«Интересный тренер» Евгения Жмаева


30.10.21 11:39

Детей обмануть невозможно. С ними можно сколько угодно заигрывать и сюсюкать, но при этом не стать другом-наставником. Детей нужно искренне

Спорт

Детей обмануть невозможно. С ними можно сколько угодно заигрывать и сюсюкать, но при этом не стать другом-наставником. Детей нужно искренне любить, понимать и чувствовать. Так, как Евгения Сергеевна Жмаева – тренер высшей категории МБУ «СШОР борьбы «Созвездие» по дзюдо, сумо и самбо. Борьба – серьезный вид спорта. Можно ли научить ему, не муштруя и не довлея над воспитанниками? В канун праздника – Дня тренера – Евгения Жмаева делится секретами своего профессионального мастерства.

Будешь чемпионкой!

Удивительно, но карьера Евгении Жмаевой, мастера спорта международного класса по самбо, мастера спорта по дзюдо и сумо началась с… коньков. До 11 лет, пока на «Химике» не закрыли секцию фигурного катания, девочка исправно выполняла аксели и пистолетики. В борьбу же ее привел случай: отдыхая в летнем лагере, Женя увидела, как тренируются дзюдоисты, и была покорена этим видом спорта. Осенью она уже стояла в коридоре спортивной школы, но стеснялась переступить порог зала. Тренер, через пару дней заметив любопытствующую и скромную девчонку, спросил: «Хочешь заниматься?».

«У меня была уже хорошая спортивная база, – рассказывает Евгения Сергеевна. – Я умела делать шпагат, колесо, даже подтягивалась, правда, всего пять раз. Тренер обронил мимоходом: будешь чемпионкой. Но первые два года в дзюдо у меня не получалось ни-че-го! Может, не хватало веры в себя. Может, столько времени понадобилось, чтобы перестроиться: я ведь левшой была, а тренер делал из меня правостороннего спортсмена. После пяти подряд проигранных стартов я сказала себе: «Если проиграешь еще раз, то борьба – не твой вид спорта». И после этого стала, наконец (!) второй на областных отборочных соревнованиях».

А в 1994 году дзержинская спортсменка Евгения Жмаева уже стояла на высшей ступеньке пьедестала чемпионата России по дзюдо. 14-летняя девчонка не разбиралась в ранге соревнований. Для нее был один показатель: много/мало участников. На всероссийских состязаниях в ее категории боролось 45 человек! Тогда она, кстати, впервые «согнала» вес с 48 до 44 килограммов. Казалось бы, четыре кило – пустяк, но когда ты и так маленькая и худенькая… Три недели она жила впроголодь, но своего добилась. Вспоминает, что финальная схватка была полпервого ночи: чтобы не уснула, тренер ходил с ней туда-сюда за руку с десяти вечера.

Еще через два года девушка снова поехала «на Россию», но уже по другому виду спорта – по самбо. И сразу завоевала
золото! «Есть спортсмены, которые борются первым номером – они быстрые, нахрапистые. А есть те, кто вторым – они более медлительные, но более выносливые, терпеливые. Я – из вторых. И это больше подходит для самбо. Техники самбо и дзюдо очень похожи. В первом только нет удушающих приемов и есть болевые приемы на ноги», – объясняет двукратная чемпионка мира и четырехкратная чемпионка Европы по самбо.

Борьба = танец

Каждый год, да не по разу, Жмаева ездила на соревнования по двум видам спорта. Тренировки, сборы, выступления. Перед каждыми стартами снова скидывала вес. Усталость накопилась огромная – и физическая, и моральная. Сейчас удивляется, как она могла выдерживать такие нагрузки. «На одних сборах девочка зашла в зал и радостно воскликнула: «О, татами!» – вспоминает спортсменка. – Это было так удивительно. Видимо, тренер дал ей отдохнуть, и она соскучилась по борьбе.
Я скучать не успевала…»

Параллельно она училась в университете физической культуры, спорта и здоровья имени Лесгафта. Забавный факт: поступила не с первого раза. Фигуристка и борец не смогла сдать нормативы по плаванию: она элементарно не умела держаться на воде. Но благодаря званию мастера спорта международного класса Евгения получила льготы при поступлении.

Окончив университет, в 2003 году девушка устраивается в… 145-й коррекционный детский сад инструктором по физкультуре. И здесь ей очень пригодились чувства ритма и темпа, которые она получила в фигурном катании. Буквально на второй день работы к ней подошла девчушка лет пяти, крепко обняла ее и сказала: «Я так тебя люблю!». И Евгения поняла: работа с детьми – это ее призвание.

В 2007 году Жмаеву пригласили в новую спортшколу – «Созвездие». Первое время она занималась тем же – преподавала ОФП малышам. А потом директор, Михаил Александрович Аршинов, предложил ей снова выйти на ковер, но уже в новом виде спорта – сумо. И тренера нашел самого что ни на есть подходящего – чемпионку мира Светлану Эдуардовну Пантелееву.

