Комплексный подход к «Умному транспорту»


04.02.21 09:19

«Точечно» технология «Умный транспорт» уже присутствует в некоторых городах региона. Но именно Дзержинск стал пионером в комплексном подходе к внедрению

Город

«Точечно» технология «Умный транспорт» уже присутствует в некоторых городах региона. Но именно Дзержинск стал пионером в комплексном подходе к внедрению этой новинки. Сколько времени понадобится на апробацию продукта? Насколько «умным» станет дзержинский транспорт? Узнаем у начальника управления цифровой трансформации Данилы Кочетова.

Транспорт – в цифру

— Идея систематизировать работу муниципального транспорта принадлежит главе города Ивану Николаевичу Носкову, — рассказывает Данила Кочетов. – Цель — оценить его эффективность, выявить сильные и слабые стороны и вывести на качественно новый уровень работы. Для достижения этой цели и было решено перевести весь транспорт в «цифру». Работа по внедрению технологии «Умный транспорт» началась чуть меньше года назад. Параллельно шли два процесса – подготовка «умных» остановок и разработка мобильного приложения «Умный транспорт». Уточню, что приложение – это приятный бонус для жителей: на его разработку не было потрачено ни копейки бюджетных средств.

«Призвание» приложения – отслеживание маршрутов и передвижения городского транспорта, причем в удобном формате. Кроме того, специальные алгоритмы позволяют работникам администрации анализировать работу транспортной системы.

Краеугольный камень «Умного транспорта» — приборы спутниковой навигации ГЛОНАСС и специальное программное обеспечение. Согласно приказу Минтранса №413 от 07.10.2020 приборы ГЛОНАСС должны быть установлены на всех транспортных средствах, занимающихся пассажирскими перевозками (категории М2 и М3). Эти приборы передают данные о геолокации и скорости передвижения каждого автобуса и троллейбуса. Они позволяют отслеживать время прибытия на конкретную «точку», соблюдение маршрута и экстренно реагировать на ненормативный «простой» транспорта. Так вот, если выходные данные этих приборов не вполне корректны, то и информация, выдаваемая «умными» остановками и соответствующим мобильным приложением, будет не совсем точная.

Минимизируя погрешности

— В процессе внедрения новой технологии мы выявили ряд слабых звеньев при передаче данных и, как следствие этого, погрешности в работе алгоритмов, — объясняет Данила Кочетов. — Если раньше погрешность в диапазоне трех минут была не критична, то с запуском «Умного транспорта» она стала очень весомой. С целью решения этой проблемы была создана рабочая группа, в которую вошли представители администрации города, МУП «Экспресс» и «Регионального навигационно-информационного центра» («РНИЦ» предоставляет услуги ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта, —  прим. К.Я.) После составления технического описания проблемы и определения шагов по ее устранению, незамедлительно приступили к работе. Отдельно хочу выразить благодарность сотрудникам «РНИЦ», которые оперативно направили соответствующие замечания разработчику специального программного обеспечения, в результате чего обновление ПО было выпущено в течение месяца.

Немного о технической и технологической стороне вопроса. Выяснилось, что неточностями «грешат» приборы, которые установлены на транспорте далеко не вчера. Одни получали сигнал с минимального количества спутников и передавали данные с перерывами. Другие были установлены так, что бортовая сеть автобусов и троллейбусов создавала определенные помехи и наводки. Хотя и при отсутствии всего вышеперечисленного старые приборы они и есть старые. Сравнивать есть с чем: новая партия автобусов, не так давно пополнившая муниципальный транспортный парк, оснащена приборами ГЛОНАСС последнего поколения. Они, благодаря специальным алгоритмам, передают данные с разной частотой (от 5 до 30 секунд), могут работать с несколькими сотовыми операторами, что исключает перебои в передаче данных.

— Мы уже можем подвести промежуточные итоги нашей работы, — говорит начальник управления цифровой трансформации. – Сегодня время поступления данных с изначальных трех минут сокращено до тридцати секунд! Кроме того, проводится инвентаризация приборов, установленных на всем пассажирском транспорте, и «РНИЦ» готов обновить их в ближайшее время.

Остался еще один вопрос – это потеря сигнала сотовых операторов.

— В некоторых районах города, например, возле центрального парка, на улице Октябрьской, в промзоне, плохая сотовая связь, — поясняет Данила Кочетов. — Сигнал пропадает, и транспорт как будто стоит на месте: опять получаются погрешности в расчете времени. Пока в приборах есть сим-карта только одного оператора. Мы прорабатываем вопрос об установке мульти-сим-карты для работы с несколькими операторами связи, чтобы сигнал и передача данных не терялись ни на секунду. Немного заинтригую и скажу: мы нашли проект технического решения, как стать менее зависимыми от сотовых операторов, и проводим альфатестирование этой технологии.

Для удобства дзержинцев

В Дзержинске установлена одна «умная» остановка: возле перинатального центра. Но это пока. В марте их будет уже десять. А всего должно быть полсотни.

«Умная» остановка «раздает» Wi-Fi, оснащена видеонаблюдением, USB-портом для зарядки гаджетов. Информационное табло показывает время прибытия на остановку транспортных средств, а также дату, текущее время и температуру воздуха на улице.

И если остановка выдает локальную информацию (о тех маршрутах, которые через нее проходят), то мобильное приложение охватывает всю транспортную систему города. Оно доступно для бесплатного скачивания, удобно в использовании. Выбираешь свой город, а приложение по геолокации определяет твое местонахождение. Троллейбусы обозначены бирюзовым цветом, автобусы – красным. Нажимаешь на нужный тебе маршрут и получаешь информацию. Даже регистрационный номер транспорта, который ты ждешь, можно узнать заранее.

После завершения тестового режима у приложения появится немало возможностей. Дзержинцы смогут не только узнать, через сколько минут прибудет нужный им автобус или троллейбус, но и выбрать наиболее удобный маршрут. И даже построить сложный маршрут, с пересадками: как с минимальной потерей времени добраться из точки А в точку Б. Кроме того, скоро, по просьбам жителей, будет реализовано еще одно дополнение приложения: для слабовидящих, с голосовой озвучкой. А еще будет запущен сайт, дублирующий приложение: для тех, у кого не слишком новомодный телефон, или для тех, кто пользуется общественным транспортом нечасто и нуждается в разовой информации о его работе.

— Нам задавали вопрос: зачем дзержинцам нужно собственное мобильное приложение, если есть тот же «Яндекс Транспорт», — говорит Данила Андреевич. — Объясняю. «Яндексу» не так уж принципиально качество входного сигнала: его приложение легко допускает погрешность данных до трех-пяти минут по причине многоступенчатости обработки данных о месторасположении транспортного средства. Мы же стремимся к «прямоте» передачи информации, чтобы исключить искажение и добиться предельной точности приложения, совершенствуя как его программную, так и аппаратную составляющие. Плюс, повторю, это наш, «городской продукт», на разработку которого к тому же не было потрачено ни копейки средств муниципального бюджета.

— Некоторые жители недовольны, что табло на «умной» остановке и мобильное приложение пока работают в тестовом режиме, — признается Данила Кочетов. – Уверяю, ориентировочно в марте все проблемы будут устранены, и статус «тестовый режим» будет снят. Хочу поблагодарить горожан за обратную связь: вместе мы сделаем «Умный транспорт» лучше. Пока «умности» распространяются только на муниципальный транспорт. Но как только полностью отработаем алгоритм, «заведем» в систему «Умный город» и частных перевозчиков. А после этого озвучим ряд нововведений, работа над которыми уже началась.

Ксения ЯБЛОКОВА

Фото Руслана Лобанова

Мнения пассажиров

Марина Петрова, медик, 40 лет:

— Здорово, что у нас в Дзержинске заработало приложение «Умный транспорт». Жду, когда оно выйдет из тестового режима. Живу я в одном конце города, возле площади Свободы, а работаю в другом – на проспекте Циолковского. Удобно, когда знаешь, в какое время придет нужный тебе троллейбус. Не нужно заранее из дома выходить. А за те же сэкономленные пять минут можно успеть собаку выгулять.

Елена Ларионова, воспитатель, 32 года:

— Считаю, что «умные» остановки – это очень удобно. Скорей бы их стало больше. А что? У меня дочь – школьница. У нее вечно деньги на телефоне заканчиваются, и она не может мне позвонить. А так зайдет на остановку, где есть Wi-Fi, и через тот же мессенджер свяжется со мной.

Михаил Головин, пенсионер, 60 лет:

— Иногда к нам с супругой приезжают в гости родственники, живущие в других городах. Не всегда могу сопровождать их в прогулках по Дзержинску и подсказать, на каком именно автобусе можно доехать до какого-то конкретного места. Слышал, что теперь у нас есть мобильное приложение, которое как раз и поможет в этом вопросе. Да мне и самому пригодится: если вдруг буду в поликлинику опаздывать, смогу просчитать, когда же до нее доеду.

Оставить комментарий