В условиях пандемии коронавируса и самоизоляции на первый план вышли некоторые виды деятельности, ранее пребывавшие в тени. Например, доставка еды на дом. Корреспондент «Дзержинских ведомостей» пообщался с представителями компаний, сотрудниками ресторанов и кафе, оказывающих подобные услуги дзержинцам, а также с клиентами магазинов, заказывающими еду, и расспросил, насколько востребован подобный бизнес в последнее время в нашем городе.
Выбирают бизнес-ланчи
Кафе, бары, рестораны и другие заведения общепита в Дзержинске, как известно, закрыты. Часть из них работает на доставку еды на дом.
Как рассказал администратор одного из самых престижных ресторанов Дзержинска, до начала противоэпидемических мероприятий этой услуги, как таковой, у ресторана не было. Сейчас же доставить на дом можно весь перечень блюд из меню. Заявки делаются по телефону. После чего заказ можно забрать в ресторане (так называемый самовывоз), либо еду доставит курьер. Заказчик платит курьеру — либо наличными, либо банковской картой. Стоимость заказа – точно такая же, какая указана в меню. Некоторые рестораны доставляют еду со скидками.
Дзержинцы просят доставить на дом преимущественно бизнес-ланчи, которые можно получить в обеденное время (с 12 до 16 часов). Заказы на основное меню, включающее достаточно дорогие позиции, по понятным причинам, менее востребованы. Самовывоз во время пандемии значительно сократился. Даже клиенты из близлежащих домов стараются воспользоваться услугой доставки, чтобы лишний раз не покидать жилище.
По словам администратора ресторана кавказкой кухни, если раньше в день ресторан принимал, как минимум, пять-шесть таких заказов, то сейчас в день принимают в лучшем случае один, либо — вообще ничего.
Скептики прогнозируют, что после окончания режима самоизоляции люди, более или менее регулярно посещавшие кафе и рестораны, перестанут делать это столь активно. К тому есть несколько причин. Некоторым банально понравится получать еду дома. Другие откажутся часто наведываться в кафе и рестораны по финансовым соображениям. Ну, а третьи просто поостерегутся ходить в заведения общепита, опасаясь второй и даже третьей волн CОVID-19, о возможности которых говорят специалисты.
Садоводы остались дома
Руководитель компании по доставке еды японской и европейской кухни «City&Sushi» индивидуальный предприниматель Кирилл Белицкий рассказал, что по опыту прошлых лет у подобных компаний с апреля ежегодно наблюдается сезонный отток клиентов. Связано это, прежде всего, с началом садово-огородного сезона. Но с введением режима повышенной готовности в регионе многие садоводы и огородники остались дома и продолжили заказывать еду на дом.
— Снижение количества заказов оказалось не столь существенным, как мы ожидали, поэтому пока все идет хорошо, — говорит Кирилл.
Заказывают еду на дом люди самых разных профессий и возрастов. Чаще всего это молодые пары. Дзержинцы выбирают продукцию «City&Sushi» на дни рождения, семейные торжества и даже на корпоративы. Роллы, суши, пицца, салаты¸ лапша — традиционный ассортимент компании. Сейчас нельзя сходить в ресторан или кафе поужинать, поэтому горожане чаще стали заказывать еду с доставкой на дом.
Время доставки, заявленное компанией, — в течение часа, и курьеры «City&Sushi» стараются его придерживаться. Правда, с введением режима самоизоляции это время может немного увеличиться, в пределах 10-20 минут.
Сокращений персонала, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, в компании не было.
— Никого из сотрудников в принудительные отпуска не отправляем, стараемся по возможности сохранить персонал, — объясняет Кирилл Белицкий. – Наоборот, я сейчас набираю людей, старюсь помочь тем, кто вынужденно остался без работы. Например, поварам из ресторанов, которые закрылись и не работают на доставку. Берем людей на временную работу.
Кирилл настроен в целом оптимистично. Говорит, что какие-то предприятия после окончания эпидемии будут вынуждены уйти с рынка, а это неплохой шанс для тех, кто останется.
