В годы перестройки некоторые работники завода имени Я.М. Свердлова предлагали переименовать улицу Свердлова (ныне проспект) в улицу Невструева – первого «красного» директора этого предприятия. Тогдашнее партийное руководство даже слышать об этом не хотело. Уже к тому времени мало кто знал что-либо об этом человеке. А ведь об Иване Невструеве не единожды писала главная газета страны – центральная «Правда». Такого внимания удостаивались лишь руководящие лица партии и государства. Примечателен этот человек и тем, что ему одному из первых было присвоено звание Героя труда.
Время руководителей иной формации
Как известно, завод взрывчатых веществ, расположенный в Растяпино, строился под руководством военных инженеров с генеральскими и полковничьими погонами. Но после получения первых пудов тротила их время закончилось. Наступила эра директоров иной формации. 20 мая 1920 года управляющим завода назначается Иван Невструев. Это был совсем другой тип руководителя, нежели раньше, – без академического образования, не могущий отличить тротил от тетрила, наконец, без руководящего опыта большим производством. Но, в отличие от ряда других предприятий, Растяпинскому взрывзаводу повезло (в документах завод нередко проходил под №48). Тщательно отобранные специалисты предприятия не разбежались после революции, а в большинстве своем остались и продолжили работу по строительству и пуску сложных химических и снаряжательных производств.
Повезло и в том, что Иван Абрамович (иногда его называли Иваном Авраамовичем, что одно и то же. Мы же произносим то отчество, которое записано в биографии, скрепленной подписью самого Невструева) обладал многими положительными качествами как человек и как руководитель. Это позволило заводу стать одним из лучших в стране.
Родился Невструев 4 декабря 1894 года в большой крестьянской семье в деревне Замостья Курской губернии. А 4-классное сельское училище окончил в 1907 году в Полтавской губернии. В Лохвицком уезде никаких перспектив для молодых людей не было. Многие покидали деревню в надежде пристроиться на каком-нибудь предприятии, получить профессию и зажить спокойной жизнью. Иван еще подростком уехал из отчего дома в Забайкальский край. Там поступил в ремесленное училище, в котором выучился на слесаря…
В мае 1915 года Невструева призвали в армию, причем как специалиста по слесарным делам откомандировали на Охтинский завод взрывчатых веществ. Работал он в механической мастерской. После Февральской революции судьба Невструева круто меняется. Хотя общественная деятельность солдатам была строго запрещена, Невструев принимает активное участие в борьбе за улучшение положения трудового люда на заводе. В апреле 1917 года он уже член завкома, а с декабря – председатель профсоюзного комитета Охтинского завода.
Из Питера – в Нижегородскую губернию
Петроград переживал тогда трудные времена. Кроме всего прочего, существовала угроза захвата Охтинского завода немцами. Поэтому советская власть решает эвакуировать предприятие подальше в тыл, в Нижегородскую губернию. Для принятия оборудования и людей с Охты на Растяпинском заводе взрывчатых веществ в июне 1918 года создается эвакуационная комиссия, секретарем которой назначается Невструев. Через два месяца, после завершения работы комиссии, Невструева избирают членом завкома.
В августе 1919 года Невструев вошел в состав коллегии правления заводом. С месяц был даже заместителем председателя этого правления и временно исполнял его обязанности. В январе 1920 года Невструев уехал на курсы по организации управления артиллерийскими заводами, ведения заводского хозяйства и решения технических вопросов производства.
В Москве Невструев показал себя с хорошей стороны, и в мае Ивана Абрамовича назначают управляющим завода, а с 15 сентября он стал первым «красным» директором завода №48.
Ивану Абрамовичу в то время было лишь двадцать пять лет. Несмотря на молодость, он ко всему относился вдумчиво и серьезно, всегда находился в гуще событий. Продовольственный вопрос был тогда одним из важнейших. Центральное снабжение не справлялось со своими задачами. Не хватало даже хлеба. Рабочие не скрывали возмущения, грозили забастовками. И Невструев направляет в хлебородные области страны отряды рабочих со строительными материалами и металлическими изделиями, с целью обмена их на продукты питания. Первые же поездки дали более
12 тысяч пудов хлеба. В результате паек 1919 и 1920 годов, составлявший ранее всего 5–10 фунтов муки в месяц, вырос до двух пудов, не считая дополнительной выдачи круп и жиров. Так люди были накормлены, что не замедлило сказаться на результатах их работы.
Не меньшее значение имела обеспеченность жильем работников завода. А потому строительная программа жилья при Невструеве постоянно расширялась.
Лучшее среди других предприятий
Невструев хорошо понимал, что производственные успехи зависят от качественного состава заводских кадров. Прошедший трудовую школу, он чувствовал настроение рабочих масс, видел их устремления и старался создать им необходимые условия и для труда, и для отдыха. «Кадр постоянно оседлого, чисто заводского пролетариата на нашем заводе не велик, – отмечал в одном из отчетов управляющий Невструев. – Большинство населения завода состоит из случайно пришлых крестьян или в поисках временной работы, или принудительно присылаемых на работы по трудмобилизациям, заинтересовать и привлечь сердца которых к заводскому делу невероятно трудно».
Думая о развитии производственных мощностей предприятия, Невструев заранее начал готовить профессиональные кадры. Под руководством ведущих инженеров и техников на заводе организуются вечерние технические курсы для подготовки квалифицированных строителей и производственных рабочих, открывается школа ликвидации неграмотности, библиотека-читальня, организуются лекции на популярные темы по астрономии, медицине, сельскому хозяйству.
Улучшение условий труда, укрепление трудовой дисциплины и материальные поощрения старательных рабочих позволили значительно снизить текучку кадров и завершить строительство главного на заводе тротилового производства.
1 июля 1921 года оно было запущено, и завод ежемесячно стал выпускать по 2500 пудов тротиловой взрывчатки.
Кроме тротилового производства, был запущен кислотный завод, крупная линия снаряжения, ряд важных вспомогательных объектов. Все это настолько удивило прибывшую с проверкой из Москвы комиссию, что она признала завод лучшим среди других предприятий военной промышленности. Управляющий заводом был представлен к награждению золотыми часами. ВЦИК утвердил решение о поощрении управляющего часами, а завод за организацию тротилового производства в сентябре 1924 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Чуть ранее, 27 апреля 1921 года, участниками конференции Растяпинского отделения Союза химической промышленности Невструеву было присвоено звание «Профсоюзный герой», равнозначное званию «Герой Труда».
Чествование в редакции «Правды»
И в 20-е годы, и позднее у многих возникал вполне естественный вопрос: как Невструев, не имея образования, управлял таким большим и серьезным предприятием, как завод взрывчатых веществ? Секрет был прост. На заводе оставалось много грамотных и опытных специалистов, на них и опирался Невструев, доверял им производство. Иван Абрамович понимал, что без знаний и опыта старых инженерных
работников завод не достроить.
Еще до награждения завода орденом, 11 февраля 1923 года Иван Абрамович побывал в Москве, в редакции газеты «Правда». Здесь собрались двенадцать директоров предприятий, журналисты, руководители промышленной отрасли. В этот день «правдисты» чествовали победителей конкурса на звание лучшего директора СССР. Комиссия из представителей «Правды»,
ВЦСПС и ВСНХ рассмотрела множество заявок и назвала 12 лучших из 132 участвующих в конкурсе директоров. В списке победителей оказался и управляющий военным заводом №48 Иван Авраамович Невструев.
За третье место в конкурсе директоров Ивана Невструева наградили зимним пальто, шерстяным костюмом, шестью парами белья, книгами и полугодовой подпиской на «Правду». Рядом с Невструевым за столом сидел управляющий Тульским патронным заводом. Тогда Иван Абрамович не мог даже предположить, что ему предстоит поселиться в городе оружейников и несколько лет руководить старейшим предприятием России – Тульским оружейным заводом. Но еще несколько месяцев Невструев продолжал работать на заводе в Растяпино.
В июле 1923 года из Москвы пришло распоряжение о назначении Невструева на Урал. Ему поручили возглавить и вывести из прорыва оружейный и сталеделательный заводы Ижевска.
В память о предприятии, в которое он вложил свою душу, коллектив завода подарил «красному» директору серебряный жетон.
Он проработал на Ижевском заводе до конца 1926 года. Потом был назначен директором Тульского оружейного завода, а затем, в августе 1933 года, – заместителем управляющего Всесоюзным объединением инструментальной промышленности. Однако 13 ноября 1933 года Иван Абрамович скоропостижно скончался. Известие о кончине Невструева потрясло коллектив дзержинского завода им. Я.М. Свердлова. Работники предприятия хорошо помнили заботу о них своего первого «красного» директора. И еще долгие годы ветераны завода добрым словом вспоминали этого прекрасного человека…
Вячеслав САФРОНОВ
Фото из архива автора