К 90-летию создания городской газеты «Дзержинец»
Она родилась в один год с городом, была свидетелем его бурного роста, невзгод и перемен. Эта газета закрылась несколько лет назад, но дзержинцы постарше, выросшие на ее репортажах, интервью и статьях, по-прежнему любят ее. Вспоминая советские годы и страницы истории города, мы непременно заглядываем в подшивки главной газеты Дзержинска. На сегодня «Дзержинец» зачастую является единственным свидетелем отдельных событий из жизни города. Газета многим дорога. Ее хранят как семейную реликвию, ведь в ней запечатлены тысячи имен жителей города, рассказы о них, фотографии. Да и большинство нынешних дзержинских журналистов прошли школу «Дзержинца».
Учились, штудируя центральные газеты
Решение об открытии газеты «Дзержинец» было принято в июле 1929 года на восьмой районной партийной конференции. Первый номер на четырех полосах формата А3 вышел в воскресенье, 16 ноября 1930 года. Редактором назначили журналиста из Выксы Михаила Васильевича Никитина. Корреспондентами пригласили сотрудников заводских многотиражек «Красный химик», «Свердловец», «Серп и молот» Горбатовской канатной фабрики — А.Чугунова, В.Боброва, А.Тюрину и С.Горбухова. Другие корреспонденты пришли с производства. Например, литсотрудником сектора пропаганды в 1933 году был зачислен Леонид Вологин, работавший ранее бетонщиком стройуправления завода имени Я.М.Свердлова.
Работа была не из легких, ведь никакого общественного транспорта в городе еще не было, а журналистскому ремеслу приходилось учиться, штудируя центральные газеты. Не было в Дзержинске и своих работников полиграфии. Директора типографии Александра Семеновича Шеншина пригласили из Мурома, наборщика Ивана Ивановича Кондакова – из Павлова. Остальные типографские работники также прибыли из разных мест.
Первое время редакция находилась в райкоме партии — в огромном двухэтажном доме бывшего заводчика Я.В.Сухарева на Советской улице у пристани. В 1932 году она переехала на первый этаж дома №7 на проспекте Чкалова. В послевоенные годы сотрудники газеты работали в Доме Советов на площади Дзержинского. А в 1963 году редакция вместе с типографией разместились в специально построенном для них доме №15 на проспекте Циолковского.
Первоначально газета «Дзержинец» выходила 24 раза в месяц тиражом 2500 экземпляров как орган Дзержинского райкома ВКП(б) и райисполкома, а с №32 еще и райсовпрофа. Газета была нарасхват, всем желающим ее не хватало. И неудивительно, ведь она оперативно освещала главные местные события: жизнь партийных организаций, работу промпредприятий, писала о передовиках производства. Не была забыта и жизнь села. Популярной в то время стала «Комсомольская страничка», выходившая раз в неделю. Как и везде, статьи в «Дзержинце» носили политизированный характер, свойственный той эпохе. Было много острых, «кричащих» материалов с призывами. Заметки выходили зачастую без подписи автора или под псевдонимом.
В результате усилий М.В.Тунгусковой, П.П.Намеднина, И.М.Мартынова, Л.А.Вологина, В.Носкова, И.А.Кокина, П.В.Михнева и других сотрудников газета выходила всегда вовремя, авторитет ее поднимался, а с ним рос и тираж. Снимков было немного, поскольку редакция экономила газетную площадь, да и типографии было проблематично изготовить качественное клише. Тем не менее фотографии И.С.Крюченкова присутствовали почти в каждом номере.
Репрессии и военное лихолетье
Стройка и производство оставались главными темами газеты, как и социальные проблемы. Но суровое время требовало от журналистов сдержанности. Судя по публикациям, Дзержинск избежал политических репрессий. Однако это не так. Они коснулись и самой газеты. В 1937 году, например, горкомом партии были уволены за «уклоны» редактор газеты, ответственный секретарь и заместитель редактора.
И это не все репрессивные меры против журналистов. Погиб в лагерях бывший редактор «Дзержинца» Н.Е.Внук. За «восхваление» троцкистов исключили из ВКП(б) и сняли с работы Л.А.Вологина. В 1939 году его призвали на войну с белофиннами. В одном из боев он был тяжело ранен, контужен. После выздоровления в 1940 году вновь вернулся в «Дзержинец».
Несмотря на трудности, газета жила, хотя и выходила не всегда регулярно, порой в меньшем объеме, на плохой бумаге. В 1938 году ее тираж достигал почти 10 тысяч экземпляров. К тому времени тон статей стал спокойнее, однако в заголовках часто встречались слова «сильнее», «быстрее», «полнее», «ликвидируем». Вместе с тем еще до войны появились тонкие фельетоны Л.Вологина за подписью Л.Беломор, которую читатели встречали до середины 60-х годов.
С первых дней войны газета резко изменилась. Шестой по счету редактор П.Моисеенко ушел на фронт. На его место утвердили Анатолия Чугунова. Но в 1942 году и он уходит воевать. Сотрудник газеты Н.Конаков становится фронтовым политработником, а Николай Кокин, Иван Мартынов, Алексей Чернышов и Иван Чабурин – военными корреспондентами. Воюют и погибают К.Важдаев, П.Сидоров, В.Носков и П.Намеднин.
В те годы не только были зашторены окна в домах города, но и закрыты многие темы газеты. «Не дрогнем и не отступим», «Удесятерим наши силы», «В фонд обороны», «Учимся военному делу», «Боевое соревнование», «Ответ на приказ вождя» – подобные заголовки определяли содержание газеты. Конечно же, и фронтовые сводки. С 14 марта 1943 года газету подписывал Л.А.Вологин. До конца войны она выходила на сокращенных в два раза площадях.
От Вологина до Волкова
После войны оживилась жизнь в городе, прибавилось новостей в газете. Партийная тематика, предприятия, стройка, школа, рассказы о доблестных воинах, о гвардейцах труда были главными темами послевоенных выпусков.
Вместе с новыми адресами появились и новые имена авторов статей, например, Ларисы Упирвицкой, ставшей впоследствии, как и молодой корреспондент Владимир Самарин, заместителем редактора газеты. Но не исчез дефицит бумаги, в результате чего тираж газеты не достигал довоенных 8000 экземпляров, а был лишь шесть тысяч с небольшим.
Зато с 1947 года газета вновь стала выходить на четырех полосах. Расширилась и тематика выступлений, прежде всего, трудовая. Соревнование, стахановцы, письма трудящихся, городские хозяйственные дела всегда были в центре внимания читателей. Появилась рубрика «По следам выступлений», стали публиковаться кроссворды. Интерес к газете заметно возрос, особенно в конце 50-х — начале 60-х годов.
Народ в редакции подобрался славный. Имя корреспондента (в последующем редактора городского радио) Анны Раевской читатели знали так же хорошо, как и имя редактора Леонида Вологина – автора статей, очерков, фельетонов. Более тридцати лет он писал и редактировал материалы о строящемся городе, его замечательных людях. Весьма ответственная работа, расшатывающая нервы и здоровье. Настало время их поберечь: 21 февраля 1964 года Леонид Андреевич подписал к печати свой последний номер газеты «Дзержинец».
Ему на смену пришел Владимир Иванович Волков. При нем в газете начали работать мастера журналистики Анатолий Иосилевич, Юрий Бармин, Александр Орехов, Леонид Песиков, Николай Клещев. Популярность газеты с каждым годом росла, увеличивалось число подписчиков. «Дзержинец» исчезал из киосков «Союзпечать» с самого утра. Издаваемого тиража явно не хватало. Народ начал писать жалобы в горком партии.
Кирова, 11А
Если раньше местная пресса, как и центральная, не поднимала многих жизненных проблем, то в 70-е годы «Дзержинец» шагал в ногу со временем. На страницах газеты появилось больше критики, статей на культурные, спортивные, бытовые темы. Читателей привлекали и литературные странички со стихами и прозой местных авторов. Увеличилось число общественных корреспондентов. Важно было и то, что В.И.Волков смог убедить горком партии в необходимости обеспечения всех работников газеты хорошим жильем.
В истории газеты памятным стал 1972 год. 7 марта редакция «Дзержинца» переехала с проспекта Циолковского в более просторное помещение на проспект Кирова, 11А. Через четыре месяца, с 1 июля 1972 года, газета стала в два раза больше – форматом центральных изданий, причем, как и раньше, выходить пять раз в неделю.
Значительно увеличился и штат сотрудников. В это время уже работали ставшие известными в городе Василий Макаров, Александр Волков, Александр Сизов, Анфиса Глушихина, Светлана Ярыгина, Ольга Цуккер, Людмила Запрялова, Валентина Майорова, Маргарита Штендлер. Статьи дополняли снимки Евгения Голубева – фотолетописца, работавшего в газете с 60-х годов. Никакого застоя в Дзержинске не было и в помине. Наоборот, и производство, и строительство набирали мощь, что отчетливо видно по публикациям в газете.
В 1980 году Владимира Ивановича Волкова назначили заместителем редактора областной газеты «Горьковская правда». «Дзержинец» возглавил заместитель секретаря парткома завода жирных спиртов (ПО «Оргстекло») Вячеслав Александрович Богачев. Писали в то время практически обо всем. Особенно активно шло обсуждение запрещенных ранее тем об экологии, что было весьма актуально для Дзержинска.
Цена независимости
А еще через несколько лет, на волне демократических настроений в обществе, «Дзержинец» стал мощным рупором местных демократических сил. Номера газеты того периода дают представление о драматизме борьбы нового со старым, реальной жизни людей при опустевших полках магазинов. Производственная тематика начала исчезать с полос газеты, а сводки цен на продукты питания стали такими же актуальными, как фронтовые сводки времен войны.
В начале 90-х все газеты получили независимость, прошли перерегистрацию. Главным для «Дзержинца» становится лозунг «Вся власть Советам!». В 1990 году газета освобождается от партийной опеки. 20 июля ее учредителем становится Совет народных депутатов города. Но в этом качестве вышло лишь 74 номера.
11 ноября 1990 года «Дзержинец» стал общественно-политической городской газетой. Выписывал или покупал ее каждый третий житель города. В 1993 году учредителем «Дзержинца» стал журналистский коллектив. Тогда же в редакции появились первые компьютеры.
С 1 июля 2005 года «Дзержинец» выходит как общественно-политическая и деловая газета.
До поры до времени издание оставалось на гособеспечении. Но после кризиса августа 1998 года, чтобы выживать, редакции пришлось надеяться только на подписчиков. К тому времени многие местные газетные корифеи уже не работали или перешли в областной центр. Основная нагрузка по насыщению газеты материалами легла на плечи молодых корреспондентов Аллы Егоровой, Евгении Павлычевой, Ивана Усова, Сергея Кулакова. И они успешно справлялись с этим.
Но ситуация усугубилась в связи с уходом из жизни в 2005 году редактора Вячеслава Богачева. К тому же на газетной ниве возникла конкуренция. Большую долю рекламы перехватили новые местные периодические издания. Да и читатель все больше предпочитал не газетные, а телевизионные новости.
Газета меняла собственника, редакторов, но с каждым годом угасала, выпускалась нерегулярно, падал ее тираж. С 72 тысяч в 1990 году он сократился до 2400 экземпляров в 2008-м.
27 июня 2008 года вышел последний, 18348-й, номер «Дзержинца». По финансово-экономическим причинам газета прекратила свое существование. В сущности, это тоже отражение жизненных перипетий города химиков, но уже нового времени.
Вячеслава САФРОНОВ
Фото из архива