По словам руководителя компании по доставке еды, во всех помещениях делается тщательная санитарная обработка. Каждые два часа проводится так называемое кварцевание. Маски, перчатки и антисептики для обслуживающего персонала закуплены в большом количестве. Финансовая подушка безопасности тоже имеется.
— Кризис — это еще и новые возможности для роста, и при правильном подходе из любой ситуации можно извлечь пользу, — улыбается Кирилл. — Мы хорошо подготовились, поэтому, думаю, сможем продолжать развитие своего предприятия и в рамках данной ситуации.
Возросла конкуренция
Компания по доставке еды «Sushi Star», специализирующаяся на японской кухне, имеет три филиала в Нижнем Новгороде и один – в Дзержинске.
По словам руководителя «Sushi Star» Дмитрия Дибихина, с введением на территории Нижегородской области режима повышенной готовности работа компании в глобальном смысле не изменилась за исключением некоторых деталей. Например, если раньше люди чаще заказывали еду на дом вечером в пятницу, а также в субботу и воскресенье, то теперь заказы на доставку поступают равномерно в течение недели. Это вполне объяснимо: многие сидят дома в отпуске или работают в удаленном режиме.
Как рассказывает Дмитрий Олегович, тенденция к снижению продаж все же наблюдается. Пока не критичная, но она есть. Дибихин предполагает, что люди могут элементарно экономить деньги, поскольку нет ясности, как сложится ситуация с распространением коронавирусной инфекции в дальнейшем. Впрочем, существуют и другие причины.
— Многие компании, ранее не занимавшиеся доставкой еды, включили это направление в свою работу, — отмечает руководитель «Sushi Star», — поэтому в нашей сфере деятельности возросла конкуренция.
Что касается покупательского спроса, то пандемия коронавируса на него практически никак не повлияла: любители суши, роллов и других блюд японской кухни не меняют своих предпочтений.
Доставка еды по Дзержинску обычно не превышает часа. При этом расстояние не отражается на стоимости заказа. Другими словами, в «Sushi Star» покупатели, живущие в центре города и на его окраине, включая поселки, получат свои суши или пиццу по одной цене. Кстати, подобное правило существует не у всех компаний, занимающихся доставкой еды в нашем городе (у некоторых расстояние увеличивает стоимость заказа).
В связи с режимом повышенной готовности в компании «Sushi Star» оптимизировали свою деятельность. Но никого не увольняли.
— Сотрудникам немного «разбавили» график, сделав так, чтобы все остались при работе, — говорит Дмитрий Дибихин. — Если, например, некоторые работники раньше трудились и как повара, и как управляющие, то сегодня они работают только управляющими, освободив место на кухне для других ребят, которые не хотят терять рабочие часы.
Что будет дальше? Ясно одно – рынок доставки еды активно развивается. В том числе и благодаря режиму самоизоляции. А значит, есть надежда, что компании, работающие в этой сфере услуг, переживут трудные времена с наименьшими потерями.
Продукты из магазинов
Молодая семья Шуваловых в связи с режимом самоизоляции работает на «удаленке». Виктория – бухгалтер, Аркадий – программист. Раньше иногда заказывали еду из ресторанов. Теперь никуда не выходят из дома, пользуясь услугами сетевых супермаркетов. Заказ обычно оформляют большой — на несколько дней. Причем готовой еде предпочитают сырые продукты и полуфабрикаты.
— Берем те же самые продукты, которые обычно покупали в магазине, — говорит Виктория.
Готовят сами. К сожалению, качество доставляемых товаров не всегда устраивает.
— Один раз нам привезли испорченные сливки – в банке была дырка, — рассказывает Виктория.
В этом минус доставки: если в магазине сам выбираешь товар, то здесь у тебя фактически нет выбора.
— Курьер приносит несколько сумок и ждет, когда ему оплатят заказ, поэтому проверить все товары не представляется возможным, — поясняет Аркадий.
Цены на доставке магазин не завышает, но привычные для многих акции отсутствуют. Многие знакомые Шуваловых ездят в магазины на личном авто. Поскольку у Виктории и Аркадия нет своей машины, а нарушать режим самоизоляции они не хотят, молодая семья выбрала доставку еды на дом.
Сергей АНИСИМОВ