Газета Город
24.09.20

Музыкальная школа на улице Кирова

В Дзержинске, особенно в так называемом старом городе, есть несколько улиц, пройти которые от начала до конца можно за считанные минуты. Одна из них берет свое начало из самого центра – от площади Дзержинского, пересекает такую же небольшую улицу Гагарина и упирается в площадь Ленина, то есть практически связывает две главные площади города. Речь идет об улице Кирова.

Концерт Эмиля Гилельса

Тихая и уютная улица Кирова — это десяток жилых домов плюс несколько административных зданий и учреждений, и не так много достопримечательностей. Начинается она с шестиэтажного здания из стекла и бетона (в советское время здесь располагался горком КПСС, теперь базируется Городская дума Дзержинска). «Обезличенная архитектура, лишенная какой-либо художественной выразительности» — так охарактеризовал его автор книги по краеведению «Прогулки по родному городу» Исаак Фельдштейн. Это здание заметно выбивается из общего стиля сталинского ампира, присущего большинству домов, примыкающих к площади Дзержинского.

Неподалеку, в доме №3А, работает детская специализированная больница медицинской реабилитации для детей психоневрологического профиля. Кроме того, на улице Кирова есть бюро правовых услуг, салон красоты, несколько магазинов. Различные организации и фирмы арендуют помещение в доме №11А, в котором многие годы, вплоть до закрытия (2008 год) располагалась редакция городской газеты «Дзержинец». Но мне бы хотелось более подробно рассказать про другое здание, построенное на этой же стороне улицы, вернее, про учреждение культуры, расположившееся в доме №15. Это музыкальная школа №1 имени А.Н.Скрябина.

С этой школой у меня связано много воспоминаний. Яркое впечатление произвел концерт знаменитого Эмиля Гилельса. Самое удивительное — это внешняя обыденность происходящего. Я сидел в одном из первых рядов и хорошо видел пианиста. В антракте довелось услышать разговоры музыкантов, а некоторые преподаватели даже высказывали критические суждения… Вот так, зал провинциальной школы, а на сцене один из величайших пианистов XX века! Я словно оказался в двух мирах одновременно: в старом зале музыкальной школы и в мире, созданном музыкой Гилельса.

Прошло несколько дней, и в телерепортаже рассказывалось уже о его выступлении в Риме. Аплодисменты, восторженные лица, бурный прием потрясенной публики.

Педагоги и ученики

В музыкальной школе работали и работают замечательные педагоги.

Более полувека здесь преподавала Лидия Хвиливицкая, обладавшая широтой знаний и подлинным талантом. Лидия Александровна говорила: «Моя жизнь — музыка и мои ученики». Недавно в нашем городе произошло большое событие — был учрежден международный конкурс молодых пианистов имени Л.А.Хвиливицкой.

Хочется вспомнить одну из выпускниц музыкальной школы №1 Любовь Дудоладову. Любовь Борисовна – замечательная собеседница, она интересно рассказывает о музыке, об искусстве. С большой теплотой говорит о своих учителях. Ее учительницей была Ольга Николаевна Королева. Сейчас Любовь Борисовна Дудоладова — доцент кафедры сольного пения Нижегородской консерватории. Она с блеском выступала в Барселоне, Мадриде, Амстердаме и Риме. А началась ее карьера в Дзержинске, в здании музыкальной школы на улице Кирова.

Первый в городе

Заметный след в истории школы оставил музыкант и педагог Евгений Федорович Орлов. Существует такое слово – основоположник. Орлов создал в Дзержинске первый класс гитаристов. Теперь его ученики, а многие из них — маститые музыканты, с успехом продолжают начатое им дело. Но очень жаль, что его больше нет с нами.

Я познакомился с Евгением Федоровичем в 1978 году. Он был в гостях у моего брата и произвел впечатление очень яркого и непринужденного человека.

Евгений Орлов родился в 1935 году в Мгинском районе Ленинградской области. О военном периоде его жизни мне рассказывала его вдова, Г.Н.Чубенко. После войны Евгений оказался в детском доме под Владимиром, где заметили и оценили его музыкальные способности. В десять лет он один отправился в Горький и поступил в Дом художественного воспитания. Разумеется, его туда направили взрослые, но добирался он до него самостоятельно. Сейчас такое и представить себе невозможно.

