Медик — благодарная профессия: видишь, как облегчаешь страдания больного, как возвращаешь ему здоровье. Но если бы можно было составить условную градацию по уровню благодарности пациентов и их положительных эмоций, многие поставили бы в лидеры профессию акушерки. Быть причастной к самому главному чуду на земле — появлению новой жизни — это ли не счастье? Акушерка ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр» Марина Тихонова в системе родовспоможения работает больше полувека. И почти половину этого срока она своими руками принимала младенцев.
Медик — это ответственно!
Так получилось, что Мариночка (как до сих пор называют ее родные) росла у бабушки с дедушкой в поселке Желнино. А родители (папа — рабочий, мама — служащая) жили с младшей дочерью в Дзержинске. «Не обидно ли было, что сестренка там, в городе, а вы — в поселке, одна?» — спрашиваю нашу героиню.
— Да что вы?! — восклицает Марина Михайловна. — Родители ведь в бараке жили, а я – за городом, в частном доме. Детство было у меня замечательное! Свежий воздух, просторы, берег Оки, походы за грибами-ягодами. Такая насыщенная интересная жизнь. К труду, конечно, сызмальства приучали. Огород, скотинка своя. Всегда бабушке помогали: прополоть, полить, сено для коровки заготовить. Весной снег в погреб накидать (холодильников-то не было), осенью соленья готовили, да все в бочках по сто литров — грибы, огурчики с помидоркой. А как мы дружно капусту квасили! Один кочаны очищает, второй морковку режет, а остальные рядком станут возле корыта и тяпают…
Семья была большая. Бабушка, дедушка, два дяди и три тети: старшие уже со своими семьями, а младшая тетя всего на четыре года постарше племянницы. За столом меньше десяти человек и не собиралось. Бабушка Анна Ефимовна, на которой держалось все это огромное хозяйство, была горяча, могла за непослушание и веничком по мягкому месту приложить. Но когда внучка решила пожаловаться деду, тот строго оборвал: «Значит, так надо!». На дедушку, Алексея Ивановича, Марина всегда хотела быть похожей. Директор ресторана на станции Дзержинск, член партии, депутат Городского совета. Он был сдержанный, спокойный и никогда не бросал слов на ветер.
Второй мамой для Марины стала тетушка Дина, которая работала медицинской сестрой в детской больнице. Она племянницу и лечила, и учила. Именно ее учебники по акушерству девочка нашла на чердаке и с интересом проштудировала малопонятную литературу. Тогда в ее головку и закралась мысль: «А что, если мне стать, как тетя?» Но мысль эту она отгоняла, словно назойливую муху.
— Я же патологическая трусиха, — улыбается Марина Михайловна. — Думала: «Боже мой, медик — это так ответственно! Сколько учебников надо прочитать, сколько болезней и лекарств знать, и во всем этом не запутаться».
Поэтому когда после восьмого класса мама отвела ее подавать документы в техникум имени Красной Армии, Марина не сопротивлялась. Хотя заводы с огромными дымящими трубами, шумом и техникой ее никогда не прельщали. Но, на счастье сотен будущих рожениц Дзержинска, в самый последний момент подружка, поступавшая в Богородское медучилище, уговорила Марину поехать вместе. Так наша героиня стала студенткой акушерского отделения.
Помогая свершиться чуду
Во время учебы Марина проходила практику. Сначала — санитарочкой, потом — медсестрой. Вспоминает, что самым страшным было сделать первую инъекцию. «Как я смогу уколоть живого человека?» — недоумевала студентка. Руки тряслись. А роды она впервые приняла сама, учась на последнем курсе, когда в Дзержинском роддоме №3 была на госпрактике.
— Сказать, что я волновалась — это не сказать ничего, — говорит Марина Михайловна. — Но рядом находились опытные акушерки. Когда ребеночек родился и закричал, мое счастье было не описать словами. И, знаете, эта радость не проходила с годами. Ведь что может быть удивительнее чуда рождения ребенка? И я помогала этому чуду свершиться, принимая на руки новую жизнь!
В 1969 году девушка успешно окончила медучилище и, как староста группы, получила разрешение на свободное трудоустройство. Для нее это стало большой неожиданностью, ведь Марина, как и однокурсницы, уже собиралась паковать чемоданы, чтобы поехать в сельский район по распределению…
По вакансии, выданной в дзержинском горздраве, устроилась медсестрой детского отделения в родильный дом №1. Сразу стать акушеркой, несмотря на имеющийся диплом, тогда было практически не реально. Акушерки работали до самой пенсии, и молодые специалисты годами ждали, когда «зубры» профессии уйдут на заслуженный отдых.
Но и в детском отделении скучать не приходилось. Рождаемость в СССР была высокая: случалось и такое, что под присмотром одной медсестры оказывались 25 новорожденных! Каждое утро доктор осматривал младенцев, медсестра обрабатывала их нежную кожицу и пупочную ранку, взвешивала. А затем каждые три часа (!) малышей нужно было перепеленывать и отвозить мамочкам. «Ох и писк стоял!» — вспоминает Марина Михайловна. А во время кормления следовало убраться в палате, обработать кроватки. Еще и мамочкам помочь: научить, как правильно прикладывать ребеночка к груди.
Плакала от счастья
Затем была работа акушеркой в послеродовом и обсервационном отделениях. В последнем Марина Тихонова уже стала принимать роды. А в 1974 году ее перевели в святая святых — родовое отделение.
— Когда мне предложили там работать, я убежала в подвал и плакала от счастья, — признается Марина Михайловна. — Всего лишь после пяти лет стажа, да еще и с перерывом на декрет — я и мечтать об этом не могла. В родовом такие спецы работали! Куда мне, девчонке. Раньше ведь на весь родильный дом дежурил один врач, поэтому на акушерках лежала огромная ответственность. Поверить не могла, что мне оказали такое высокое доверие.
Работа в родовом отделении — это как на передовой: на каждую смену идешь, словно в бой. Осложнения ведь разные бывают, ко всему нужно было быть готовой. И к кесареву сечению (выполнять, если понадобится, функции операционной медсестры), и к переливанию крови (бывало, не только проводила эту процедуру родильнице, но и сама выступала донором). А роды в тазовом или ножном предлежании, когда нужна большая выдержка и четкое знание акушерской техники, чтобы избежать гипоксии плода и родовых травм!
— Выдержка, терпение, доброта и, конечно, профессионализм — такими качествами должна обладать акушерка, — уверена Марина Михайловна. — Женщины разные рожают, по-разному себя ведут. Если роды без осложнений, то никакого лекарства не дашь — только словом можешь помочь роженице. Подойдешь, спросишь: «Как себя чувствуете? Голова не кружится? Мушки перед глазами не мелькают? Успокойтесь: все в норме, ребеночек в порядке. Если будете кричать, нарушите и свое дыхание, и дыхание ребеночка. Носом — вдох, ртом — выдох. Погладьте животик, успокойте малыша. Кончилась схваточка? Расслабляемся, отдыхаем. Сейчас ничего не болит. Настраиваемся, все будет хорошо»…
За новыми впечатлениями
Больше двадцати лет трудилась Марина Тихонова в родовом отделении. Потом пришло время сменить деятельность на более спокойную. И еще почти четверть века она была старшей акушеркой отделения патологии беременности. Работа с персоналом (обучение, составление графиков), контроль за соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм, поверка медоборудования, просветительская работа, снабжение медикаментами, сопровождение беременных на консультации — это и многое другое входило в ее обязанности.
Ну а дома ее ждали другие обязанности — жены, мамы и бабушки. С супругом Николаем Сергеевичем они вместе 52 года. От дочери Ирины — внук Евгений, которому бабушка сама 25 лет назад помогла появиться на свет. От сына Сережи — долгожданный внук Максимка, ему четыре годика.
У супругов Тихоновых есть небольшой дачный домик, построенный своими руками. Там они отдыхают. А еще любят путешествовать: все Черноморское побережье объездили. Не раз Марина Михайловна бывала за границей — в Чехии, Австрии, Швеции, Финляндии. Любит и местные красоты: на катере с мужем заглянули во многие уголки Нижегородчины. Особо любимый вид путешествия — на теплоходе: ходили до Москвы и Питера, Астрахани и Перми. Мечта — подняться по Оке до Рязани.
— Я не люблю ездить в одно и то же место, — признается Марина Михайловна. — Скучно это: лежать на пляже и ничего не делать. В мире столько всего интересного! Так что вперед — за новыми впечатлениями!
Новые впечатления акушерка Тихонова, несмотря на свой солидный стаж, продолжает получать и на работе. Она трудится в кабинете функциональной диагностики отделения патологии беременности.
— Есть люди, которые выходят после выходных или отпуска и вздыхают, мол, опять на эту голгофу, — говорит Марина Тихонова. — У меня никогда такого не было. Иду на работу с удовольствием. А как иначе? Родовспоможение шагнуло вперед. Я смотрю и радуюсь. Какой прекрасный у нас перинатальный центр! Какие условия для женщин, какое современное оборудование! Ну как, скажите, не любить такую работу?!
Екатерина КОЗЛОВА
Фото Руслана Лобанова