Анна Вяхирева: «Я детям отдаю душу. И ничего не прошу взамен»


19.03.20 04:39

Три кита, на которых она стоит, – это любовь, творчество и интерес. На работе – «второй папа», на сцене —

Общество

Три кита, на которых она стоит, – это любовь, творчество и интерес. На работе – «второй папа», на сцене — Баба-Яга, а по жизни – элегантная, хрупкая и очаровательная женщина. Знакомьтесь: победитель городского конкурса профессионального мастерства «Искусство быть в профессии» — учитель начальных классов средней школы №37 Анна Вяхирева.

Стеснение и труд – все перетрут

Родилась Анечка в самой обыкновенной дзержинской семье. Мама — бухгалтер, папа – рабочий на заводе, мастер на все руки. В широком кругу девочка считалась замкнутой и очень стеснительной. Среди детских увлечений – кружок по вязанию и музыкальная студия в ДК имени Свердлова.

Затем семья переехала в Большеболдинский район. В их селе Алексеевка средней школы не было – за знаниями приходилось ездить в соседнее Аносово. Через год аносовскую школу Аня сменила на большеболдинскую, поступив туда в десятый класс. Соседка по парте оказалась такой же застенчивой и замкнутой девочкой – на том и сошлись. И когда подружка решила ехать в нижегородский центр одаренных детей, Ане не оставалось ничего другого как последовать за ней.

Именно в центре произошла знаковая, по словам нашей героини, встреча – с ее полным антиподом. Новая знакомая общалась со всеми, всегда и везде — для нее не было преград ни в возрасте, ни в образовании.

— Я смотрела на нее и думала: а смогу ли я так? – вспоминает Анна Николаевна. – И вот однажды решилась. В автобусе всю дорогу выбирала себе человека, с которым смогла бы запросто заговорить. К концу поездки собралась с духом и… С тех пор меня не остановить (смеется)!

Вяхирева всегда видела себя только учителем начальных классов, и даже не может объяснить, почему.

— Наверное, потому, что в моем детстве слово «учитель» действительно звучало гордо, — говорит Анна Николаевна. — И мне хотелось получить такой же высокий статус. Ну, а тот факт, что, при моей-то стеснительности, придется выступать перед аудиторией, я как-то упустила. Хотя, наверное, в глубине души меня всегда привлекало лицедейство.

Анна Вяхирева в профессии – с 1996 года. Во время преддипломной практики ей, студентке Лукояновского педучилища, предложили заменить отсутствующего педагога.

— Думала, что начну работать с методистом, под руководством учителя, перенимать опыт и наблюдать за детьми, — рассказывает она. — Но все оказалось гораздо прозаичнее. Открылась дверь и сопровождающий меня директор произнес две фразы: «Дети, знакомьтесь: это Анна Николаевна» и «Анна Николаевна, это – первый класс». Потом дверь закрылась, и я осталась наедине с моими первыми учениками…

Вот так, с места – и в карьер начался трудовой путь нашей героини. Начался довольно удачно: ей выплатили зарплату (хотя практика такого не подразумевает) и… пригласили на работу. Всего за три года (и это – с вычетом декрета, пусть и недолгого) молодой специалист получила вторую категорию – за проведение областного семинара для директоров (!) школ. Параллельно окончила Арзамасский педагогический институт.

В 2002 году Вяхирева вместе с мужем и сыном вернулась в Дзержинск. Как-то раз предложила в садике, куда водила ребенка, свою помощь в организации спектакля. Безукоризненно отыграв любимую роль Бабы-Яги, молодая женщина тут же была принята на должность воспитателя. Следующая запись в ее трудовой книжке – воспитатель группы продленного дня в школе №37. А 14 лет назад все вернулось на круги своя: с тех пор Анна Николаевна – учитель начальных классов ставшей ей родною школы.

Секрет приподнятой брови

За время работы у нашей героини было уже шесть выпусков! А в этом году Анна Вяхирева решила попробовать свои силы на городском конкурсе профессионального мастерства «Искусство быть в профессии» и стала победительницей в номинации «Учитель года».

— Администрация нашей школы предложила поучаствовать в конкурсе — значит, мне есть чем поделиться с коллегами, — рассказывает Анна Николаевна. – А ведь одна из основных целей конкурса «Искусство быть в профессии» — это и есть обмен опытом. Лично я не шла на проект с мыслью о победе. Я и детей своих учу, что первое место на любых конкурсах – вовсе не самое главное. Гораздо важнее открыть для себя что-то новое и поделиться своими открытиями с другими.

По признанию финалистки, самым замечательным было принимать поздравления от других участников конкурса, с которыми ранее она даже не была знакома. Это лишний раз свидетельствует о единении педагогического сообщества. И Вяхирева была счастлива увидеть, сколько талантливых и интереснейших учителей есть в родном Дзержинске!

— Спасибо администрации города, что она продолжает поддерживать и развивать конкурс профессионального мастерства, — говорит победительница. – Ведь, как бы громко это ни звучало, но в руках работников образования будущее нашего города!

У Вяхиревой никогда не было и нет любимчиков. Она удивляется: как можно делить детей на успешных и не очень? Иногда самый заядлый двоечник и хулиган в трудной ситуации может первым прийти на помощь, а отличник – подвести. Человеческие качества — они от оценок и поведения не зависят.

— Для меня главное – это честность и отсутствие лени, — говорит учитель. — Я принимаю любого ребенка, ведь каждый из них — прежде всего личность!

Когда малыш приходит в первый класс, для него все новое. И он начинает прощупывать почву: смотрит, как педагог реагирует на его поведение, на его капризы. Если ребенок видит, что учитель – сильная натура, он признает его авторитет. И принимает требования учителя и установленный в классе порядок. Второй класс – любимый возраст Вяхиревой. Контакт полностью налажен: дети понимают учителя даже не с полуслова, а с полувзгляда. Достаточно чуть приподнять бровь – и они знают, что не так, куда идти и что делать.

Мастер перевоплощения

Традиционно учителя начальных классов называют второй мамой. Но здесь Анна Николаевна неожиданно заявляет:

— Я больше ощущаю себя вторым папой – таким же добрым, справедливым, но в меру строгим человеком. Дети понимают, что разжалобить меня капризами – невозможно. И, да, я не буду завязывать шнурки ребенку — я просто научу его делать это самостоятельно.

Непосвященные могут подумать: ну что интересного в начальной школе – из года в год учить читать по слогам и складывать два плюс два?

— В работе педагога ничего не повторяется, — парирует Анна Николаевна. – Ведь дети одно и то же воспринимают по-разному. Я всегда ставлю во главу угла творчество и интерес. Они – двигатель дальнейшего развития. Они помогают мне увидеть необычное в обычном и показать это детям. Для меня учитель – мастер перевоплощения. На уроке я – строгая, требовательная, с долей юмора, на перемене – внимательная и заботливая, а на празднике – инициативная и креативная. И дети воспринимают меня по-разному, в зависимости от моей роли.

Поэтому ученикам Вяхиревой чрезвычайно повезло: они не знают, что такое приглашенные аниматоры. У них — действующий театр одного актера, то есть одного учителя. На классных праздниках в главной роли – наша героиня. Конечно, ребята и родители не отстают от педагога – с удовольствием придумывают сценарии, шьют костюмы и выходят на сцену. Ведь быть пассивным зрителем – это так скучно и неинтересно!

…Почти прощаясь, спрашиваю у Анны Николаевны, в чем секрет ее профессионального мастерства. Задумывается. Потом отвечает:

— Вот Сухомлинский говорил: «Я сердце отдаю детям». Для меня сердце – орган моей жизнедеятельности. Я детям отдаю душу. И ничего не требую взамен. Наверное, дети чувствуют эту искренность. И отвечают мне взаимностью.

Екатерина КОЗЛОВА

Оставить комментарий