Вообще, поразительно, как в его жизни сочетались обыденные и почти невероятные события. Так, он познакомился со знаменитым гитаристом А.М. Ивановым-Крамским и брал у него уроки!

Орлов с блеском окончил Горьковское музыкальное училище по классу виолончели. Потом была служба в армии. После армии Евгений поступил в Горьковскую консерваторию.  Окончив ее в 1964 году, он какое-то время он работал в Горьком, в симфоническом оркестре под руководством замечательного дирижера И.Б.Гусмана.

В 1965 году Евгений Орлов переезжает в Дзержинск. Молодой музыкант очень хочет работать, но нет места преподавателя игры на виолончели. И тогда Орлов предлагает открыть класс гитары. Это было делом новым и непривычным, но благодаря его огромной энергии в нашем городе появляется первый класс гитаристов. Да не только в Дзержинске! Такого класса не было ни в Горьковской, ни в соседних областях. Несколько лет Евгений Федорович работал в музыкальной школе №1, а потом поступил в музыкальное училище, где проработал всю жизнь.

Искусство игры на гитаре пользуется огромной популярностью у самых разных людей. Однако было время, когда игра на классической шестиструнной гитаре, мягко говоря, не поощрялась. У выдающихся музыкантов были серьезные проблемы. А некоторые ретивые товарищи называли ее «космополитической». Правда, к середине 60-х годов печально известные тенденции смягчились, но предрассудки оставались.

Поэтому очень важно помнить и ценить людей, которые отстаивают подлинные ценности: и в искусстве, и в жизни. К ним, несомненно, принадлежит Евгений Федорович Орлов.

Музыкант и педагог

В центральной детской музыкальной школе работает Валентина Гнедина. Она замечательный педагог и, что очень важно, хороший музыкант.

Валентина Вячеславовна великолепно владеет многими инструментами. Прежде всего, она играет на домре. Кстати, это очень интересный инструмент, с которым связан удивительный пласт народной культуры. Упоминание о домре находят в письменных источниках, начиная с XVI века, если не раньше. Музыкантов, на ней игравших, называли домрачеями.

Валентина Гнедина окончила музыкальную школу №1. Ее педагогом был Василий Антонович Соловьев, великолепный учитель и яркий исполнитель. Валентина Вячеславовна вспоминает, что родительские собрания у него проходили в форме концерта. Он с блеском играл на балалайке, вызывая восторг слушателей. Видимо, его влияние и ее природное дарование привели к тому, что Гнедина захотела стать профессиональным музыкантом и поступила в дзержинское музыкальное училище, где ее педагогом был Анатолий Васильевич Губарьков, который тоже замечательно играл.

После окончания училища Валентина Гнедина какое-то время работала в Ковернино, а затем вернулась в музыкальную школу в Дзержинск, уже в качестве педагога. Она работала в том же классе, где училась. Возвращение случилось в 1973 году. Хотя глядя на молодую и привлекательную женщину, в это трудно поверить.

У Валентины Вячеславовны много замечательных учеников, например, Сергей Штроткин. Он с успехом окончил консерваторию, отслужил в армии, а в настоящее время работает в Ямало-Ненецком автономном округе. Штроткин не только преподает, но и руководит оркестром.

Другая ее ученица, Виктория Тюхалкина, окончила консерваторию с красным диплом и сейчас тоже успешно работает.

Имени Скрябина

Музыкальная школа №1 носит имя А.Н.Скрябина. Однажды я написал, что с точки зрения традиций русской топонимики несколько странно называть какое-то место именем человека, который здесь никогда не был. Но, разумеется, я не претендую на истину в последней инстанции.

Александр Скрябин один из величайших композиторов XX столетия. Его художественные идеи, связанные с синтезом музыки и цвета поражают воображение. Несколько лет назад, оказавшись в итальянском городе Сан-Сперато, мне довелось побывать в мастерской выдающегося скульптора Пинуччио Шоло. Он создавал скульптуры, которые начинали звучать от прикосновения крохотного камешка или металлической струны. В разговоре со скульптором я невольно вспомнил музыку Александра Скрябина.

Имя гениального композитора должно быть стимулом для творчества, и важно не забывать о высоких критериях. Снова вспоминаю далекий вечер, когда на сцену провинциальной школы в Дзержинске вышел Эмиль Гилельс.

Анатолий МОВШЕВИЧ

Фото Руслана Лобанова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *