Улица Бутлерова


15.10.20 08:21

Улица Бутлерова начинается от улицы Гагарина и идет в сторону Заревской объездной дороги

Город Культура Прогулки по городу

Улица Бутлерова начинается от улицы Гагарина и идет в сторону Заревской объездной дороги почти до самой окраины города. Она расположена параллельно проспекту Ленина с одной стороны и улице Маяковского с другой. По сравнению с «соседями» движение здесь не такое интенсивное, поэтому улицу Бутлерова впору отнести к тихим, и гулять здесь одно удовольствие.

Подвижник науки

Свое название улица получила в честь великого русского ученого Александра Михайловича Бутлерова, который жил и работал во второй половине XIX века и внес огромный вклад в развитие химии. А.М.Бутлеров – создатель теории химического строения органических веществ. В течение нескольких лет он занимал пост ректора Императорского Казанского университета.

Александр Михайлович был не только великим ученым, но и выдающимся педагогом и блистательным лектором. Кроме того, он проявлял огромный интерес к жизни общества. В то время многие люди считали, что женщине не нужно получать серьезное образование, достаточно, если она научится грамоте. В этой связи на память приходит пьеса А.Н.Островского «Гроза». Кстати, в ней речь идет о купечестве, то есть о достаточно зажиточном классе общества.

Однажды в газете того времени я прочел статью, в которой рассказывалось об открытии женской гимназии. Автор статьи без тени юмора писал: «Какой нормальный мужчина захочет иметь образованную жену?» Однако не все его современники придерживались подобной точки зрения. Так, А.М.Бутлеров добивался, чтобы женщины могли получать высшее образование. Он участвовал в организации Высших женских курсов.

Стоит упомянуть и о том, что Александр Михайлович интересовался проблемами сельского хозяйства и пчеловодства. Его книга «Пчела, ее жизнь и главные правила толкового пчеловодства» выдержала множество переизданий. Сейчас, когда в мире возникли острейшие экологические проблемы, связанные с изменением климата, интерес к пчелам появился во многих странах, поскольку это связано с насущными проблемами сельского хозяйства.

Общество «Знание»

Символично, что в самом начале улицы Бутлерова находится четырехэтажное здание, в котором последние несколько лет базируется школа №2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла. Правда, фасад здания выходит на улицу Гагарина, но с торца оно обращено на улицу Бутлерова, и здесь можно увидеть дверь — когда-то она вела в общество «Знание». Сейчас в печати и в интернете можно найти общие и достаточно прямолинейные формулировки об этой общественной организации. Пишут, что общество «Знание» выполняло идеологические функции. Но если подходить формально, то в те годы некоторые ретивые товарищи считали, что даже искусство классического балета воплощает идеологические функции. Реальная жизнь была гораздо сложнее.

В течение ряда лет я сотрудничал с обществом «Знание», читал лекции по литературе, чаще всего о творчестве Сергея Есенина. Пришел туда еще молодым человеком, не имеющим опыта, и должен сказать, что лекторы старшего поколения отнеслись ко мне очень тепло. Со временем, накопив определенный опыт, я предложил прочесть лекции о творчестве Анны Ахматовой, Бориса Пастернака и Николая Заболоцкого. И мое предложение поддержали, а было это в начале 80-х годов.

Несколько раз мне довелось читать лекции о творчестве Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама. Потом начались перемены и носили они сумбурный характер. Из того времени вспоминается забавный эпизод. В жаркий майский день в обществе «Знание» проходила конференция. Среди прочего обсуждали создание общества трезвости. Сначала я не планировал выступать, но неожиданно для самого себя захотел высказаться. Мне сразу дали слово.

