Газета Дата
01.07.21

Виват, шурави!

День ветеранов боевых действий – праздник неофициальный, однако значимый, поскольку его отмечают те, кто воевал за Россию и отстаивал с оружием в руках интересы Родины. Сохранение уважения к ветеранам боевых действий, к тем, кто стоял на страже интересов Отечества – священный долг. В связи с этим наш сегодняшний рассказ о майоре военной авиации в отставке Рифате Абитове, защищавшем интересы нашей страны в Афганистане.

Боевое братство

В Дзержинске 1 июля ветеранские организации проводят митинги с возложением цветов к БТРу, установленному на площади Героев, – символу мужества солдат, участвовавших в локальных военных действиях. Воины-интернационалисты – так еще называют советских и российских военнослужащих, исполнявших свой долг за пределами границ своей Родины, – собираются в этот день и вспоминают боевых товарищей и события, опаленные войной. Один из завсегдатаев подобных дружеских встреч Рифат Абитов, летчик, получивший статус ветерана боевых действий за годовую командировку в Республику Афганистан в самый разгар боевой операции. Советские войска были введены на территорию Афганистана 25 декабря 1979 года для поддержки легитимного правительства в лице Народно-демократической партии, а также защиты стратегически важных объектов от исламской оппозиции. Советских солдат, воевавших в Афганистане, местное население называло «шурави», что означало советский человек, советские люди. Война продолжалась 9 лет и закончилась выводом советских войск 15 февраля 1989 года. Ключевым в конце 70-х стал вопрос охраны южных рубежей Советского Союза: возникло опасение обострения гражданской войны в азиатских республиках, граничащих с Афганистаном, и перемещения военных действий на их территорию.

В летчики не собирался

 Рифат Абитов родом из Дзержинска. Учился в 26-й школе, после окончания которой поступил в Армавирское высшее военное авиационное краснознаменное училище летчиков противовоздушной обороны. «Я никогда не думал связать свою жизнь с небом, планировал после школы поступить в Водный институт, бороздить морские глади, – начинает свой рассказ Рифат Алимжанович. – Но в то лето я поддался на уговоры друга, который предложил «за компанию» поступать в летное училище – «в водный всегда успеется». Ну и как это обычно бывает, друг завалил экзамены, а я прошел все испытания, и был зачислен курсантом». Стать пилотом Рифату помогла хорошая физическая подготовка: юноша отстаивал честь родной школы в волейбольных матчах, играл в футбол за молодежную заводскую сборную команду, занимался тяжелой атлетикой у знаменитого Юрия Соловьева. Перспектива связать свою жизнь с вооруженными силами не пугала молодого летчика: полеты всегда приносили ему удовольствие. «В авиации в сапогах не ходят – в авиации летают. Среди летчиков даже шутка такая есть: когда бог наводил порядок на земле, авиация была в воздухе», – улыбается собеседник. В 1977 году, после окончания училища, лейтенанта Абитова по распределению направили в 12-ю отдельную армию ПВО, один из полков которой располагался в городе Мары (Республика Туркменистан). Ему предстояло летать на Су-15. Самолет-истребитель был предназначен для перехвата воздушных целей в различных скоростных и высотных диапазонах. В задачах Абитова стояла охрана границ советского государства от вторжения американских летчиков, база которых в то время располагалась в Иране.

Красивая страна Афганистан

С началом войны в Афганистане дивизия Абитова получила новые самолеты, а летчики прошли переподготовку для полетов на истребителях-бомбардировщиках. Рифат пересел на Су-17М3. В Афганистане Су-17М3 привлекались для создания в горах, на караванных тропах противника завалов, а также «свободной охоты» на караваны. В разгар войны в 1985-м Су-17МЗ по надежности опережали штурмовики и боевые вертолеты. В Афганистан Рифат Алимжанович вошел в 1983 году в должности заместителя командира эскадрильи, но спустя некоторое время стал сам командовать летным подразделением в Кандагаре. «Афганистан поражал своими пейзажами: горы, ущелья, барханы – все было незнакомо и интересно. Одновременно красиво и страшно было в сумерках: трассирующие пули летят под тобой, снижаешься на высоту в 900 метров, они начинают лететь уже над тобой, справа и слева. Но ко всему можно привыкнуть. В Кандагаре я был сам себе хозяин: в телефонограммах получал координаты точек, по которым нужно нанести удар, отправлял на задание летный состав или вылетал сам», – рассказывает пилот. Эскадрилья Абитова приняла участие во всех операциях, которые начали усиленно проводить с конца 1983 года и весь следующий за ним год: Баграмской, Чарикарской, Кандагарской, Кабульской, Иракской и других. Обошлось без потерь. На памяти Рифата было сбито четыре самолета, но летчики успели покинуть машины. Несколько раз с пробоинами в самолете возвращался и сам Абитов, были повреждены приборы или гидросистема. Но свой бомбардировщик пилот не оставлял, сажал его на летное поле аэродрома. На счету Рифата Алимжановича более 250 боевых вылетов: поддержка десантников, сопровождение колонн, уничтожение укрепрайонов. «Однажды со мной произошел довольно курьезный случай, – вспоминает собеседник. – Любили мы летать на «свободную охоту» – находили вдоль границ караваны душманов и «работали» по ним. Вижу, подо мной идет караван: верблюды, юрты, «Тойоты» с пулеметами на борту. Попробовал сымитировать атаку, чуть отвлекся, пикирую с большой высоты, смотрю вниз – каравана нет. Куда подевался? Или померещилось в сумерках? Решил я на следующее утро вернуться в тот квадрат. Смотрю, идет тот же караван, делаю маневр – с земли открывают по мне огонь. Отклоняюсь немного влево, но взгляд от каравана не отрываю. И что я вижу? Душманы укладывают на землю верблюдов, накрывают машины тканью, забрасывают все песком – несколько минут, и под тобой барханы, никакого следа присутствия человека! Но район пришлось все же «отработать»… Покидал Афганистан Рифат Алимжанович со смешанными чувствами: вроде и долг Родине отдан, но все равно что-то осталось недосказанным. Летчики эскадрильи Абитова отмечены наградами, сам Рифат Алимжанович награжден орденом Красной Звезды, имеет множество медалей и благодарностей. Кстати, со своими сослуживцами Абитов встречается часто. Недавняя встреча была в мае этого года – отмечали юбилей полка. После возвращения из Афганистана Рифат Алимжанович обучал молодых летчиков всему тому, чему сам научился за год войны. Он и сейчас не оставляет свое дело: летает за авиационно-технический спортивный клуб «Сокол» на самолетах L-410 Turbolet – легких двухмоторниках, предназначенных для местных воздушных линий; консультирует частных пилотов, показывает отдельные моменты и приемы пилотирования. Кстати, 7 июля ветеран боевых действий отметит свой 65-й день рождения. Газета «Дзержинские ведомости» поздравляет Рифата Алимжановича и желает доброго здоровья и мирного неба!

Ольга СЕРЕГИНА

Фото предоставлены Рифатом Абитовым

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий