В картинной галерее «Палитра Дзержинска» во Дворце культуры химиков до конца апреля работает персональная выставка дзержинского художника Ивана Еськова «Город. Окрестности. Горожане». Пользуясь случаем, корреспондент «Дзержинских ведомостей» встретился со старейшим художником нашего города и пообщался с Мастером.
Художник-оформитель
После окончания Горьковского художественного училища в 70-е годы Еськов трудился художником-оформителем в отделе главного архитектора горисполкома Дзержинска под руководством Евгения Синявского. Многие произведения Ивана Ивановича того периода можно лицезреть и сегодня. Так, работая в бригаде вместе с тремя другими художниками, Иван Еськов расписал внутренние интерьеры Дома книги на проспекте Циолковского, который открылся в 1975 году. Знаменитая галерея писателей, ученых, людей искусства вот уже 46 лет встречает посетителей Дома книги на втором этаже здания. Иван Еськов долго готовился к этой работе: подыскивал изображения знаменитостей, продумывал антураж и фон. Вдумчиво расписывал интерьер.
Роспись в здании на углу проспекта Ленина и переулка Жуковского¸ которое в 70-е годы занимал учебно-производственный комбинат, где осваивали рабочие профессии школьники старших классов Дзержинска, — тоже дело рук Еськова и его товарищей.
Еще одно свидетельство коллективного творчества художников — монументальное мозаичное панно на главном фасаде дзержинского политеха, выполненное в 1973 году Иваном Еськовым совместно с Юрием Травкиным по эскизам Владимира Смирнова. Трудно ли было укладывать мозаику художнику¸ который этому виду искусства нигде специально не учился?
— Если умеешь рисовать — значит, положишь и плиточку, — отвечает Иван Иванович.
По словам Еськова, кроме Дома книги и здания политеха, мозаичные панно, выполненные им, раньше можно было увидеть на фасадах двух магазинов в конце проспекта Циолковского (один из них, скорее всего, знаменитый в те годы гастроном «Океан»), а также в профилактории «Голубая Ока» в поселке Дачном.
Второй дом
В конце 70-х годов Еськов устроился в художественный фонд в областном центре. Работа в худфонде привлекала молодого художника еще и тем, что оставалось время для самостоятельного творчества. Не по заданиям и заказам, а для души. Другой плюс — в худфонде художникам предоставлялись мастерские, где можно было творить в свое удовольствие.
В Дзержинске с мастерскими для художников 40 лет назад были серьезные проблемы. В лучшем случае три-четыре художественные мастерские на весь город. (Известный дзержинский художник Николай Бурдастов, у которого я брал интервью в начале 90-х, например, очень гордился своей мастерской в районе онкологического диспансера.)
Мастерские предоставлялись членам Союза художников СССР. Чтобы приняли в союз, необходимо было активно участвовать в выставках, проводившихся по всей стране. Действовал олимпийский принцип — главное не победа, главное — участие. Набрав необходимый количественный статус участия в выставках, художник мог претендовать на собственную мастерскую. А пока нет мастерской – пиши где хочешь, хоть дома на кухне по ночам.
Более 40 лет художник Еськов живет, что называется, на два города: в Нижнем Новгороде у Ивана Ивановича мастерская, в Дзержинске — постоянное жилье. «Для меня мастерская — мой второй дом», — говорит художник.
Азбука для художника
«Одна из основ творческого метода Еськова — высокая культура рисунка. В его живописных работах явственно ощутимо графическое начало». Таково мнение искусствоведов. Художник не возражает.
— Рисунок — основа всего, — говорит Иван Еськов. — Так считали старые мастера прошлых эпох. Рисунок — это азбука для художника. Чтобы писать картины — нужно знать грамоту.
Иван Иванович приводит пример. В начале XX века в России жили два выдающихся художника — Валентин Серов и Константин Коровин. Коровин — чистой воды живописец, для которого главное — выразительный мазок кисти, передача на холсте сложной, порой экзотической цветовой гаммы. Кажется, что рисунок для Коровина абсолютно не важен. Серов, напротив, апологет проработанного рисунка, мастер деталей. Зрителям больше нравится яркий Коровин. Иван Еськов считает, что как художник Серов серьезнее и основательнее. Графика в чистом виде — отдельный важный вид художественного творчества. До изобретения фотографии офорт и гравюра использовались для тиражирования работ как самостоятельный вид искусства. Наиболее яркие представители графического искусства в прошлом — великие художники Рембрандт, Дюрер, Гойя. В настоящее время графика как вид искусства перешла в станковую (выставочную) графику. По жанру это может быть и портрет, и натюрморт, и пейзаж, и другие жанры.
В 70-80-е годы в нашей стране графика была в фаворе. Один из самых известных графиков советского времени даже носил фамилию Фаворский. Почему она ценилась? Одно из объяснений, которое буквально лежит на поверхности, таково: графика — основа книжной иллюстрации. В советское время книга пребывала в большом почете. Соответственно, графические книжные иллюстрации становились очень востребованными.
Иван Еськов в те годы экспериментировал с художественными техниками. «В 70-х годах Еськов освоил технику офорта, и в 1978 году выступил на всероссийской выставке эстампа в Ростове-на-Дону, — пишет искусствовед Сергей Акимов. — Этот способ гравирования позволяет добиваться исключительного многообразия штрихов, свободы контуров, сложных световых эффектов». Офорт — техника тиражирования графического изображения. Она занимала много времени. По словам Ивана Ивановича, офорту его научила жена — также профессиональный художник. Для изготовления офортов нужны соответствующие условия.
— Офорт — это протравливание рисунка кислотой, — говорит художник. — Для такой работы требуется, например, вытяжной шкаф. Нужны материалы — цинк или медь, кислота, лак. В домашних условиях изготавливать офорты трудно. Но мы делали…
Пейзаж и портрет
Есть мнение, что главный жанр художника Еськова — пейзаж. Иван Иванович соглашается, что пейзажей у него действительно много. Главным образом потому, что, в отличие, например, от натюрморта, требующего какого-никакого реквизита, пейзаж ничего не требует. Художник и природа. А между ними — картина.
— Я в свое время объездил с творческими командировками всю страну, — вспоминает художник. — И везде рисовал природу. В последнее время веду оседлый образ жизни, поэтому больше рисую портреты.
На персональной выставке Ивана Еськова, которая проходит во Дворце культуры химиков, представлено больше женских портретов, чем мужских. Иван Иванович считает, что это естественно: прекрасный пол служит богатым источником вдохновения. С другой стороны, на портретах Еськова больше женщин, чем мужчин еще и потому, что для выставки в ДКХ художник отобрал картины, имеющие отношение к нашему городу.
А что до мужчин, то на портретах Еськова их тоже хватает. Да еще каких!
В 2012 году наш герой написал портрет тогдашнего мэра Дзержинска Виктора Сопина. Этот портрет представлен в каталоге действующей выставки. Почему из руководителей Дзержинска разных лет художник выделил именно Виктора Сопина? Известно, что, будучи главой города, Виктор Федорович оказывал поддержку творческим людям города химиков. Собирал художников на «посиделки», был, по выражению Ивана Ивановича, «не глухим к искусству» руководителем. Наверное, во многом по причине своего ярко выраженного покровительства дзержинским художникам и — шире — дзержинскому искусству — Виктор Сопин был в итоге запечатлен и увековечен на картине Ивана Еськова «Любимый город».
Сергей АНИСИМОВ
Фото Руслана Лобанова
СПРАВКА
Иван Еськов родился 18 января 1944 года в Караганде. В 1945 году семья переехала в Дзержинск. С 1955 по 1960 год учился в детской художественной школе Дзержинска у преподавателя В.И. Ганьшина. Окончил Горьковское художественное училище в 1969 году. Член Союза художников РФ. Работы Ивана Еськова находятся в частных коллекциях США, Германии, Японии, Южной Кореи.