«Мы с ней сразу нашли общий язык, – вспоминает Евгения Сергеевна. – И на первых же моих областных соревнованиях я стала победителем». Потом в копилку наград она добавила две бронзы с чемпионата России. Свои последние старты – Кубок губернатора Нижегородской области – Евгения Жмаева выиграла в 34 года, выполнив одновременно норматив мастера спорта по сумо. Совмещать дальше работу тренера и карьеру спортсмена (а она параллельно тренировала юных
сумоистов) стало уже очень тяжело.

«Сумо мне нравится больше всего, – признается Евгения Сергеевна. – Во-первых, это наименее травмоопасный вид борьбы. А я очень переживаю за травмы детей. Во-вторых, самый универсальный. Сумо может заниматься и пухленький, и худенький, и высокий, и низкий, и гибкий, и негнущийся. Мы не в Японии живем: ошибочно думать, что это вид спорта только для больших. А еще сумо, как и всякая борьба, развивает все физические качества: здесь есть и бег, и прыжки, и акробатика, и упражнения на выносливость, на чувство темпа. Что такое борьба? Это почти как танец! Кто кого перетанцует на татами».

«Меня однажды кто-то назвал массовиком-затейником, – улыбается Евгения Сергеевна. – И я действительно стараюсь вести занятия в игровой форме. Я твердо убеждена: тренер должен быть интересен детям. Страхом их не удержишь». При этом у «интересного тренера» Евгении Жмаевой никогда не страдает дисциплина. Плотность ее тренировок настолько высока, что ребятам и болтать-хулиганить некогда.

Индивидуальный подход к каждому ребенку она ставит во главу угла. Хвалит своих воспитанников за каждую мелочь. Получится у мальчишки самый простейший прием, заметит и отметит громко на весь зал: «Молодец!». Воспитываясь у жесткого и авторитарного тренера, она знает цену доброму слову. Соблюдая субординацию, становится ребятам другом-наставником, с которым не страшно поговорить по душам. Нередко приходят к ней дети от других тренеров, привыкшие к иным методам воспитания, – настороженные, недоверчивые. А потом оттаивают в теплой обстановке. Ведь все группы Евгении Жмаевой – это большая дружная семья. «Я их чувствую, – объясняет она. – Наверное, потому, что я сама в душе – ребенок».

Миссия – изменять детей

Логично, что воспитывать одаренных ребят проще. Достаточно немного отточить грани их таланта – и готов чемпион. Удивительно, но тренер Жмаева не ищет легких путей. Она, наоборот, любит работать с теми, кто, на первый взгляд, не особенно расположен к спорту.

«Чем тяжелей ребенок – тем интересней, – говорит она. – У меня сразу тренерский азарт возникает. С удовольствием работала бы и с детками с ограниченными возможностями. Я чувствую в себе силы.
У каждого человека своя миссия. Мне кажется, моя миссия – менять детей в лучшую сторону: делать их сильными, смелыми. И в каждом спортсмене найти изюминку, развивать ее, слушая и чувствуя ребенка. Хотела бы получить еще и психологическое образование, чтобы помогать справляться с комплексами воспитанников, поднимать их самооценку».

Евгения Жмаева живет своей профессией. Ей даже может присниться… план тренировки. И она его обязательно опробует. А если проба будет удачной, зафиксирует ее в свою специальную «волшебную» тетрадь, где хранятся все наработки. За своих воспитанников (к слову, в ее тренерском «арсенале» уже три мастера спорта по сумо) болеет душой. Когда спортсмены выходят на татами, она, по ее словам, словно впадает в динамический транс – молится и повторяет их движения.

«Однажды на камеру сняли, как я болею за своих ребят, и все потом смеялись, – рассказывает Евгения Сергеевна. – Они потирают руки, и я так делаю, они выпрямляются, и я следом за ними. Я буквально проживаю схватку каждого спортсмена, устанавливая с ним связь. Вот с Настей Леонтьевой (она, кстати, уже сама в этом году стала тренером) у нас такая традиция: мы обязательно обнимаемся перед схваткой».

«Последний штрих» к портрету «интересного тренера». На соревнованиях в «рабочую зону» не пускали наставников. Воспитанница Жмаевой растерялась: «Я без вас не пойду». Евгения Сергеевна, сама с виду как девчонка, одела маваси и уверенно сказала проверяющим на входе: «Я борюсь». И ее пропустили…

«Я люблю свою работу за радость и улыбки детей, – улыбается сама Евгения Жмаева. – Я люблю борьбу и я рада, что увлечение ею переросло в мою профессию!»

Екатерина КОЗЛОВА

Фото Руслана Лобанова и из личного архива  Е. Жмаевой

Оставить комментарий