Как известно, Дзержинский драматический театр существует с ноября 1946 года. Два года он ставил спектакли в Доме культуры поселка Свердлова. В октябре 1948 года родным домом артистов театра стало новое здание в городском парке. Однако спектакли, причем не заезжих,
а своих театров, ставились в Дзержинске еще в 30-е, а в поселке Растяпино – в 20-е годы, а в рабочих же клубах еще раньше.
Районный театр
На взрывзаводе (прежнее название завода им. Я.М. Свердлова – прим. В.С.) рабочий клуб имени профессора Д.И. Менделеева открылся в 1918 году, а в феврале 1922 года переехал в новое здание. В ноябре того же года был открыт рабочий клуб на кислотном заводе (Чернореченский химический). Для этого в бывшем бараке для военнопленных устроили сцену и зал на 250 человек. Заведовал клубом В.А. Зарубин, а драматическим кружком руководил профессиональный режиссер Н.И. Корсаков. В месяц ставилось до пяти спектаклей.
Оба клуба поддерживали тесную связь с Растяпинским районным Народным домом, который открылся на Выселках осенью 1918 года в реквизированном здании кинематографа. В мае 1919 года Нардом становится Растяпинским районным театром имени А.В. Луначарского, спектакли в котором ставились еженедельно. Особенно популярными были драма Ф. Сологуба «Ванька-ключник и пан Жеан» – русская быль XVII столетия, пьеса А.Н. Толстого «Чудеса в решете», комедия А.Н. Островского «Бедность не порок», спектакли «Неизвестная», «Кухня ведьмы», «Вторая молодость» и другие.
Возглавляли работу театра ответственные люди района. Режиссеру Романову было поручено формирование труппы, Рюмину – распространение билетов, афиш и финансовые дела, заведующему районо А.А. Соболеву – подбор пьес, а общий надзор за театром поручили директору взрывзавода И.А. Невструеву.
Театр был организацией коммерческой. Билеты на спектакли стоили от 3,5 до 10 рублей, на танцы же – два рубля. Заработки того времени позволяли даже машинистке Союза химиков, у которой зарплата составляла около 700 рублей, посещать театр.
Для грамотной организации театра и качественной постановки спектаклей в Растяпино пригласили инструктора-режиссера К.Г. Гильдеватова. Одновременно все «драматическо-любительские силы» были объединены в одно целое.
Билеты по цене литра молока
Разработкой месячных репертуарных планов занималась особая комиссия, а программа спектаклей, намечавшихся к показу в дни революционных праздников, составлялась с участием партийных и профсоюзных органов. Игра актеров проходила под надзором инспектора зрелищ, а в остальном контроль был формальным и сводился к рассылке инструктивных писем.
Все это позволяло ставить не только классику, но и спектакли на весьма привольные бытовые темы: «Грех попутал», «В Америку за счастьем», «Трильба», «Рабы жизни», «То, чего не было». В тяжелое, голодное время, когда нравственные устои шатались даже в глубинке, когда в стране назревала сексуальная революция, подобный репертуар приходился публике по душе. В результате инфляции билеты на спектакли стали стоить от пятисот до пяти тысяч рублей, в зависимости от сложности постановки спектакля. И это было недорого. За литр молока на рынке давали столько же.
И на летней сцене
Со своими спектаклями театр имени Луначарского гастролировал по всему Растяпинскому району, в котором в 1925 году насчитывалось 31 селение и 6 фабрично-заводских поселков. В каждом селении районный театр ежемесячно давал по спектаклю. В центре же, в Растяпино, под эгидой межсоюзного профобъединения работал клуб имени Ленина. К концу 1924 года, благодаря стараниям И.И. Абоимова, рядом с клубом была построена «хорошей архитектуры летняя сцена». Спектакли на ней шли не реже раза в неделю.
Вместе с ростом поселка Растяпино активнее становилась и театральная деятельность.
С каждым годом драмкружки набирались опыта, более серьезным становился и их репертуар. В конце 20-х годов при Растяпинском РОНО довольно успешно стал функционировать Рабочий театр, в котором были уже постоянные профессиональные артисты. Среди них насчитывалось 18 членов профсоюза работников искусств. Свои спектакли «Петр III», «Мадам», «Малиновое варенье», «Дурак», «Светит, да не греет», «Мораль пани Дульской» Рабочий театр регулярно показывал на всех крупных предприятиях.
В 1927 году в деревянном двухэтажном доме на Окской улице Выселок открылся новый Нардом. Но привлекало туда публику кино, хотя там же можно было увидеть и спектакли Рабочего театра. В 1928 году в здание Нардома временно перевели семилетнюю школу, и централизованные зрелищные мероприятия прекратились. Заводские клубы, заменяющие отсутствующий профессиональный театр, продолжали ставить спектакли.
Предпочтение драме
Качество постановок заводского клуба при взрывзаводе заметно улучшилось, когда правление драмкружка возглавил управляющий заводом И.А. Невструев. Первой была пьеса «Дети Ванюшина», поставленная местным режиссером – работником завода А.И. Баташовым. Сам Невструев был занят во многих спектаклях, исполнял самые разные роли, как и Иван Антонович Голубев – работник завода, который ранее участвовал в спектаклях в Сормове, Твери, Пскове. По отзывам публики, он играл «как взаправдашний франт». Характерные роли исполнял А.Г. Шерминский, да так правдиво, словно артист с большой сцены.
Драму тогда ценили высоко и в культурно-воспитательной работе ставили на первое место.
В 1921 году Невструев сам поставил спектакль по пьесе М. Горького «На дне». «Он комбинировал положения со сцены Московского художественного театра, почему и выявились действительные типы Горького», – объясняла успех постановки губернская газета «Нижегородская коммуна».
Зачастую спектакли ставились с целью пожертвований в пользу голодающих. Об одном из таких спектаклей рассказала местная газета «Растяпинский вестник». Программа спектакля состояла из пьес «Разруха», «Красный галстук», «Петрушкина грамота». Во время антракта под музыку духового оркестра прошла лотерея. Призовая бутылка красного вина собрала 606 тысяч рублей. Всего же от проведенного мероприятия было собрано два миллиона
рублей. По оценке газеты, «цифра небывалая».
Поселок Растяпино начинал перерастать в город, а потому проектанты Дзержинска при планировании сооружений культурно-бытового обслуживания отдельной строкой выделили и театр. Не раз поднимался и вопрос о создании в городе постоянного детского театра. В 1939 году с такой инициативой выступил и коллектив Дома культуры поселка Свердлова. Поскольку школьники составляли четверть населения города, это предложение поддержал горком комсомола. На базе пионерского клуба поселка Свердлова было решено открыть такой театр со своими художником и музыкантом. В ноябре 1939 года самодеятельными артистами уже были показаны два детских спектакля. Однако просуществовал детский театр недолго.
В то же время не был забыт и взрослый зритель. В 1938 году СНК Союза РСФСР вынес решение об открытии в Дзержинске городского театра. Грандиозное сооружение со зрительным залом на 1300 человек планировалось завершить в 1941 году. Театр намечалось построить на месте пожарного депо (нынешнего ДКХ).
В мае 1939 года под фундамент был вырыт котлован, но в связи с ухудшением международной обстановки деньги на театр выделены не были, а имеющиеся стройматериалы перебросили на другие объекты. Строительство затянулось на целое десятилетие.
Вячеслав САФРОНОВ
Фотографии – Дзержинский краеведческий музей