Трамвай воспоминаний


26.03.20 09:51

Истинные энтузиасты сохраняют историю дзержинского транспорта Трамвайное движение в Дзержинске было закрыто пять лет назад. Рельсов не осталось, а трамваев

Город Общество

Истинные энтузиасты сохраняют историю дзержинского транспорта

Трамвайное движение в Дзержинске было закрыто пять лет назад. Рельсов не осталось, а трамваев – целых два! Причем один из них еще и на ходу! Его реанимацией занимаются активисты-любители. Их идейный вдохновитель — директор частного учреждения культуры «Музей городского транспорта» Андрей Блохин.

Музей-передвижник

«Музей городского транспорта» зародился из… протеста. В 2013 году, когда над трамвайным движением нависла угроза закрытия, общественность вышла на его защиту. Лидером инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт» и стал наш собеседник Андрей Блохин. Увы, тогда отстоять трамвай не удалось. Но появилась другая цель – сохранить его историю.

— Во многих городах, где «закрыли» трамвай, — таких как Архангельск, Воронеж, Астрахань, Иваново, – перечисляет Андрей Александрович, – ничего напоминающего о нем не осталось. Только фото в интернете.

А вот в Дзержинске благодаря Андрею Блохину и его друзьям есть тематическая коллекция в полторы тысячи экземпляров! Компостеры, билетные аппараты, модели трамваев, проездные билеты (есть даже датированные XIX веком!), светофоры, токоприемники, вывески с остановок, маршрутные указатели, множество исторических документов, переданных из МУП «Экспресс»… Список весьма внушителен.

Первую выставку Блохин и его сотоварищи представили на суд горожан в начале 2017 года – в библиотеке имени Зои Космодемьянской. Официально же «Музей городского транспорта» был зарегистрирован лишь спустя полтора года – летом 2018-го. У музея не было собственного помещения. Выставка собиралась и проводилась что называется на заказ. И бесплатно. Эдакий музей-передвижник.

— Мы заточены на интерактив, – рассказывает Андрей Александрович. – Многие экспонаты – живые. На них можно не только посмотреть – их можно опробовать: в кассах – приобрести билеты, в компостерах – прокомпостировать абонементные талоны. Можно даже посидеть за пультом управления и позвонить в трамвайный звонок!

Андрей Блохин уверен, что транспортный музей – это мировой тренд:

— Он имеет не только историческую ценность, но и техническую специфику. Мы стремимся к тому, что наш музей станет некой точкой притяжения для туристов. Поверьте, в России нет ни одного провинциального города, который может похвастаться аналогичным учреждением, где выставляются такие коллекции. На последнюю выставку, которую мы организовывали в Центре общественных работ, приезжали даже из Москвы и других городов. Побывал у нас на экскурсии и глава нашего города.

Как итог визита Ивана Николаевича Носкова – выделенное музею для реставрации трамваев помещение на безвозмездной основе на территории бывшего 2-го трамвайного депо. Ангар принадлежит муниципалитету, но Андрей Блохин надеется на аренду этого помещения в дальнейшем под музей. По словам активиста, новое руководство города не просто обещает, но и оказывает активное содействие в работе.

Сошлись на рельсах

«Федеральный исследовательский центр вирусологии и микробиологии». Спросите, к чему я это? А к тому, что Блохин (между прочим, кандидат ветеринарных наук) – ведущий научный сотрудник этого центра. Да-да, днем – ученый, а в свободное от основной работы время – коллекционер, реставратор и даже экскурсовод. Причем – не просто на безвозмездной основе: Андрей Блохин вкладывает в развитие музея собственные средства.

— Мы не привыкли просить денег, – признается он. – Главное, чтобы нам не мешали и создавали условия для работы.

«Мы» – это команда единомышленников. Коих наберется не больше десятка. Такие же энтузиасты и бессеребренники.

— И на какой почве вы сошлись? – спрашиваю.

— Мы не на почве сошлись, а на рельсах, – смеются они.

— Я их иногда сосисками подкармливаю, – продолжает шутить Андрей Александрович, – вот они и ходят помогать.

А теперь – серьезно.

Владимир Варакин. Окончил РАНХиГС по специальности «муниципальное управление»:

— Кто, если не мы? Мы не для себя все это делаем – для города. Чтобы сохранить историю транспорта для подрастающего поколения. Знаете, с каким восторгом дети воспринимают нашу выставку! И не только дети. Взрослые — кто с интересом, а кто с ностальгией — погружаются в транспортную историю.

Егор Измайлов, студент железнодорожного Нижегородского техникума транспортного обслуживания и сервиса:

— Я с детства люблю транспорт и коллекционирую его модели. Еще одно мое хобби – фотографировать общественный транспорт. Сейчас получаю специальность «машинист электровоза», профессия – слесарь-ремонтник подвижного состава.

Александр Роганов, студент Нижегородского строительного техникума:

— Мы ни от какой работы не отказываемся. И собрать, и разобрать можем, и покрасить, и распилить, и приварить, и убрать.

Спросите, зачем музейщикам-волонтерам нужны все эти навыки? А затем, что все экспонаты, которые нуждаются в реставрации, они реанимируют собственными силами. Сейчас они работают над своим пока самым масштабным проектом – к юбилею города дают новую жизнь вагону серии Х.

Из уникальной чертовой дюжины

Вагон серии Х и снегочист – все, что осталось от трамвайного подвижного состава. Под распил, в отличие от своих собратьев, они не попали лишь потому, что прежняя администрация города надеялась продать их подороже: не как лом, а в виде исторического объекта.

Вагоны серии Х действительно уникальны. Это были первые отечественные двухосные вагоны, вышедшие в массовое производство в конце 20-х годов прошлого века. Пионеры советского трамваестроения. В мире осталось всего тринадцать подобных вагонов! На ходу – только шесть, и один из них – в Дзержинске. Правда, наш был выпущен чуть позже – в начале 50-х годов ХХ века. И оснащение его было более продуманно: одна кабина и двери на одну сторону (у трамваев первых выпусков было две кабины и двери на обе стороны) плюс автоматический привод дверей.

После списания раритетный вагон стоял на почетном постаменте – сначала в первом трамвайном депо, потом – во втором. Раз в год как достояние «выходил в люди» – на День города. Его последний рейс датируется маем 2015-го.

— В 2003 году вагон был капитально отремонтирован, но тогда никто не заморачивался, чтобы придать ему первоначальный вид, – рассказывает Андрей Александрович. – Наша первоочередная задача – вернуть вагону оригинальный экстерьер. Хотим успеть к празднованию Дня города в мае. Вот сняли все старые слои краски – будем грунтовать и шпаклевать. Что касается интерьера, то его планируем реставрировать к концу года. Вообще хочу сказать, что мы идем ударными темпами. Ведь в среднем продолжительность реставрации трамвайного вагона – это пять-шесть лет.

Ну, а после реанимации вагона серии Х придет очередь вагона-снегочиста. К слову, эти вагоны де-юре все еще принадлежат МУП «Экспресс». Но волонтеры очень надеются, что их в скором времени передадут в фонды музея. С соответствующим предложением в «широкие массы» Андрей Блохин как член Общественной палаты города собирается выйти в самое ближайшее время и уверен, что глава города его вновь поддержит.

Горе — не беда

Ангар бывшего 2-го трамвайного депо, где идет реставрация раритетного вагона, находится в довольно плачевном состоянии. Но общественники не плачут, а видят только плюсы. Говорят, что более подходящего помещения в стиле «лофт» им и не найти.

Плюс первый — здесь остались трамвайные рельсы.

— Достаточно подвесить контактный провод, купить трансформатор — и вагон поедет, – поясняет Андрей Блохин. – Представляете, сколько радости будет у ребят и взрослых – прокатиться на трамвайчике! Но это случится не скоро – работы еще много.

Плюс второй – здесь есть электричество: можно работать и по вечерам.

Плюс третий – помещение с крышей: значит, трамваи не будут, как в том же нижегородском музее, стоять под открытым небом, ржаветь и гнить.

— Транспортные музеи – учреждения специфические, – продолжает рассказ Андрей Александрович. – Они не нуждаются в каких-то шикарных зданиях. Здесь нам достаточно отремонтировать крышу, побелить потолки, оштукатурить и покрасить стены, залить бетоном пол в местах, где он разрушен. В одном помещении будет находиться непосредственно транспорт (надеемся, скоро наш музей пополнится еще и троллейбусом), во втором – выставочная экспозиция. Можно много чего интересного еще придумать. К примеру, в Калининграде в трамвайном депо обустроили концертный зал, где проходят концерты и музыкальные вечера. Почему бы и нет?..

Не очень удобное географическое положение тоже не пугает Андрея Блохина и его команду, поскольку многие музеи транспорта находятся далеко не в центре города. Допустим, в Вене музей транспорта расположен почти на юго-восточной окраине, Fox River Trolley Museum находится в пригороде Чикаго, а один из самых известных – Skjoldenæsholm Tram Museum, расположенный в Дании, – вообще среди бескрайних полей, лесов и озер, куда ехать от Копенгагена примерно час на поезде, а потом ещё на автобусе. 

Меньше месяца назад частное учреждение культуры «Музей городского транспорта» подало заявку на грант – в фонд Владимира Потанина, который поддерживает музейную и волонтерскую деятельность. Сумма – полтора миллиона. Тема – «Трамвай провинциального города: живая история». Идея – сделать экспозицию (центром которой, конечно, будет, трамвай), воссоздающую антураж улицы советских времен. Надеемся, что у ребят все получится!

Екатерина КОЗЛОВА

Оставить комментарий