Вадим Михайлов: «Понимание искусства обогащает жизнь»


01.07.21 05:00

Вадим Михайлов – дзержинский художник академического направления. Считает, что некоторые молодые художники нашего города незаслуженно взлетели на гребень успеха, не

Без рубрики

Вадим Михайлов – дзержинский художник академического направления. Считает, что некоторые молодые художники нашего города незаслуженно взлетели на гребень успеха, не имея школы классического художественного образования. Как художник-классицист стал иконописцем? Почему Михайлов нашел себя в педагогике? Беседуем с Вадимом Михайловым.

Иконописец Вадим Михайлов – человек прямой и бескомпромиссный. Максималист. Не опускает планку, как сейчас принято говорить. В 15 лет пришел учиться в вечернюю художественную школу. После службы в армии поехал поступать в вуз. И не куда-нибудь, а в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. «После рисования горшков, ехать в Ленинградский институт живописи – это забавная история», – улыбается художник. В итоге Михайлов окончил Горьковское художественное училище и стал работать в дзержинском Дворце детского творчества, где и трудится по сей день. Вадим Васильевич тепло вспоминает советское время: «Государство поддерживало художников, с каждой выставки закупались работы. У членов Союза художников, если мне не изменяет память, каждый год гарантированно приобретались работы». В 90-е началась другая жизнь. Одно из достижений художника в эти годы – роспись иконостаса в храме Святого Николая Чудотворца в Решетихе. У Михайлова не было навыка подобной работы. Художник стал регулярно ходить в церковь. «Религиозный опыт «накрыл» меня с головой, – признается Вадим Васильевич. – Я ничего потихоньку делать не умею. Если уж увлекся, то до конца». Иконопись – дело весьма и весьма специфическое. Помогло то, что Михайлов по своей природе – академический художник. Его однокурсница преподавала в иконописной школе духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. Давала какие-то рекомендации, что способствовало погружению в тему. А еще пришлось перечитать массу литературы и просмотреть много художественных альбомов. Настоятель храма в Решетихе дал полную творческую свободу. И дело пошло. В церкви Михайлов работал семь лет с перерывами. Больше 20 лет работы иконописца Вадима Михайлова радуют глаз прихожан решетихинского храма.

По стопам Семирадского

Вопрос востребованности творчества – очень острый. В нашем городе есть несколько коммерчески успешных художников. Михайлов к ним относится прохладно. Художников-модернистов Вадим Васильевич тоже не жалует, например, новомодных граффитистов, которые рисуют на стенах домов так, как им вздумается. В советское время было по-другому: нужно было объяснять художественному совету, почему ты рисуешь здесь, условно говоря, ударника труда, а не передовую ткачиху-многостаночницу. «Шкуру спустят три раза. Как организовано пространство? Какой колорит? Какие сюжеты?» – вспоминает художник. Требовалось обоснование творчества. Например, так была сделана нижегородским художником Дмитрием Арсениным великолепная мозаика на фасаде Дворца детского творчества в Дзержинске. А что же сам Вадим Михайлов? Вот что пишет о нем искусствовед Сергей Акимов: «За плечами художника стоит традиция не одной только русской академической живописи XIX столетия, хоть именно она и составляет для него главный ориентир. Неслучайно одна из картин называется «Воспоминание о Семирадском». Российский живописец XIX века Генрих Семирадский – один из самых любимых старых мастеров Михайлова. «Воспоминание о Семирадском» художник начал писать в середине 80-х годов. По словам Вадима Васильевича, многие тогдашние члены Союза художников… даже не слышали фамилии этого живописца, который сегодня безоговорочно признается великим. Почему? В советское время утверждалось, что вершина русского искусства XIX века – художники-передвижники с критическим осмыслением действительности. Художники вроде Генриха Семирадского были не в почете. Вместо условных «Бурлаков на Волге» писали картины на чуждые коммунистической идеологии библейские и античные сюжеты. Занимались, как тогда говорили, чистым искусством. Без всякого социального подтекста. Михайлов решил восстановить справедливость и написал полотно «Воспоминание о Семирадском». Некую фантазию по мотивам его картин, чтобы у людей появилось представление, что такое живопись Семирадского. Долго готовился, лихорадочно искал материалы о Семирадском. Записался во все библиотеки Нижнего Новгорода. В итоге картина была написана.

Педагогика

В последнее время Вадим Васильевич не пишет картины. А зачем? Становиться салонным художником и штамповать «цветочки и лесочки» принципиально не желает. Считает, что художник – это нечто большее, чем производитель массового искусства для непритязательных «ценителей», чаще всего, с толстым кошельком. Михайлов пытался «вписаться в рынок». Много писал натюрморты, часть из которых была оценена профессионалами достаточно высоко. В конечном итоге сосредоточился на педагогической деятельности. В 2017 году в городском краеведческом музее прошла выставка «Живопись. Учитель и ученики», приуроченная к 30-летию студии изобразительного искусства Дворца детского творчества. Почему педагогу было важно выставиться вместе со своими учениками? Чтобы показать, насколько хорошо он научил рисовать их в собственной творческой манере? «Ну что вы, они другие, – не соглашается художник. – У меня периодически появляются очень талантливые дети, которые пишут в 14-15 лет так, как я писал только ближе к 30 годам. О таких говорят: поцелованные Богом. Одних нужно учить годами. А бывает, что приходит такой воробушек, у которого голова устроена совсем по-другому, не как у большинства. Раскладывает цветовую гамму как опытный мастер. Моя задача – чтобы ребенок максимально расправил крылья. Пусть не все станут потом художниками. Понимание искусства обогащает жизнь. Люди, которые не видят искусства – очень многого лишены», – считает педагог. Авторская программа преподавателя Вадима Михайлова называется «Копирование как путь приобщения к классическому искусству». Творчество великих мастеров останется с ребенком на всю жизнь, кем бы дети потом ни стали. Своего учителя Вадима Васильевича Михайлова, который приобщил их к прекрасному, воспитанники студии изобразительного искусства дзержинского Дворца детского творчества, наверняка, тоже будут вспоминать с благодарностью долгие годы. Сергей АниСимов Фото из личного архива Вадима Михайлова

Оставить комментарий