Поднявшись на трибуну, я сказал, что создание общества трезвости — дело, конечно, нужное, но важно не превращать его в очередную кампанию. И еще добавил, как в свое время к Льву Николаевичу Толстому пришли активные граждане и стали с восторгом рассказывать, что они создали общество трезвости. Толстой их выслушал, а потом сказал: «То есть это когда собираются, чтобы водки не пить? Вздор. Чтобы не пить, незачем собираться. А уж если собираться, то надо пить»…

Когда я процитировал классика, в зале разразился хохот. В президиуме сидел представитель области, одетый в строгий черный костюм и галстук. Повторю, на улице было очень жарко, и на мне была рубашка с коротким рукавом. Потом знакомые рассказывали, что по поводу моего выступления гость заметил: «Выступил оратор неплохо, но он бы еще в шортах пришел».

Стройтрест и художественная школа

Если пройти по улице Бутлерова чуть далее, то по левой стороне будут два трехэтажных здания (№3 и 5), составляющие одно целое. В левом «крыле» сейчас располагается отделение Сбербанка, а в правом – художественная школа. Когда-то на месте Сбербанка базировалось управление легендарного строительно-монтажного треста №4 «Дзержинский». Было это достаточно давно, и я, честно говоря, засомневался. Поэтому переговорил с известными дзержинскими краеведами Станиславом Шальновым и Евгением Хреновым. Они подтвердили, что в этом здании действительно находился строительный трест, благодаря которому в Дзержинске появились целые жилые кварталы, новые производственные корпуса предприятий. Однако пережить «лихие 90-е» строительному гиганту не довелось…

В 1969 году в дом №5 переехала художественная школа, которая раньше находилась на проспекте Дзержинского. Что и говорить, удобное географическое (в центре города) расположение улицы Бутлерова, при этом полное отсутствие суеты, располагает к занятиям искусством. Приятно смотреть, как из школы выходят ученики с большими мольбертами.

Директор художественной школы Юрий Пешехонов, возглавивший учреждение в 2001 году, при знакомстве оказался приятным собеседником. Он родился в 1954 году в Перми. Окончил Чебоксарское художественное училище, а затем – художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института имени И.Я.Яковлева. Это было в 1982 году. В начале 90-х художник учился на факультете повышения квалификации Института имени И.Е.Репина в Санкт-Петербурге.

Разумеется, учеба в разных институтах — дело важное и нужное, но настоящий художник учится всю жизнь, и эта наука носит разнообразный характер. Мне понравились работы Юрия Ивановича. Так, в картинах «Разлив» и «Река Уста разлилась» есть какая-то душевность, а в картине «Сказание о Дудином монастыре» чувствуется поэтическое восприятие истории. Мне показалось, что живописцу должен быть близок М.В.Нестеров.  Юрий Пошехонов со мной согласился.

В небольшом материале нет возможности останавливаться на проблемах современного искусства, но сейчас, как, впрочем, и всегда, существуют разные явления. Есть замечательные традиции русской живописи. С юных лет мы знаем о Передвижниках — в наше время они обретают новую, я бы сказал, неожиданную актуальность. Впрочем, искусство разнообразно и в нем всему есть место. И хочется подчеркнуть – всему настоящему. Хорошо, когда во главе школы стоит не только администратор, а человек, обладающий подлинным художественным даром.

Высокие дома и тихие дворы

На лице Бутлерова мне особенно нравятся солидные дома, расположенные на участке от пересечения с улицей Грибоедова до площади Героев. Окруженная жилыми домами №9 и 11 здесь по-прежнему принимает посетителей городская баня — любимое многими дзержинцами место. Сразу вспоминается знаменитый рассказ Михаила Зощенко с одноименным названием. Полагаю, что современная баня несколько отличается от той, что описана Зощенко.

Между улицей Бутлерова и проспектом Ленина в районе, где находится так называемый «колхозный» дом, расположен уютный и живописный двор. Здесь много высоких деревьев и ухоженные палисадники. Приятно, что последнее время жители сами стали сажать цветы возле домов.

А если пройти дальше по улице Бутлерова, минуя площадь Героев, можно оказаться в районе, где сохранились небольшие красивые домики. Я люблю гулять по этой длинной и относительно тихой улице, хранящей часть истории Дзержинска.

Анатолий МОВШЕВИЧ

Фото Алексея Калкуна

Оставить комментарий