Формула керамики Юлии Бидерман


26.11.20 07:46

«Возьмем кусочек глины, — говорит Юлия Бидерман. – Что вы видите? Просто глину? А я вижу, что примерно из нее

Город

«Возьмем кусочек глины, — говорит Юлия Бидерман. – Что вы видите? Просто глину? А я вижу, что примерно из нее можно сотворить». Трепетному отношению к материалу, умению творить, стремлению овладевать новыми техниками учит детей и взрослых руководитель мастерской «Керамика». И параллельно разрабатывает планы по организации производства посуды ручной работы.

«А я не вернусь»

Внешне хрупкая и нежная девушка, внутренне — человек с железным стержнем. Характер Юлии закалился на Крайнем Севере, где она провела детство и юность. Небольшой городок Талнах, который в середине 2000-х был присоединен к Норильску. Девять месяцев — зима, с морозами под 50-60 градусов, два месяца – осень и весна и один — лето. Там все по-другому: другие цены и другие ценности.

— Семья у меня замечательная! — рассказывает Юлия. — Несмотря на то что родители много работали, мы с братом не были обделены их вниманием и любовью. Папа трудился шахтером, мама — изолировщиком, ремонтировала какие-то огромные механизмы.

Будучи ученицей седьмого класса, Юлечка решила: она больше не хочет учиться в обыкновенной школе, а пойдет в гимназию. Ту, которую год назад открыли, и где было все самое лучшее, в том числе педагоги. Самостоятельно (!) пришла в новое учебное заведение: так, мол, и так, хочу к вам. Отвели ее к педагогу. Та виду не показала, что удивлена. Дала девочке тест по математике. Потенциальная гимназистка его с треском провалила. «Ну что ж, — задумчиво протянула учительница, — ты приходи завтра с мамой — поговорим».

За ужином Юля буднично заявила: «Мам, отпросись с работы, пожалуйста: мне надо, чтобы ты в гимназию со мной сходила». Мама дочку отговаривать не стала и выполнила ее просьбу. В гимназии тестировавшая девочку учительница сказала: «Она навряд ли потянет здесь учиться, но у нее такое огромное желание – почему бы не попробовать?» И Юля, опять же, самостоятельно, пошла в свою старую школу за документами. Директор «напутствовала»: «Захочешь вернуться — не возьму обратно». Семиклассница отрезала: «А я не вернусь».

Одна из лучших – без вариантов

Юлия вспоминает, как поначалу в гимназии ей было очень тяжело. Она и в обыкновенной школе училась на «4» и «3», а тут — гимназическая программа. Когда большинство одноклассников за контрольную получали «отлично», а Юля, единственная из класса, «неуд», было обидно до слез. Слушая оглашение результатов, она, сопя, собирала всю волю в кулак, чтобы не расплакаться, и мысленно твердила: «Я все равно стану одной из лучших! И это – без вариантов».

И она стала. Была постоянной участницей олимпиад и научных конференций по математике и экономике. Окончила гимназию с тремя четверками: по русскому языку, английскому и физкультуре. А ЕГЭ она сдала на 90 с лишним баллов, будучи в числе первых российских школьников, на ком проводился эксперимент по внедрению нового вида экзамена.

Поступила в Нижегородский государственный университет имени Лобачевского. Родители привезли ее в Дзержинск учиться и уехали обратно на Север. Факультет «Бухучет, анализ и аудит» девушка окончила с красным дипломом. Еще студенткой пятого курса она устроилась в банк, где проработала четыре города. Безмерно благодарна руководителям и коллегам, которые помогли ей стать хорошим специалистом. Занималась кредитованием юридических лиц, познакомилась со многими нижегородскими предпринимателями, научилась анализировать бизнес-процессы.

Из финансов — в творчество

В 2011 году Юлия ушла в декрет. Потихоньку начала дома рукодельничать, пока только для себя. Благо за плечами была школа искусств, где она овладела азами музицирования, рисования, лепки и прочих премудростей. Через три года, не выходя на работу, стала мамой во второй раз. И вдруг поняла: творчество затянуло — она больше не хочет возвращаться в банк.

В 2015-м она познакомилась с будущей коллегой — Марией Серединой. После месяца общения две увлеченные натуры открывают свою творческую студию «Прованс» — площадку для проведения различных мастер-классов.

— Мы не ждали какой-то суперприбыли, — вспоминает Юлия. — Просто было желание что-то делать. Это был некий момент интуиции. Находили мастеров, причем специально ни за кем не бегали: люди как-то сами обнаруживались. Делали анонс занятия, набирали группу. И пошло дело! Это ведь у детей большой выбор для проведения досуга. А взрослым куда податься? Не все хотят в фитнес-клубы ходить: кто-то любит и своими руками что-то мастерить. Многие наши посетители, кстати, потом становились друзьями, объединенные общими интересами.

А спустя год руководители студии «Прованс» взяли да и подали заявку на всероссийский конкурс «Формула рукоделия» как лучший старт-ап-проект.

— До сих пор удивляюсь, какими мы, провинциальные девочки, оказались смелыми, — улыбается Юлия. — Сразу — и на всероссийский конкурс. Причем мы даже не мечтали победить. Написание проекта и подача заявки были для нас некой чертой: подвести итоги работы и определить планы на будущее.

Не мечтали, но выиграли. И поехали в Москву на награждение. Вот там-то наша героиня и познакомилась с гончарным кругом, поработала на нем, что-то «вылепила». Она сразу предложила коллеге: «Маша, давай купим — это же так здорово! Будем мастер-классы по изготовлению керамики давать».

Сказано — куплено. Только вот по приезду домой Юлию ждало большое разочарование. Оказалось, что московский мастер ей просто удачно «подыграл»: без его помощи у девушки ровным счетом ничего не получалось. Про «северный характер» вы помните? Наша героиня не сдалась и стала ездить за умом-разумом к нижегородским мастерам.

— Это только когда видео смотришь с десятикратным ускорением, кажется, что гончарное дело — одно сплошное удовольствие, — говорит Юлия. — На самом деле это огромный труд.

Она посещала семинары, мастер-классы, конференции. Читала специальную литературу. И лепила, лепила, лепила… Полный рабочий день, практически не вставая. Лепила с закрытыми глазами, лепила с завязанными по очереди руками. Постепенно от простых форм стала переходить к более сложным. Потом увлеклась декорированием. Стала работать в новых техниках — с литьем, раскатыванием.

Желание и настойчивость

Вскоре гончарной мастерской в «Провансе» стало тесно. И осенью прошлого года Юлия Бидерман, оформив ИП, открыла мастерскую «Керамика».

— У занятий по керамике нет возрастного «ценза», — уверена Юлия. — Они одинаково полезны и интересны и малышам, и взрослым. Если говорить в процентном соотношении, то у меня 40 процентов взрослых занимающихся и 60 процентов — детей. У детей, понятное дело, развивается мелкая моторика, речь. А взрослые… Они просто получают удовольствие. В керамике каждый может найти себе местечко: кто-то работает в одной технике, а кто-то пробует разные. Я — из числа последних..

Она всегда находится в творческом эксперименте.

— Люди «приносят» мне свои интересные идеи, — продолжает рассказывать Юлия. — У многих взрослых получается гончарить самостоятельно. Некоторые делают подарки близким. Иногда у взрослых восторга даже больше, чем у детей. А вообще, для меня самое главное, чтобы с занятий уходили счастливыми! И шли ко мне с радостью, в предвкушении. Вот тогда я понимаю, что работаю не зря.

Юлия получила второе образование. Теперь у нее, помимо красного диплома финансиста, есть еще диплом педагога ИЗО и прикладного искусства. В мастерской работает по собственным авторским программам. Шутит, что является заложником своего успеха: ее подопечные хотят заниматься только с ней, не мысля другого педагога.

— Керамика — это такой вид искусства, который требует огромного терпения, — признается Юлия. — К примеру, создавал ты что-то эдакое чуть ли не месяц. Поставил его в печь, а достал совсем не то, что представлял, а что еще хуже — и вовсе осколки. Главное — в этот момент не сдаться. Нужно выдохнуть и сделать еще раз. Признаюсь, у меня было несколько таких моментов, когда хотелось все бросить. Чтобы быть хорошим керамистом, нужны огромное желание и настойчивость!

«Идея на миллион»

Юлия Бидерман — человек амбициозный. На достигнутом она останавливаться не собирается. Ее следующий проект — производство посуды ручной работы. Именно с ним она вышла на конкурс «Идея на миллион», который проводится в рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства».

− Я постоянно езжу на всевозможные выставки и фестивали производителей керамической посуды, — рассказывает Юлия. — Знаете, иногда проходишь мимо, и некоторые изделия буквально завораживают. Я хочу, чтобы мои работы тоже были такими: и посудой, и произведением искусства одновременно! Надеюсь, это будет востребовано не только в ресторанах и кафе. Думаю, люди не откажутся иметь авторскую посуду у себя на кухне.

Что нужно Юлии для реализации проекта? Не так уж и много. Прежде всего, помещение, чтобы в нем можно было разместить и мастерскую, и печь для обжига. Пока они находятся в разных зданиях, что, согласитесь, весьма неудобно. И еще нужны люди. В ее планах — привлечение на неполный рабочий день мамочек, которые находятся в декрете, студентов, людей с ограниченными возможностями здоровья. Отличная идея! Люди и удовольствие от творчества получат, и заработают немножко.

— Авторская посуда очень популярна и в Москве, и в Питере, а вот в Нижегородской области ее изготовителей пока немного, — говорит предприниматель. — Я не рассматриваю этот конкурс, как путь для движения дальше. В любом случае буду реализовывать свой проект — просто мне понадобится чуть больше времени!

Екатерина КОЗЛОВА

Фото из архива Юлии Бидерман

Оставить комментарий