Культурный обмен


18.10.21 11:07

Пять дней на сцене Дзержинского театра кукол царила труппа из Оренбургского государственного областного театра кукол. А дзержинские кукольники в это

Без рубрики

Пять дней на сцене Дзержинского театра кукол царила труппа из Оренбургского государственного областного театра кукол. А дзержинские кукольники в это время покоряли своим творчеством оренбургских зрителей. Культурный обмен между нашими городами стал возможен благодаря межрегиональной программе «Большие гастроли», реализуемой Росконцертом и Министерством культуры РФ.

«Большие гастроли» – это большая возможность для артистов получить новый творческий опыт, познакомиться с коллегами из других городов и показать свои работы совершенно новой публике. Дзержинская и оренбургская труппы ездили друг к другу в гости с полноценными декорациями, костюмами и полными актерскими составами трех спектаклей. 

Актеры Дзержинского театра кукол возили в Оренбург спектакли «Звездный мальчик», «Два веселых гуся» и «Волшебный дождевичок». Оренбуржцы показали нам «Сказки добрых чародеев», «Муху-цокотуху» и «Мертвые души». Последний спектакль для дзержинского зрителя удивителен еще и тем, что он рассчитан на взрослую публику. О «недетском интересе» и о том, что его связывает с Дзержинском, рассказал на пресс-конференции художественный руководитель Оренбургского государственного областного театра кукол, заслуженный артист РФ Вадим Александрович Смирнов. Предлагаем вниманию читателей «Дзержинских ведомостей» выдержки из беседы с гостем:

Вадим Александрович, говорят, что Дзержинск для вас – не чужой город.

– И не только для меня. Моя супруга – Елена Смирнова (которая, конечно, не могла не приехать сюда на «Большие гастроли») начинала служить именно в Дзержинском театре кукол. А я поставил здесь свой первый спектакль – «Ворон» Карло Гоцци. Если бы не легендарный Казаченко (Владимир Казаченко – бывший главный режиссер Дзержинского театра кукол – прим. Е.К.), возможно, я бы и не начал свою режиссерскую карьеру. Именно Владимир Яковлевич предложил мне попробовать себя в новой, так сказать, роли. Я сам – нижегородец, выпускник Нижегородского театрального училища. После окончания училища пятнадцать лет преподавал в нем актерское мастерство, был худруком Нижегородского театра кукол. Кстати, в вашем театре я потом поставил еще два спектакля – «О чем рассказали волшебники» и «Мэри Поппинс».

Вы много гастролируете, знакомы с разными театрами. С вашей точки зрения, в чем «изюминка» Дзержинского театра кукол?

– В огромной любви к кукле!

Когда и почему вы сами полюбили «играть в куклы»?

– Я полюбил это искусство сразу и навсегда, впервые побывав в Нижегородском театре кукол. Даже помню, как назывался спектакль, который произвел на меня неизгладимое впечатление – «Пудик ищет песенку». «Я хочу здесь работать!» – решил я. Сделал первую куклу, потом еще одну, а потом и декорации для домашнего спектакля. Посещал театральный кружок, пытался приобщиться к театру хоть как-то: помогал контролерам отрывать билеты, открывал двери в зрительный зал. Ну и дальше мой путь был закономерен.

Как пришли к идее ставить спектакли для взрослых?

– Спектакли для взрослых никогда не уходили из театра кукол. Просто о них очень редко вспоминали, когда культура, как и вся страна, переживала трудные времена. Я свой первый «взрослый» спектакль – «Тень» – поставил еще в Нижегородском театре кукол, будучи его художественным руководителем. Потом «реанимировал» его уже в Оренбурге. Сегодня у Оренбургского театра кукол довольно богатый репертуар для взрослых зрителей. Уайльд, Шекспир, Булгаков… Все наши взрослые спектакли имеют богатую фестивальную историю: мы с ними объездили всю страну.

Обсудим «Мертвые души», которыми вы сегодня и удивили, и покорили дзержинцев. Как вы считаете, современному зрителю понятна эта история?

– Более чем! Мы, когда ее ставили, были сами поражены, насколько она созвучна современности. Мертвые души – дело, которого нет, мистификация. Но на нем пытаются заработать деньги. Разве не актуально? А типажи героев? Коробочка – сколько сейчас таких, прячущихся в своем коконе и боящихся всего вокруг. Беспринципный подлец и гуляка Ноздрев. Бездушный Собакевич, делающий прибыль даже на пустых бумажках. А само общество, которое возвеличивает человека по молве, а потом тут же стирает его с лица земли. Бюрократия, кумовство, взяточничество… А потрясающая фраза, которую произносит Чичиков: «Балы-балы, кто придумал эти балы? И все – за счет нашего брата».

Ну и, конечно, основная тема спектакля – отношения личности и системы. Система безликая, слепая и глухая. Страх человека перед системой, страх выделиться, быть не таким, как все. Чичиков, чтобы выжить в системе, пускается во все тяжкие и готов потерять все человеческое, что есть в нем.

В ваших «Мертвых душах» человек боится противостоять системе и душа Чичикова сгорает в адовом пламени. Получается, у человека нет шансов в этой борьбе? У него один выход – «прогнуться» под систему?

– Если зритель задумался, значит, он знает, что выход есть, и у каждого он свой. Театр – это не трибуна, с которой четко показывают направление в светлое будущее. Театр ставит проблему, а не решает ее. Решение проблемы – это уже задача зрителя…

Екатерина КОЗЛОВА

Справка:

Вадим Александрович Смирнов – заслуженный артист Российской Федерации, актер, режиссер.

В 1991 г. окончил Нижегородское театральное училище им. Евстигнеева с квалификацией «Актер театра кукол и ТЮЗа», в 1997 г. окончил Ярославский государственный театральный институт по специальности «Актерское искусство» с квалификацией «Актер театра кукол», с 1999 по 2002 г. обучался в творческой аспирантуре Санкт-Петербургской академии театрального искусства по специальности «Режиссура и мастерство актера театра кукол» с получением права педагогической работы в высших учебных заведениях.

С 1991 по 2007 г. – преподаватель мастерства актера с куклой Нижегородского театрального училища им. Е. Евстигнеева,

С 2004 по 2006 г. — худрук Нижегородского государственного академического театра кукол.

С 2007 по 2011 г. — преподаватель мастерства актера с куклой Оренбургского колледжа культуры и искусства.

С 2007 года – главный режиссер Оренбургского областного государственного театра кукол. С 2014 года – художественный руководитель театра.

Оставить комментарий