Петрова и Елизавета Горева, для которых это был творческий дебют. В свою очередь сотрудники библиотеки сопроводили выступление солисток интересным рассказом об истории создания военных песен, которые являются частью музыкального наследия нашей страны. Кроме того, на вечере звучали стихи о войне Давида Самойлова, Юлии Друниной, Роберта Рождественского и Николая Рубцова.

А открыла концерт легендарная «Катюша» поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера, ставшая одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны. В Красной армии ее знал каждый боец. Более того, в течение военных лет солдаты сложили несколько вариантов этой песни, в которой Катюша была и бойцом с автоматом наперевес, и медсестрой, и солдатской подругой, и даже партизанкой, которая ходила по лесам «партизанской узкою тропой».

«Огонек» и «Катюшу» могут петь даже дети

Многие композиторы, известные и неизвестные, претендовали на авторство музыки к другой легендарной песне на стихотворение Михаила Исаковского «Огонек». Союзу композиторов СССР пришлось даже создать специальную комиссию для установления подлинности авторства. Правда, эти мелодии не имели ничего общего с той, под которой песня стала широко известна и любима в нашей стране. Впервые официально «Огонек» прозвучал с этой мелодией в 1947 году в исполнении певца Владимира Нечаева, и сразу же были выпущены грампластинки, на которых вместо композитора значилось: «музыка народная».

В программе «Десять песен о войне» было несколько песен из, скажем так, мужского репертуара. «Эх, дороги» Анатолия Новикова и Льва Ошанина, «Лизавета» Никиты Богословского и Евгения Долматовского и, конечно же, «Хотят ли русские войны» Евгения Евтушенко и Эдуарда Колмановского, хорошо известная в исполнении Марка Бернеса. Впрочем, чисто женский коллектив, формирующий программу «Десять песен о войне», это нисколько не смущало.

— Программу мы компонуем многожанрово, чтобы в ней были и лирические песни, и патриотические, — такие как «Хотят ли русские войны», — рассказывает преподаватель музыкального колледжа и ДШИ №4 Татьяна Хованская. — К сожалению, мальчиков музыке обучается мало: 90 процентов студентов — это девочки. Но выбранные нами песни по содержанию очень доступны, и для вокалистов не принципиально — мужское это исполнение или женское. Многие из них, например «Катюша» и «Огонек», могут петься даже детьми. Другие — более взрослые по содержанию, и это тоже нужно учитывать.

Творческая группа преподавателей и студентов музыкального колледжа уже провела в городе несколько концертов, причем репертуар готовится под конкретную публику, обновляясь примерно наполовину. Как признаются сами исполнительницы, зрители (чаще всего это дзержинцы старшего возраста) всегда тепло принимают их выступления, охотно подпевают хорошо знакомые песни и благодарят после концерта. По мнению преподавателей, участие юных солисток в выездных мероприятиях позволит им комфортнее чувствовать себя на сцене, петь более выразительно и эмоционально в итоговых концертах, которые готовятся в колледже к 75-летию Победы.

Нина ШУМИЛОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *