Центр обучения и наставничества


19.11.20 07:33

Череда промышленных революций довела общество до создания нанотехнологий, которые проникли во все сферы человеческой жизни. Они добрались уже и до

Город Образование

Череда промышленных революций довела общество до создания нанотехнологий, которые проникли во все сферы человеческой жизни. Они добрались уже и до святая святых – наших детей. Первопроходцами еще в прошлом году стали ученики средней школы №30 города Дзержинска. В этом году они решили присоединить и остальных. 5 ноября в этой школе открылся муниципальный ресурсный центр по использованию тренажерных систем и виртуальных моделей обучения в рамках дополнительного образования детей по предмету ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»).

Будущее за новыми технологиями

Напомним, проект «VR-ОБЖ», разработанный администрацией города Дзержинска и ООО «Цифровое пространство», стартовал в школе №30 в сентябре прошлого года. В рамках проекта школьники проходят обучение по предмету ОБЖ с использованием технологий виртуальной реальности. В 2019 году в проекте участвовали четыре школы (№7, 20, 40 и 30), в нынешнем году к ним присоединились еще девять общеобразовательных учреждений (школы №9, 13, 17, 18, 23, 33, 36, 70 и 71).

Также с шести до пятнадцати увеличилось количество сценариев для обучения. Ресурсный центр создан, в том числе и для распространения педагогического опыта на все школы города.

– Будущее за новыми технологиями, и мы должны внедрять их в образовании, – подчеркнул глава города Дзержинска Иван Носков. – Дети должны понимать, что IT-технологии – это не только игры и развлечения в мобильных телефонах или на компьютерах, но и полезные виртуальные программы, которые могут дать необходимые навыки и умения. Я надеюсь, что ресурсный центр станет не только центром наставничества, но и в своем роде площадкой для новых идей. Ждем предложений от педагогов и учеников по внедрению VR- технологий в изучении других предметов.

Как сообщил исполнительный директор ООО «Цифровое пространство» и соавтор проекта VR-ОБЖ Михаил Евстифеев, все предметы можно перенести на цифровую платформу, но придерживаясь при этом принципа целесообразности.

– В первую очередь нужно ответить на вопрос, для чего мы это делаем, – считает он. – С таким предметом, как ОБЖ, все очевидно – школьникам не хватает практики, потому что все ситуации, которые мы моделируем – угроза терроризма, пожар, землетрясение, ураган и другие — связаны с риском для жизни и здоровья и не могут быть воплощены в реальности. Именно поэтому мы начали с ОБЖ. В следующем году начнем разработку сценариев по другим предметам. Секретов пока не раскрою, но определенные наработки уже есть. Надеюсь, что платформой для апробации новых VR-проектов останется Дзержинск. Здесь есть необходимое оборудование, ресурсный центр, педагоги, имеющие опыт внедрения новых технологий в образовании. А главное, видна заинтересованность администрации города в развитии новых цифровых платформ.

Добавим, что опыт Дзержинска уже внедряется в других регионах таких, как Москва и Московская область, Саратовская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург и многие другие.

Сценарии другие, и графика интереснее

Руководителем открывшегося муниципального ресурсного центра по распространению педагогического опыта по использованию тренажерных систем и виртуальных моделей обучения в рамках дополнительного образования детей по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» является учитель ОБЖ школы №30 Наталья Проценко, имеющая высшую квалификационную категорию.

– Цель нашей работы – это обобщение и распространение инновационного педагогического опыта по использованию тренажерных систем и виртуальных моделей обучения, – рассказывает Наталья Владимировна. – Ресурсный центр будет осуществлять семинарскую и практическую деятельность, собирая два раза в месяц учителей школ города и объединяя их для проработки сценариев.

Соответственно, сценарий будет использован в качестве обучающего материала с детьми только при условии, что в нем все верно выполнено с точки зрения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Если есть какие-то неточности, то проект сразу же отправляется разработчикам, и они корректируют схему, чтобы все выглядело правдоподобно, как надо.

– Программы разрабатывают люди, которые не очень близки к школьному ОБЖ, – объясняет заместитель директора по воспитательной работе школы №30 Екатерина Лепендина. – Поэтому иногда могут быть определенные неточности в сценарии: куда пойти, где и что взять, а нужно ли это брать или нет? Либо кого-то графика не устраивала. То есть рабочие моменты, которые написаны в учебниках и которые легко можно поправить. С этим проблем нет, разработчики тут же все исправляют. Сейчас и сценарии другие, и графика поинтереснее. Ребята руку набили.

Продолжительность обучения по программе — один учебный год. Учебный план составлен на 36 академических часов. Для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 15-16 человек, состав групп – постоянный. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность каждого – 45 минут.

В реализации программы участвуют подростки в возрасте 13-14 лет. Прием в объединение дополнительного образования «VR-ОБЖ» осуществляется по желанию школьника и с согласия его родителей (законных представителей), по письменному заявлению, после предварительного собеседования ребенка и его родителей с педагогом-психологом.

– Набор группы в обязательном порядке происходит через такие процедуры, как анкетирование с педагогом-психологом и тестирование на возможность реализации данной программы для данного ребенка, потому что если у ребенка повышенная нервозность, ему будет категорически запрещено это дело, – подчеркивает Екатерина Николаевна. – Плюс, помимо документов, подтверждающих согласие родителей (законных представителей), должна быть медицинская справка о допуске, потому что, например, детям, у которых есть какие-то хронические невротические заболевания или проблемы со зрением, прохождение сценариев на данном оборудовании тоже противопоказано.

Учителя готовы к любым нововведениям

По словам учителей, детям всегда было интересно попасть в виртуальную реальность, поэтому совмещение ее со школьной программой в виде дополнительного образования весьма уместно. Первый опыт использования данной техники у учеников школы №30 состоялся лет пять-шесть назад.

— Приезжал молодой человек, в качестве демонстрации он привозил набор этих очков, они тогда были, конечно, немножко другие, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе средней школы №30. – Детям показали обучающую программу для уроков биологии по строению клетки, по строению простейших. Он включал аппаратуру, дети смотрели, как устроена клетка растения, как устроена клетка животного, как в ней происходят различные процессы…

Именно поэтому смысл работы ресурсного центра на базе школы №30 – это обучить, потому что они уже знакомы с проектом «VR-ОБЖ», и поделиться опытом. Соответственно, по окончании работы должны получиться определенные «продукты». К таковым относятся обсужденные, полностью проработанные и пройденные сценарии, наработки теоретической части (конспекты занятий, технологические карты, презентации, раздаточный материал – все то, что можно использовать в урочной деятельности), опыт работы с детьми (как и где лучше использовать тот или иной сценарий). И в итоге – распространить имеющийся опыт с ОБЖ на все предметы.

Речь идет о том, что в будущем это можно будет использовать на уроках истории (с точки зрения изучения самых знаковых событий, например, Великой Отечественной войны) и обществознания, а также химии (большое количество практических лабораторных работ из школьной программы изъято в связи с аллергиями у детей, и многие «лабораторки» попросту ушли из учебников, а понаблюдать за процессами все-таки интересно) и, естественно, физики. То есть демонстрации должны подлежать наглядные процессы, которые можно показать в виртуальном пространстве.

К проекту «VR-ОБЖ» присоединились и другие школы Дзержинска, в числе которых средняя школа №36, где закуплена часть оборудования, а педагоги ОБЖ проходят методическую подготовку.

– Учителя готовы к любым нововведениям, особенно, если это полезно, нужно и соответствует современным технологиям, – делится директор школы №36 Светлана Францевна Удалова. – Весь коллектив педагогов прошел обучение по курсу «Введение в цифрализацию», это неотъемлемая часть нашей профессиональной подготовки. Педагоги, которые ведут предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», уже посещали семинар по данному проекту, где сами пробовали поработать с этим тренажером. Как оказалось, это довольно доступно.

«VR-ОБЖ» – тренажер виртуальной реальности, который позволит учащимся погрузиться в любую чрезвычайную ситуацию. Без всяких эвакуаций, в спокойном состоянии ребенок попадает в реальную обстановку. Как себя вести, что делать, как пользоваться огнетушителем, как помочь своим сверстникам, что делать, если заблокирована дверь? Отрабатывать порядок действий при имитации любой чрезвычайной ситуации можно неоднократно.

Если дети будут подготовлены таким образом, то многих неприятностей можно будет избежать.

Ольга КУЗЬМИНА

Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий