Юго-Западный микрорайон


29.10.20 06:51

Уровень культуры города во многом определяется тем, есть ли у его жителей возможности совершенствоваться в духовном развитии. Дзержинск точно не

Город Культура Образование

Уровень культуры города во многом определяется тем, есть ли у его жителей возможности совершенствоваться в духовном развитии. Дзержинск точно не обделен театрами, музеями, дворцами культуры, музыкальными и художественными школами, библиотеками для взрослых и детей. В традиционной рубрике «Прогулки по городу» пойдет рассказ о двух учреждениях культуры – МБУ «Детская школа искусств №5» и библиотеке имени К.Симонова.

Школа искусств

Детская школа искусств №5 расположена в доме №78В по проспекту Циолковского. Здание это большое и хорошо знакомое дзержинцам, поскольку в нем же находится Городской рынок. Школа искусств занимает помещения с другой стороны, в относительно тихом месте.

Вообще, пространство между торговым центром «Союз» и рынком вызывает у меня неоднозначные чувства, но об этом — в конце статьи, а для начала все-таки о школе. Она уникальна своим разнообразием: в ней учат музыке, живописи и хореографии. Ребята осваивают игру на фортепиано, скрипке, аккордеоне, баяне и домре. Стоит отметить преподавателя фортепиано Светлану Германовну Богатову и преподавателя скрипки Гаяне Сергеевну Саакян. А в нашей семье хорошо помнят Надежду Брониславовну Фирстову: у нее игре на скрипке училась моя старшая дочь.

В школе искусств есть хореографическое отделение, где ребята постигают азы классических и народных танцев. На отделении вокала молодые люди, мечтающие стать певцами, обучаются академическому и эстрадному пению. Разумеется, в школе, где директор художник, есть отделение живописи. Но кроме этого, школьники осваивают искусство создания гобеленов. В школе искусств работает замечательный педагог Галина Леонидовна Шевченко.

Директор с душой художника

Я долгие годы поддерживаю дружеские отношения с художником Анатолием Курылевым. Школа искусств №5 открылась в 1987 году, и все эти годы Анатолий Анатольевич работает ее директором. Перед тем как говорить о Курылеве, сделаю одно отступление. У Евгения Евтушенко есть такие строки: «Поэт в России больше, чем поэт». Перефразируя его слова, можно сказать, что и начальник в России больше, чем просто начальник.

Нужно признать, за долгие годы сложился определенный стереотип. В соответствии с ним начальник – это волевой и жесткий человек, который служит делу, поэтому очень требователен ко всем, и прежде всего к подчиненным. Помню, доктор филологических наук, профессор Дмитрий Сергеевич Лихачев возмущался, что в советских фильмах на так называемую «производственную тему» начальники постоянно кричат. Полагаю, что читатели имеют свой жизненный опыт, и нет необходимости подробно объяснять очевидное. А напомнил я это для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, насколько в отношениях с людьми важны доброжелательность и деликатность. Разумеется, об этом знают все, но теоретически. В реальной жизни это большая редкость.

Анатолий Курылев в полной мере обладает такими человеческими качествами. Как и умением слушать людей. Иногда наши с ним разговоры переходили в спор, и это было очень интересно. Умение вести полемику – ценное качество. К тому же, если человек не одно десятилетие занимает руководящую должность, то у него само собой вырабатываются определенные особенности. Проще говоря, далеко не всякий начальник любит слушать возражения, даже если они касаются проблем общего характера.

Курылев совершенно свободен от этих профессиональных недостатков. Он охотно беседует на самые разные и порой довольно острые темы. И что замечательно – он обладает великолепным чувством юмора. Всегда приятно, когда шутка рождается сама собой в результате неожиданного поворота в разговоре. Особенно интересно говорить с ним об искусстве.

Большой плюс учреждению культуры, когда директорский пост занимает одаренный художник. Кстати, я как-то спросил Анатолия Анатольевича, не забывает ли он о живописи? Он засмеялся и сказал: «Это мое родное. Я тружусь постоянно, регулярно выезжаю на этюды и участвую в выставках». Заговорили о любимых художниках, и я спросил, кто ему особенно близок. Курылев задумался и ответил:

— Люблю классику. С юных лет меня покорили портреты Ренуара и скульптура Родена. Очень нравятся импрессионисты, а из русских живописцев мне близок Суриков. Но больше всего меня восхищает румынский художник Корнелий Баба.

Я тогда первый раз услышал это имя. Анатолий Анатольевич заметил, что он очень интересный художник и чем-то напоминает Абрама Ефимовича Архипова, но гораздо тоньше. После нашего разговора я стал искать сведения о румынском живописце. И это не единственный случай, когда от директора детской школы искусств №5 я узнавал что-то новое. Такие люди, как А.А.Курылев, представляют огромную ценность для культуры города. Важно, чтобы его опыт и знания брали на вооружение в своей работе более молодые руководители.

Имени Симонова

В Юго-Западном микрорайоне много торговых центров. С ними соседствуют несколько учреждений культуры и спорта. Кроме школы искусств, это и молодежный комплекс «Спутник», где расположены различные студии, и стадион «Капролактамовец», и библиотека имени Симонова.

Библиотека, разместившаяся в доме №13 по улице Галкина, открылась в 1983 году и получила, на мой взгляд, удачное название. Не знаю, был ли Константин Симонов в Дзержинске, но в Горький он приезжал неоднократно. Помню интересный случай. В начале 70-х годов встречу Симонова с читателями показывали в прямом эфире по Горьковскому телевидению. Выступающие славили гостя, а он внимательно читал присланные из зала записки. Поднявшись на трибуну, Константин Михайлович стал зачитывать вопросы. Они были очень острыми: речь шла и о свободе слова, и о событиях недавней истории. Ведущий встречи изменился в лице и сказал, что гость, наверное, устал. Но Константин Симонов твердо заявил, что ответит на все вопросы. Минут через десять показ передачи прервали…

Человек, преданный книге

Первым руководителем библиотеки имени К.Симонова была Александра Петровна Стрельникова. В 80-е и 90-е годы в библиотеке проходило много интересных мероприятий. В 90-х, несмотря на более чем скромное финансирование, в образовании и культуре происходили большие изменения. Перемены давались трудно, кому-то они нравились, а кому-то, естественно, нет, но в обществе царил дух свободы и творчества.

В это время в библиотеке работала Валентина Петровна Шатрова – моя бывшая сокурсница по университету. В середине 80-х я зашел в новую тогда библиотеку и встретил ее там. Казалось бы, что может быть проще работы библиотекаря? — во всяком случае, так видится со стороны. Но внешне обычная работа имеет много сложностей и подводных камней. Библиотекарь должен хорошо ориентироваться в фонде, а это тысячи книг. Часто приходят читатели, которые сами не знают, что им нужно. И библиотекарь вынужден по наводящим вопросам определить и понять, что читателю необходимо.

Должен сказать, что Валентина Петровна — человек непростой, скорее, склонный к уединению, чем к бурной социальной деятельности, но в каждом из нас живут порой разные люди. Шатрова начала собирать вокруг людей с творческими способностями. В зале библиотеки имени К.Симонова стали проходить выставки художников. Вернисажи, поэтические вечера — для многих людей это была единственная отдушина в трудностях тогдашней жизни.

Сейчас Валентина Петровна Шатрова совмещает работу библиотекаря с преподаванием мировой художественной культуры в школе №3…

Вместо послесловия

Возвращаясь к территории между торговым центром «Союз» и Городским рынком, о которой говорилось выше, вспоминаю свой первый приезд в Лондон. Среди многих впечатлений запомнилось пустынное пространство в центре города, которое называется Blackheath. Название можно перевести как «черное поле вереска». Одинокая церковь, высокие деревья и дорожки, идущие по зеленой траве. Земля в столице Великобритании стоит недешево, но это место жители города любят, и от застройки его защищает древний закон Лондона.

Неожиданную актуальность проблема свободных территорий как внутри общественных мест, так и между зданиями, приобрела в последнее время, когда весь мир борется с пандемией коронавируса, и многие из нас по-новому почувствовали, что значит ощущение личного пространства.

Анатолий МОВШЕВИЧ

Фото Алексея Калкуна и из архива

Оставить комментарий