Художник по металлу


15.07.21 01:00

Если вы до сих пор думали, что болгарка, кувалда и тиски – это просто инструменты, то глубоко заблуждались. В умелых

Без рубрики

Если вы до сих пор думали, что болгарка, кувалда и тиски – это просто инструменты, то глубоко заблуждались. В умелых руках мастера они могут превратиться в «кисти», которыми можно «рисовать». Об удивительной технике художника по металлу Дмитрия Сангалова – наш материал.

С творчеством – на «ты»

На «ты» с творчеством Дмитрий с самого детства. В семь лет родители отдали его в изостудию при Дворце пионеров. Поэтому в художественную школу он пошел, уже обладая некоторыми знаниями и имея неплохую технику рисования. Так, из всех поступающих в «художку» только он и еще один мальчик получили за рисунки две «четверки» и «пятерку». Это считалось великолепным результатом. На курсах учебно-производственного комбината, которые в обязательном порядке посещали все советские старшеклассники, Дима выбрал профессию редкую и, конечно, связанную с творчеством, – стеклодув. «Корочки» вскоре ему очень пригодились. После школы не получилось поступить, как он планировал, в художественное училище. И, чтобы не болтаться без дела и помочь маме, которая растила его одна (папа рано ушел из жизни), Дмитрий устроился на завод «Авиабор» стеклодувом. Оттуда парня через год проводили в армию. Отдав долг Родине, вернулся он домой, как водится, повзрослевшим. И профессии, которые можно было получить в художественном училище, ему показались уже неинтересными. Велосипед изобретать молодой человек не стал: снова устроился в стеклодувный авиаборовский цех. Благо там, изготовив положенное количество колб и пробирок, можно было творить для себя и для души. Через два года Дмитрий Сангалов решил сменить раздувание огня на тушение пожаров. «Молодой был, – улыбается он. – Хотелось романтики, героизма…» Двадцать лет он прослужил огнеборцем. И сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, по-прежнему продолжает работать – в 213 пожарной части. Ну и, конечно, творить. Да-да. Дмитрий Юрьевич не расставался с искусством никогда. Лежать на диване и смотреть телевизор – такой примитивный отдых ему не по душе. Душе, которая просит самовыражения. «Ты всегда себе дело найдешь», – говорит ему супруга Наталья. Он занимался резьбой по дереву и лепкой из глины, писал иконы. «Стеклянные и глиняные изделия больно уж хрупкие, а вот железо надежнее!» – улыбаясь, объясняет выбор нового материала художник.

Вначале была беседка…

Увлечение железом началось четыре года назад – с дачной беседки, которую наш земляк возьми да и реши украсить металлическими фигурками. Теперь гостей встречает кошка Барыня, прижимающая лапу к сердцу, – символ того, что здесь рады добрым людям. А рядом ее друг, охранник беседки – кот Матроскин. Конечно, эти зверушки стали не единственными жителями «теремка» Сангалова. Появились в копилке работ Дмитрия и «ломовые» экземпляры, то есть сделанные из лома. Всему художник находил применение – и старой лопате, и ненужному топору. И выходили «из-под его руки» то газель, то бычок, то сова. Дальше – больше. Он стал создавать из металла настоящие картины! «Я ведь еще и сантехникой занимаюсь, – признается талантливый дзержинец. – Поэтому у меня в наличии частенько оставались обрезки металла. Начал с заглушек. Потом к трубам перешел – профильным, круглым. Так и получилось, что даю трубам вторую жизнь – смею надеяться, более яркую, чем первая. Конечно, использую и обычное листовое железо». В деле художественной обработки металла Сангалов занимает особенную нишу. Свою технику он называет так: художественная сварка с элементами холодной ковки. «Традиционно все начинается с эскиза работы, сделанного карандашом, – рассказывает Дмитрий Юрьевич. – Потом отдельные части эскиза наклеиваю на железо и вырезаю их болгаркой. Затем отшлифовываю железо, свариваю элементы. Если надо – крашу, патенирую». На счету у художника по металлу более ста работ. Есть и целые серии. Например, «Части света», где фигуры животных символизируют определенный материк. Или постоянно обновляющаяся «Кошки – очарование мое!». Шутливая и любимая. К слову, две работы из этой серии в декабре поедут в Санкт-Петербург на международную выставку «Портрет кошки». «Да, я люблю повеселиться, – признается Дмитрий Юрьевич. – За такими работами по-настоящему отдыхаешь. С другой стороны, от создания серьезных произведений получаешь бОльшее удовлетворение».

От Нижнего до Дзержинска

«С днем рождения, Нижний!» – так называлась выставка работ дзержинца, не так давно организованная в ДКХ. Это 13 картин, посвященных Нижегородскому кремлю, плюс портрет Максима Горького «Буревестник революции» и ночной пейзаж Зеленского съезда. Сейчас кремлевскими башнями нашего земляка любуются посетители Павловского исторического музея на выставке «Как сковать Кремль?». «Помогал я устанавливать экспонаты для своей выставки в библиотеке Симонова «От глины к металлу», – рассказывает историю рождения кремлевской серии Дмитрий Сангалов. – Там как раз читали лекцию про Кремль, иллюстрируя слайдами. Так было интересно! И у меня сразу щелкнуло в голове: вот это тема! Я пришел домой и сделал Борисоглебскую башню за три дня. Так быстро я еще никогда не работал! Потом стал ездить в Кремль, фотографировать, много читал. Целый год трудился над этой серией». Сегодняшнее детище Сангалова – «От арки до пожарки». Эта серия работ посвящена родному Дзержинску. И на каждой – не просто изображение, а осмысленное, со своей идеей, художественно обыгранное. На первой – дом со шпилем. И пейзаж, и натюрморт. На подоконнике стоят цветы, лежат яблоки, а из окна открывается вид на знаменитый дом. На второй – храм в честь Воскресения Христова. И снова необычный ракурс: храм словно выглядывает из церковных ворот. На третьей – вид ДКХ, но не с лицевой, а с обратной стороны, что на бульвар Победы выходит. И перед двором стоит не кто-нибудь, а Чарли Чаплин. «Назвал эту картину «Сон», – объясняет мастер. – В детстве я бредил Чарли Чаплином, смеялся над созданными им персонажами до колик в животе. И вот недавно мне приснилось, что великий актер гуляет по ночному городу и идет к ДКХ, чтобы посмотреть мою выставку. Идет не с центрального входа, а с запасного, ведь он – мировая знаменитость. Так появилась моя третья картина из серии «От арки до пожарки». Сейчас работаю над четвертой, посвященной театру кукол»… Иногда устанешь и думаешь: все, больше ничего делать не буду! А руки сами тянутся к инструменту. Если бы не металл, я бы все равно чем-нибудь занимался – вернулся к стеклу, глине, дереву. Просто не могу жить без творчества».

Екатерина КОЗЛОВА

Фото предоставлены Дмитрием Сангаловым

Оставить комментарий