«Алла прима» Ольги Устиновой


18.03.21 08:43

Ольга Устинова – одна из самых известных и, пожалуй, наиболее востребованных дзержинских художников. У кого, как не у нее узнать,

Город Культура

Ольга Устинова – одна из самых известных и, пожалуй, наиболее
востребованных дзержинских художников. У кого, как не у нее узнать, как к людям
искусства приходит успех! Об этом, а также о том, как живется художникам в
Дзержинске и какие жанры особенно популярны в современной живописи, с Ольгой
Устиновой побеседовал корреспондент «Дзержинских ведомостей».
Всегда торопилась
В детстве Оля хотела заниматься «всем и сразу». Ходила в многочисленные кружки
и секции, занималась школьной стенгазетой. Но главное — училась в Дзержинской
художественной школе, которая в 70-е годы признавалась многими лучшей в стране.

  • Я всегда торопилась и всегда везде успевала, — раскрывает секреты творчества
    Ольга Александровна. — Возможно, это сказалось на моей манере письма. Вы посмотрите,
    какие у меня широкие мазки на картинах! Знаете, почему? Потому что мне по жизни
    нужно было быстрее все закончить!
    После окончания школы Ольга Устинова поехала в Горький поступать в
    художественное училище, которое располагалось на улице Фигнер (ныне — Варварская).
    Через дорогу находилось театральное училище. «Не поступлю в художественное, пойду в
    театральное и стану актрисой», — решила Ольга. В конце концов, она все-таки поступила в
    художественное училище, сдав экзамен по мастерству на отлично. Профессия выбрана!
    После окончания училища Устинова работала в комбинате торговой рекламы в
    Горьком. По специальности и на хорошей зарплате в 250 советских рублей.
  • Это было козырное место, — признается Ольга Александровна. Тем не менее в
    силу разных причин ей пришлось уйти. В советское время у профессиональных
    художников не было широкого выбора, куда пойти работать. Поэтому Ольгу
    Александровну, по ее словам, «занесло в школу». Случайная, вроде бы, работа вылилась в
    11 лет заслуженного педстажа в средней школе, Дзержинском педагогическом колледже и
    городском эколого-биологическом центре.
    В школе Устинова освоилась сразу. Стала знаменитой. Смотреть на ее уроки
    рисования приходили учителя со всего города. Возможно, Ольга Александровна и дальше
    продолжала бы трудиться педагогом. Но пришли 90-е годы. И без того копеечную
    зарплату школьного учителя стали задерживать месяцами. А у нашей героини к тому
    времени уже было двое детей. Устинова ушла из педагогов и стала работать художникомдизайнером.
    Без предварительных зарисовок и эскизов
    Сдавая дизайнерский объект (квартиру или дом), Ольга Устинова начала
    предлагать покупателям свои картины, которые не переставала писать еще со школьных
    времен. Полотна Устиновой стали пользоваться спросом. Через некоторое время Ольга
    Александровна стала, что называется, свободным художником. В прямом смысле слова.
    Когда картины раскупаются хорошо, художник работает много и охотно. И очень быстро.
  • Я пишу картину максимум один день, — говорит Ольга Александровна. — Пока не
    закончу, спать не лягу. Писать быстро — мой стиль, мой почерк.
    Встречаются творцы-перфекционисты, которым нужно бесконечно улучшать уже
    вроде бы законченное произведение. Не могут остановиться.
  • Вот этого у меня нет, — говорит Ольга Устинова. — Меня иногда просят что-то
    добавить или исправить в картине. Всегда отказываюсь. Говорю, что переделывать ничего
    не буду.
    В живописи есть понятие «алла прима». Так называется техника масляной и
    акварельной живописи, когда картину пишут в течение одного сеанса. Работы Устиновой
    – «алла прима» в чистом виде, написанные в один присест.
  • Если картина большая, я не ложусь спать. Очень редко доделываю начатое на
    следующее утро. Но это уже не то! — восклицает Ольга Александровна.
    По технике и цвету картин стиль Устиновой может быть отнесен к
    импрессионизму. Хотя некоторые искусствоведы считают, что творчество художницы
    ближе к академическим канонам живописи. Как рождается картина? Сразу придумывается
    в голове или постепенно, деталь за деталью, пишется, что называется, «по ходу пьесы»?
  • Когда подхожу к холсту, я точно знаю до мелочей, что должна сделать, —
    объясняет художница. — Без предварительных зарисовок и эскизов. За полвека я
    переписала столько цветов и яблок, что могу их рисовать уже с закрытыми глазами
    (смеется).
    Конкурентоспособные «цветочки»
    Главные жанры нашей героини – натюрморты и пейзажи. Ольга Устинова, похоже,
    нашла свою нишу. Есть у художницы, конечно, и портреты, и полотна, выполненные в
    других жанрах. Но их меньше. Считается, что портреты хорошо раскупаются, но только
    если это свои портреты. Портреты незнакомых людей, а не свои собственные или, скажем,
    родственников, публику интересуют меньше, чем, например, изображение цветов. Вот
    портрет на заказ, как говорится, совсем другой коленкор. Но писать на заказ у Ольги
    Устиновой как-то душа не лежит, хотя и предлагают часто.
    – Портрет – самый сложный жанр изобразительного искусства, — считает Ольга
    Александровна. — Изображение людей требует сосредоточенной работы. Мне кажется, что
    это не для меня. У меня совершенно другой художественный темперамент.
    На картинах Устиновой почти всегда яркие краски. Любимые техники — масло,
    акварель, пастель.
  • Я люблю вкусные сочетания цветов, — говорит художница. — Считаю, что
    живопись должна радовать глаз.
    Осенью 2009 года Ольга открыла первую в Дзержинске частную художественную
    галерею «Монмартр». До этого момента единственным местом в городе, где художник
    мог показать свои картины широкой аудитории, был краеведческий музей.
    Классная идея
    Далеко не у всех художников получается состояться в жизни. Я, например, знаю
    человека, который закончил престижный художественный институт в Москве, но работает
    грузчиком. Пишет картины, но не умеет их продавать. И он не один такой. Поэтому планы
    администрации города организовать на Парковой аллее некое постоянное художественное
    пространство, где художники и все творческие люди Дзержинска могли бы выставлять
    свои работы на свежем воздухе, вызывают у Ольги Александровны восторг.
  • Классная идея, потому что художникам подчас просто некуда выйти, —
    констатирует художница. — Мне проще, у меня есть галерея, ко мне можно прийти и
    выбрать любую картину. Чем успешнее станет развиваться художественное пространство
    в Дзержинске, тем будет лучше для всех горожан.
    Ольга Александровна говорит, что ценители искусства из Дзержинска часто ездят
    на художественные выставки в Нижний Новгород и Москву, но порой не знают, какие
    прекрасные художники живут, можно сказать, на соседней улице.
  • Один дзержинский ценитель искусства долгое время ездил в Нижний покупать
    мои картины, — смеется Ольга Александровна. — Каково же было его удивление, когда он
    узнал, что мы с ним живем в одном городе…
    Устинова считает, что «художников надо открывать». Когда молодой живописец
    видит свои картины в «чужих стенах», на выставке вместе с картинами коллег по цеху, он
    приобретает неоценимый опыт. Художник перестает вариться в собственном соку,
    начинает вращаться в художественной среде, которая объективно способствует
    творческому росту.
    Да и сама Ольга Устинова, даже получив известность, не считает, что достигла в
    искусстве потолка.
  • Мне постоянно хочется совершенствоваться, — говорит она. — Вроде сделала
    хорошо, мне самой нравится. Но хочется сделать еще лучше. Может быть, начать
    рисовать более смело, но в тоже время, не уходя от академизма. Попробовать новые
    световые отношения, поэкспериментировать…
    Интересно, что даже пандемия коронавируса, начавшаяся год назад, не стала
    препятствием для творчества.
  • Сначала я испугалась за все человечество, — признается художница. — Потом
    поняла, что придется жить в новой реальности.
    Кто-то помчался делать запасы продуктов. А Ольга Устинова пошла в
    художественный салон и прикупила красок, холстов и других вещей, которые требуются
    для творчества. И полностью ушла в работу. Может быть, это и есть счастье?
    Сергей АНИСИМОВ
    Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий