Не просто водитель


22.10.20 08:03

На любой, даже самой интересной работе, можно заскучать. И наоборот: можно получать удовольствие от, казалось бы, довольно рутинной деятельности. Все

Газета Город Есть такая профессия

На любой, даже самой интересной работе, можно заскучать. И наоборот: можно получать удовольствие от, казалось бы, довольно рутинной деятельности. Все зависит от того, как относиться к делу, которым занимаешься. И если вы считаете, что водитель троллейбуса – не увлекательная профессия, то Елена Галычый, недавняя участница Всероссийского конкурса профессионального мастерства, докажет вам обратное.

От швейной машинки — за руль троллейбуса

Леночка была увлекающимся ребенком. Особенно в спорте: занималась фигурным катанием, плаванием, баскетболом, теннисом. Любовь же к легкой атлетике была неизменной. Когда в восьмом классе зашла речь о выборе будущей профессии, мама посоветовала: иди на швею. Лена согласилась, поступила в училище №73.

Мама не ошиблась: учиться действительно было интересно. И потом работать на швейной фабрике – тоже. Если бы зарплату, — а это был конец 90-х, — вскоре не начали выдавать одной лишь продукцией. В итоге с фабрики девушка уволилась, стала подрабатывать у частников. А в 2003 году и вовсе кардинально поменяла жизнь: пошла учиться на курсы водителей троллейбусов.

Сказать, что пересесть из-за швейной машинки за руль «рогатого» было непросто, не сказать ничего. Ощущения, когда впервые оказалась в кабине этой махины, были непередаваемы. Не чувствуя габаритов, первое время боялась жутко. Когда ездила с инструктором, волновалась: успеет ли наставник, в случае чего, нажать на тормоз или выправить руль. А потом твердо решила: нужно перебороть свой страх! И переборола. А когда переборола, оказалось, что она – прирожденный водитель. Причем водитель виртуозный.

Виртуозность Елена Федоровна приобрела, работая «паромщиком» троллейбусов, а если официально, то перегонщиком по подгону и испытанию передвижного состава. Первоначально с «линии» она ушла в перегонщики из-за удобного графика. А потом… стало очень интересно!

Самое простое в работе «паромщика» — в начале рабочего дня собрать на троллейбусе всех работников и привезти их в депо. Понятно, если вдруг поломка какая на «линии» случается, перегонщик доставляет на место исправную машину, а неисправную отгоняет. Водитель, который работает по маршруту, в конце смены привозит машину к смотровой канаве. Дальше «в бой» вступает перегонщик: он прогонит троллейбус через «яму», осмотрит, если надо — на ремонт в бокс загонит, причем задним ходом. Тут такие маневры приходилось совершать – не каждый справится.

Случалось даже такими троллейбусами управлять, где и сиденья водительского не было: один остов да руль. Работали в паре, потому что в одиночку с такой работой не сладить: один рулит, другой рекомендации дает. А ведь каждый троллейбус, как и любая машина, ведет себя по-разному: к каждому приноровиться нужно.

«Меня ждут пассажиры»

Елена Галычый – профессионал своего дела. Она не любит стоять на месте: ей всегда хочется узнавать что-то новое.

— Когда привозила троллейбус на «яму», мне самой было интересно понять, как устранить ту или иную поломку, — говорит Елена Федоровна. – Всегда «крутилась» возле электриков и механиков, вопросы им задавала. Помогала даже колеса менять. Это же здорово – решать новые задачи. Стоишь, анализируешь, как лучше сделать, как оптимизировать свою работу.

Водитель троллейбуса должен знать не только правила дорожной безопасности, но и правила технической безопасности и эксплуатации, конструкцию троллейбуса. Потому мелкую неисправность он может устранить сам, не дожидаясь специалистов. Заменить высоковольтный предохранитель, — улыбается Елена Федоровна, — это же дело пяти минут. После прохождения медосмотра и получения путевого листа и книги поезда в обязанности водителя входит приемка троллейбуса: затянуты ли колеса, на месте ли токоприемники и башмакоуловители, работают ли стеклоочистители, ну и так далее.

В автомобилях, кстати, Елена Галычый тоже неплохо разбирается. Может сама и термостаты заменить, и колодки. В сервис — только с серьезной поломкой. На вопрос, чем комфортнее управлять – троллейбусом или легковушкой, отвечает:

— Да мне без разницы. Я и в такси подрабатывала, и за рулем КаМАЗа сидела. Я и автобусом, если понадобится, могу управлять. Главное — быть уверенной за рулем и чувствовать габариты транспорта.

На линию из перегонщиков она вернулась четыре месяца назад. Поначалу после активной работы с непривычки болела спина. Сейчас все вошло в свою колею.

— Я получаю удовольствие, когда нахожусь за рулем, – признается Елена Федоровна. – Люблю свою работу и чувствую ответственность, ведь меня ждут пассажиры!

К слову, стремясь постоянно только вперед, наша героиня получила высшее образование. В этом году Елена Галычый стала дипломированным юристом.

— Теперь все нововведения работодателя оцениваю с юридической точки зрения, — улыбается она. – И пока не нахожу никаких нарушений.

Династия «экспрессовцев»

Елена Галычый — основатель семейной династии. В МУП «Экспресс» начинал свой трудовой путь ее старший сын. И хоть сейчас Федор трудится на другом предприятии, в «Экспрессе» работает диспетчером его супруга. Кстати, они в депо и познакомились. Средний сын Станислав – коллега мамы, правда, он выбрал не водительскую стезю, а слесарное дело. Младший сын Александр с выбором профессии пока не определился: ему только 14 лет.

Троллейбусное депо для нашей героини – почти родной дом. Потому она так рада приходу новой хозяйки – Натальи Садковой.

— МУП «Экспресс» еще ни разу не возглавляла женщина, и, знаете, сразу видна женская заботливая рука, — говорит Елена Федоровна. — Наталья Вячеславовна такой порядок на территории депо навела – любо-дорого посмотреть! Столовую для сотрудников открыла. Теперь вот ждем прибытия новых троллейбусов.

Спрашиваю: «А как вам решение руководства об оптимизации кондукторов? Наверное, сложнее стало работать?»

— Не вижу никаких сложностей, — уверяет собеседница. — Все сначала в тестовом режиме проводилось: заминок не зафиксировали. К тому же, на самом массовом маршруте №5 кондукторы по-прежнему работают. А на 3-м и 4-м, с их небольшой наполняемостью, кондукторы действительно не нужны. Сейчас не так много пассажиров платит наличкой: в ходу транспортные и банковские карты. Валидатор возле моей кабины находится – мне остается только оторвать билет. Плюс ко всему водители стали получать надбавку за выручку с проданных билетов. А кто откажется от повышения зарплаты?

К слову, о пассажирах. Как отмечает Елена Галычый, они стали гораздо вежливее и дисциплинированнее. Чего, увы, не скажешь о водителях легковушек, которые то и дело «подрезают» троллейбусы.

— Вот если бы они хоть раз побыли на нашем месте, не стали бы больше так поступать, — убеждена Елена Федоровна. – Я так всегда волнуюсь за пассажиров. Ведь когда меня «подсекают», возникает риск резкого торможения, и люди в салоне могут пострадать.

Впервые – на России!

Попробовать силы на профессиональном конкурсе нашу героиню сподвигла директор МУП «Экспресс» Наталья Садкова. Так, впервые в новейшей истории этого муниципального предприятия его сотрудник стал участником Всероссийского конкурса «Лучший водитель троллейбуса».

Как признается Елена Федоровна, на призовое место она и не рассчитывала: времени на подготовку было очень мало. Но посетить мероприятие такого уровня – уже было счастьем. Приятным бонусом стал оплаченный руководством проезд до Самары, где проходил конкурс, обзорная экскурсия по городу и посещение музея электротранспорта.

Дзержинскому водителю пришлось не просто соревноваться с более подготовленными участниками и справляться со своим волнением. Елене Федоровне нужно было собрать все свои моральные силы: в то время, когда она проходила испытания, ее супругу Дмитрию делали сложнейшую операцию. Он был без сознания два дня, а когда пришел в себя и позвонил, первым делом спросил: «Ну, как там у тебя на конкурсе?» «У меня все отлично, — не выдержав, заплакала она. – Ты главное — сам поправляйся!»

— Для меня соперников на конкурсе не было, — рассказывает Елена Федоровна. – Я со многими успела подружиться. Мы с ребятами вместе стояли и анализировали, как лучше сделать тот или иной маневр.

Конкурсная программа состояла из проверки теоретических знаний и, конечно, практических навыков. Чтобы продемонстрировать последние, нужно было пройти определенную трассу. Сначала на время, а потом – как можно плавнее и удобнее для предполагаемых пассажиров. Испытание так и называлось: «комфортная езда». Для ее оценки в салон на бумажную салфетку ставили стакан с водой. Если вода не расплескивалась, значит испытание было пройдено.«22-ой номер: сухо!» — услышала Елена Галычый экспертов, когда закончила дистанцию. И даже не сразу поняла, о чем это они.

Как оказалось, многие участники Всероссийского конкурса не впервые пробовали здесь свои силы. Более того, они, заранее знали полосу препятствий и «отрабатывали» ее в своих депо, доводя до автоматизма. У Елены Галычый такого опыта не было. Но она выступила достойно, показав для первого раза высокий результат.

— Что ж, теперь опыт у меня есть, — резюмирует Елена Федоровна. – Значит, на следующий конкурс обязательно поеду. Чтобы улучшить свой результат!

Екатерина КОЗЛОВА

Фото предоставлено организаторами Всероссийского конкурса «Лучший водитель троллейбуса»

Оставить комментарий