Коллеги называют ее Шерстяная фея. И это определение, как нельзя более точно, подходит для описания ее творчества. Творчества человека, который из, казалось бы, вполне обычного и приземленного материала – шерсти – создает настоящие произведения искусства. Героиня рубрики «Увлечения» — мастер фелтинга Ирина Журавлева.
Рукодельница по наследству
Любовь к творчеству не появляется ниоткуда, — уверена Ирина. Ей она досталась по наследству: все родственницы по женской линии были знатными рукодельницами. Прабабушка, тетя, мама: кто вязал, кто шил, кто вышивал, а кто — и все сразу.
— Ой, а я только сейчас, когда вы меня спросили, вспомнила, что бабушка не просто вязала, а использовала шерсть, которую с овец выстригала и сама пряла, — улыбается Ирина. – Выросши в такой семье, я другой стать просто не могла.
Ирочка училась в школе №38 с углубленным изучением английского языка. Большинство учеников этой школы, и тогда и теперь, когда она является гимназией, традиционно нацелены на поступление в вуз. Но Ирина так мечтала поскорей начать работать с детьми, что после восьмого класса пошла в Дзержинское педучилище.
— Мы называли его институтом благородных девиц, — вспоминает она. – Поверьте, ни один педвуз не давал столько, сколько наше училище (ныне педколледж, – прим. Е.К.), и это не только мое мнение. Замечательные педагоги, сильнейшая образовательная база, удивительная творческая атмосфера.
Получив диплом учителя начальных классов и дополнительно – учителя рисования, девушка устроилась в школу по второй специальности. Параллельно заочно получала высшее образование в Нижегородском пединституте на филологическом факультете. Затем из школы ушла в детский сад воспитателем. Следующим местом работы был… железнодорожный цех завода «Оргстекло». Она стала там секретарем после сокращения в детском саду, который как раз относился к этому предприятию.
Но и на заводе Журавлева не забывала про творчество. Организовывала там праздники, делала стенгазету, даже окна расписывала. Когда Ирина дарила коллегам свои картины, те шутили: «Мы их обязательно сохраним — вдруг ты известным художником станешь».
Все на интуиции
С завода наша героиня ушла в индустрию красоты: окончила курсы мастера по маникюру. Была самозанятой, работала в свое удовольствие. Но обнаружилась жуткая аллергия, и профессию пришлось оставить.
В 2012 году, отдыхая в Сочи, Журавлева впервые увидела войлочный палантин. Необычная техника поразила Ирину. Она долго рассматривала чудо-вещь, стоившую баснословных денег. На вопрос, в какой технике это сделано, получила ответ: «нунофелтинг». Новое и тогда непонятное слово запало в душу.
Вернулась домой и «ринулась» на просторы интернета узнавать, что же этот такое. Оказалось, фелтинг — просто иностранное название техники валяния из шерсти. Информации о ней было мало. Увидела картины, сделанные из шерсти, довольно примитивные. Подумала: «Разве я не смогу лучше?» Купила шерсти и принялась за дело.
— В одной руке шерсть держишь, другой выдергиваешь шерстяные кусочки и выкладываешь их на поверхность, — объясняет Ирина. – Потом накрываешь композицию стеклом. Это если технику сухого валяния используешь.
Причем Ирина, в отличие от многих, не рисует «заготовку» карандашом на листке, а сразу начинает выкладывать.
— Все на уровне интуиции получается, — комментирует мастерица. – Я и на своих мастер-классах тоже так учу: сразу к шерсти приступать. Эскизы делаем для чего-то сложного – лиц, животных. А сама я и их без контура делаю.
В ее первой картине, зеленых тонов – цвете надежды — уже была глубина, свой мир. Дальше – больше. Ирина обнародовала авторские работы на «Ярмарке мастеров» (есть такой сайт для творческих людей). Буквально через месяц ей позвонила директор Володарского музея и предложила поучаствовать в выставке. Эта выставка и стала отправной точкой погружения в «шерстяной мир».
Универсальный мастер
И начала Ирина Журавлева осваивать секреты фелтинга. Научилась валянию — сухому и мокрому. Одежда, к примеру, делается мокрым валянием, а сухое используют для изготовления игрушек. Про себя говорит, что она – универсальный мастер: не останавливается на одной технике и каком-то одном виде изделий. Все зависит от настроения: то сумочку захочется свалять, то игрушку, то сотворить картину, украшение или роскошное платье.
Есть, правда, у Журавлевой одна любовь – к головным уборам, которые она превращает в настоящие произведения искусства. Над ними «колдует» не одна, с целой командой. Ее главный партнер – флорист Наталья Киляева.
— У Натальи какое-то необычное видение, — хвалит Ирина коллегу. – Если нужен креатив — это к ней. Она всегда может придумать что-нибудь эдакое. Мы с нею делаем головные уборы с 2016 года. Представить конечный результат нам помогают визажисты, модели и фотографы.
По словам Ирины, многие до сих пор не знают чудесных свойств войлока – думают, что свалять можно валенки да шапочки для бани. А из него столько всего интересного получается, при этом изделия — нежные и воздушные!
Валяние одежды – процесс трудоемкий и «местозатратный»: чтобы сделать, к примеру, небольшой жилет, материал нужно разложить метра на два. Ведь в процессе мокрого валяния он сильно усядет. Сырой материал довольно тяжелый, неповоротливый. На раскладку того же жилета нужно, как минимум, пару дней. Плюс потом его ждет декорирование – лентами, кружевами, вставками из шелка.
Своими премудростями Ирина Журавлева делится со всеми желающими на мастер-классах в студии «Прованс». Учит и детей, и взрослых. Уверяет, что с ее занятий никто с плохими работами не уходит. Ирина – перфекционист: любое дело доводит до конца. Ее мастер-классы никогда не повторяются. И самой неинтересно, и перед верными поклонниками, которые занимаются с ней не первый год, неловко: зачем же они одно и то же будут два раза делать!
К ученикам Журавлева относится позитивно. Никак не может перейти на онлайн мастер-классы, потому что горящие глаза и искреннюю радость лучше видеть вживую!
— У меня была одна посетительница после инсульта – так она поначалу даже отщипнуть от шерсти не могла, — вспоминает Ирина. – А сейчас такие работы делает – загляденье! А однажды на занятие мужчина пришел за положительными эмоциями. И у него отличная картина получилась (мы золотых рыбок тогда делали) – яркая, необычная!
Главное – подружиться с войлоком
— Войлок — живой материал, у него есть душа, — уверена Ирина. — Шерсть — она мягкая, умиротворяющая, дарит тепло и уют. Главное, с нею подружиться. У меня получилось. Войлок – он непредсказуемый: может быть послушным, может и закапризничать. Если начнешь валять без настроения, он не будет валяться. Станешь картину выкладывать не в духе – шерсть не ложится. Войлок чувствует энергетику человека. А я чувствую энергетику войлока и люблю его за то, что он такой разный. Мне кажется, я из него все-все могу сделать. Процесс созидания поднимает общий эмоциональный фон, прибавляет сил.
Еще одно удивительное свойство шерсти – способность к трансформации. Ирина вспоминает историю одной зеленой шляпки, которая успела побыть головным убором, потом ожерельем, потом украшениями сразу на нескольких платьях и в итоге снова превратилась в шляпку, но уже другую. Кстати, войлок удивительным образом сочетается с другими материалами — кожей, металлом, флористикой. Хотя сам поражает фактурностью, он как глина, из него можно вылепить практически все!
— Мои мальчики умеют видеть прекрасное, — отвечает она на вопрос, есть ли кому передать по наследству умение «живописать» шерстью. – Конечно, они не занимаются валянием, но ценят красоту, которую создают другие. И это тоже дорогого стоит. Они такие романтики, умеют порадовать, сделать сюрприз.
Младшему Александру 18 лет, он живет с родителями, а старший – Алексей — уже обзавелся собственной семьей. Валять Ирине иногда помогает супруг Денис. Рукодельница, смеясь, признается, что войлок, который «крутит» муж, получается более прочным.
— Нужно всегда учиться, — раскрывает секрет успеха Ирина. — Я постоянно участвую в марафонах, семинарах, мастер-классах. Если не будешь совершенствоваться, к тебе никто не придет: с тобой будет неинтересно. За последние лет пять искусство валяния стало очень развито. Только начинает казаться, что ты знаешь о войлоке все, как вдруг открываешь для себя что-то новое.
В этом году дзержинская рукодельница приняла участие в Международном конкурсе «Войлочное вдохновение». И вышла в финал сразу в двух номинациях – «скульптура» и «нечто особенное». Это значит, что она гарантированно займет призовое место. Результаты финала будут известны совсем скоро, в конце года.
Мечта Ирины Журавлевой – открыть свою студию, провести персональную выставку и показать войлок как искусство:
— Хочется пожелать каждому хоть раз в жизни взять в руки шерсть, открыть в себе творческое начало и окунуться в неизведанный мир, оживающий прямо на глазах.
Екатерина КОЗЛОВА
Фото из архива И.Журавлевой