Воскресный день близился к концу, город потихонечку засыпал, люди не спешили, ведь следующий день снова был праздничным, и все заботы можно отложить на завтра. Как вдруг, уже ближе к полуночи, на пульт дежурного поступил сигнал тревоги: проспект Циолковского, 76, возгорание на балконе четвертого этажа. Прибывшие на место пожарные немедленно приступили к тушению огня. Началась срочная эвакуация жителей дома.
Чуть позже, когда начнется рабочая неделя, к нам в редакцию придет сообщение: во время пожара в составе полицейского экипажа была молодая девушка, невысокая, русая, бегала по дому, всех предупреждала, выводила стариков, детей выносила на руках. Обежала все 12 этажей. Низкий ей поклон. На пожаре сказать спасибо не успели.
Мы разыскали отважную полицейскую и сегодня готовы рассказать нашим читателям о младшем сержанте полиции Анастасии Мазниченко.
Трудности не испугали
Анастасия Олеговна – еще совсем юная девушка. Ей 19 лет. Закончив школу, она, не раздумывая, подала документы в Нижегородскую академию МВД. Других вариантов не рассматривала, хотя раньше и помыслить не могла о карьере полицейского.
— Мой папа – сотрудник МВД в отставке, — рассказывает младший сержант. – Поэтому я не только не мечтала, но и категорически не хотела даже думать о службе. Как все девчонки, хотела быть артисткой. Настолько часто говорила об этом, что родители уже было согласились поддержать мой выбор. Когда училась в старших классах, отец и мама каким-то чудом уговорили меня съездить на День открытых дверей в Нижегородскую академию МВД. И знаете, когда мы туда приехали, словно что-то перещелкнуло в моей душе — там все было очень красиво, все ходили в форме, с идеальной выправкой. Я поняла, что это мое место, я хочу здесь учиться, хочу служить в полиции. С этого момента началась подготовка к поступлению и непростой путь к новой мечте.
Настя рассказывает, что отбор абитуриентов в академию действительно очень серьезный. Помимо школьного ЕГЭ, абитуриенты сдают физподготовку, проходят строжайший медицинский отбор, психологическое тестирование, многочисленные собеседования. Решительную девушку ничто не останавливало, она справилась со всеми испытаниями.
Но буквально за несколько дней до окончания приемной кампании пришел отказ в приеме без объяснения причин. Полученных баллов во время экзаменационной кампании хватило для поступления в РГУ правосудия.
— Многие, узнав, что я учусь на судью, говорили, что это очень престижно, — вспоминает Анастасия. – Но я понимала, что это не совсем та работа, о которой мечтала. Поэтому, когда зимой 2020 года мне пришло приглашение снова принять участие в конкурсном отборе в Академию МВД, после недолгих раздумий, вопреки воле родителей, я забрала документы и снова стала готовиться к поступлению.
И снова осечка – за несколько дней до окончания приема отказ без объяснения причин.
-Я была настолько обескуражена, что не могла сдержать слез, — рассказывает наша героиня. – Позвонила своему куратору, попросила совета, как быть. Он ответил, что есть варианты, но служить придется не в кабинете, а «на передовой» — в патруле. Как раз то, что я хотела!
Осенью 2020 года Анастасия Мазниченко поступила на стажировку в отдельный батальон патрульно-постовой службы полиции управления МВД России по г.Дзержинску. Вспоминая свои первые дни службы, Анастасия не может сдержать улыбки, никто из окружающих не верил, как молоденькая, миловидная, хрупкая девочка продержится в патруле больше трех месяцев. Проверка работой показала, что трудности новичка не испугали.
На посту
— Очень хорошо помню своего первого задержанного, — отвечает Анастасия на вопрос о первых днях службы. – Я еще была в статусе стажера. Разумеется, ходила по городу не одна, а в составе патрульной группы. Как нетрудно догадаться из названия, главная наша задача – патрулирование обозначенного микрорайона, пресечение хулиганства, распития спиртных напитков в общественных местах, драк и тому подобное. Кроме того, патруль реагирует на заявки, поступающие от дежурного: нападения, кражи, различные ЧП – словом, все горячие точки. Нам приходится утихомиривать разбушевавшихся подростков, ловить гаражных воров, примирять рассорившихся соседей, по горячим следам разбирать криминальные преступления, в том числе убийства. Смена длится 12 часов, во время которых патруль не может сойти с маршрута без уважительной причины. Иногда люди сетуют, что мы, как им кажется, долго шли, но в том то и дело, что мы пеший патруль. Стараемся прибыть на место максимально быстро.
Ну, а первый нарушитель, на которого я составила протокол, был обычным изрядно подвыпившим мужчиной, в очень неприглядном виде, в буквальном смысле слова шатавшимся по улице. Пришлось доставить в отдел, откуда потом его забрали родственники.
Анастасия Олеговна отмечает, что в полицейской работе есть свои тонкости и нюансы. Например, составление протоколов требует четкости, аккуратности и собранности. Требуется патрульным и максимальная выдержка. Настя деликатно обходит тему столкновений с пьяными раззадорившимися компаниями, но по застенчивой улыбке понятно – приходилось сталкиваться, не все было просто, но правопорядок в конечном итоге торжествовал.
Помимо этого, бывает у сотрудников свое «полицейское везение». Так, Анастасия Мазниченко, еще будучи стажером, раскрыла первое преступление, связанное с наркотическими средствами. После этого она задержала не одного поклонника смертельного зелья. На вопрос, как удается обнаружить, пожимает плечами.
— Я их просто вижу. Могу на улице обратить внимание на нестандартное поведение, понаблюдать за человеком и убедиться, что подозрения были напрасными или, наоборот, обоснованными. Конечно, все задержания проходят при поддержке полицейских. Не нужно думать, что я героическая женщина-полицейский, совсем нет, — улыбается Настя, — вопросы безопасности важны, и в одиночку против наркомана, агрессивного мужчины, да и женщины тоже не пойду. При обнаружении криминала всегда сообщаем дежурному, который присылает подмогу. Работаем все вместе.
Хотелось достучаться до каждого
13 июня Анастасия в составе патруля несла дежурство в районе парка «Утиное озеро». Вместе с ней территорию патрулировали старший патруля 1-й роты 1-го взвода ОБППСП Владислав Зыков и младший сержант полиции Николай Сутягин.
— Двенадцатичасовое дежурство уже подходило к концу, — рассказывает Анастасия. – В начале одиннадцатого ночи поступил сигнал о беспризорных подростках у Центра занятости. Через некоторое время заявка на Пушкинскую, где разбушевавшийся сосед не давал покоя остальным жильцам. Во время разбора конфликта новый сигнал: Циолковского, 76 – пожар на этаже!
Настя признается, что в ее практике это первый пожар в высотном доме. Но в памяти сохранился пример чрезвычайной ситуации, когда на Циолковского горел 25-этажный дом, поэтому патруль, не раздумывая и не медля, бросился на место происшествия.
— Уже на бульваре Химиков мы увидели огромное облако дыма, — воспроизводит события той ночи младший сержант. – Когда мы подбежали к дому, пожарные уже работали. Но ни кареты скорой помощи, ни автобуса, где могли бы разместиться эвакуированные жильцы дома, не было. Они подъехали позднее, когда мы уже приступили к эвакуации.
На первом этаже дома располагается магазин, поэтому мы сразу приступили к эвакуации жителей со второго этажа. Была очень сильная задымленность, трудно дышать, почти ничего не видно. Было страшно, что в этой обстановке мы можем кого-то пропустить. Поэтому стучали во все двери, не пропускали никого. И даже, когда пожарные говорили, что здесь уже никого нет, на всякий случай, обходили все квартиры снова. Всех граждан, которые нам открывали, мы просили для их же безопасности спуститься вниз и выйти из дома. Там, где требовалась помощь, помогали собраться максимально быстро.
На одном этаже мне открыла дверь женщина, в квартире у которой находился сын-подросток и девочка-дошкольница. Чтобы не терять времени, я подхватила девочку на руки и вынесла ее на улицу. К этому моменту ситуация в доме была очень серьезной. Задымленность достигла пика. На пятом этаже дышать буквально было нечем, видимость нулевая. Вместе с пожарными и коллегами мы помогли выбраться пожилой паре, женщина смогла спуститься сама, а мужчину нужно было транспортировать.
И снова наверх – нужно было обойти всех. В какой-то момент я почувствовала себя не очень хорошо, но подумать о том, чтобы остановиться, не могла, – в доме все еще были люди, дым поднимался, жители же верхних этажей не осознавали реальных масштабов угрозы – надеялись, что дым до них не доберется. Многих пришлось уговаривать.
К счастью, во время полуночного пожара на пр. Циолковского,76 никто не пострадал. Позднее выяснится, что причиной возгорания стал окурок, сброшенный с верхнего этажа. И кто-то может сказать, что полицейские, выводя на улицу жителей всего дома, перестраховались. Но кто-то, наоборот, отметил, что стражи порядка вместе с пожарными работали на износ, чтобы не только не допустить, но и не дать ни единого шанса ни одному несчастному случаю. В общей сложности в эту ночь полицейские эвакуировали более 100 человек.
— Да что вы, — отмахивается от похвалы младший сержант полиции Анастасия Мазниченко, — какой героизм?! Об этом никто и не думал. Мы с ребятами просто выполняли свой долг. Вы знаете, ведь не случайно говорят, что в полицию приходят не работать, а служить – служить людям, обществу. Тот, кто готов взять на свои плечи такое служение, остается в полиции.
Я убеждена, что работу своей мечты нашла. В ближайшие годы буду продолжать работать в ППС, конечно, снова буду поступать в Академию и нести службу на своем посту, патрулируя улицы города для того, чтобы на них было спокойно и безопасно.
Евгения Макарова