Открытие народного театра Дворца культуры химиков состоялось в Дзержинске 23 апреля 1960 года спектаклем «Город на заре». Но из зрителей в зале было лишь городское руководство и специально приглашенные гости.
Слухи, разговоры, любопытство
В этот день городской молодежи было не до театра. Ближе к вечеру молодые люди облачились в клетчатые пиджаки, отутюженные брюки, под которыми виднелись полосатые носки и узконосые туфли, и устремились в городской парк. 23 апреля было днем открытия танцплощадки – главного молодежного места встреч, знакомств и плясок под живую музыку.
Через пару дней в городе начали поговаривать о премьерном спектакле и самодеятельных актерах ДКХ. Невольно возникало желание посмотреть на «сценических» ребят и девушек, ведь с трудом верилось, что их ровесники могут изобразить что-то стоящее. К тому же еще были свежи впечатления от недавних выступлений на сцене ДКХ молодых артистов из Ленинграда и Горьковского театра драмы. Любопытство перевешивало сомнения.
Многие знали, что еще до войны влюбленная в искусство молодежь устремлялась в заводские Дворцы культуры и клубы, где пела, танцевала и ставила спектакли. В 1959 году появился Дворец культуры химиков, который стал центром художественной самодеятельности. Но спектакли в нем шли лишь иногородних театров. Большой резонанс вызвала тогда статья Ф.Д. Слепова в городской газете под заголовком
«В Дзержинске должен быть народный театр». И коллектив самодеятельных артистов вскоре сформировался, но о нем почти ничего не было слышно. Из-за слабых постановки и игры быстро забылся и поставленный под руководством Я.Г. Хомутова первый спектакль драмкружка «Квадратура круга».
А тут афиши, извещение в городской газете о народном театре. Пошли слухи, разговоры: «Что за народный театр? Откуда он взялся?». Выяснилось, в марте 1960 года президиум областного совета профессиональных союзов решил присвоить драматическому кружку ДКХ звание «Народного театра». Главным режиссером назначили профессионального актера местного драмтеатра М.С. Лотарева.
Молодежная и правдивая
Пересуды первого спектакля, который готовил народный театр, возникли еще во время репетиций: «Необычная, клевая, молодежная, правдивая» – так характеризовали постановку до ее публичного показа. Радостное волнение вызывало и само название – «Город на заре». Одноименная постановка по пьесе А. Арбузова о молодежи, приехавшей в 1932 году на Дальний Восток строить в суровой тайге город Комсомольск-на-Амуре, звучала в те дни на Всесоюзном радио. Своим сюжетом она была схожа с историей возникновения нашего города, потому и привлекла внимание многих дзержинцев.
Видя с каким энтузиазмом первые зрители восприняли «Город на заре», желание посетить народный театр ДКХ появилось у многих молодых людей. Спектакль зажигал их сердца романтичностью пьесы, живой игрой и искренностью исполнения главных и второстепенных ролей.
В постановке было занято 120 человек, в основном молодежь, пришедшая в ДКХ из драматических кружков. Марк и Лев Шраге, Эмма Дудинова, Юра Нуреев были «выходцами» из ДК поселка Свердлова, сестры Боченковы, Виктор Миронов, Саша Логинов – из клуба «20 лет Октября», Рита Тюрина, Ольга Круглова, Галя Васютина, Валерий Миронов, Дима Авдентов участвовали в драмколлективе ДКХ.
Молодые самодеятельные артисты играли «самих себя», поэтому легко справились с поставленной задачей. Кстати, у народного театра был и свой оркестр, которым руководил замечательный музыкант Евгений Гришман, а игру актеров удачно дополняли прекрасно написанные декорации художника Виталия Мазанова и введенный в представление хор из шестидесяти певцов.
Влюбленные в творчество
Уже вскоре после премьеры начались репетиции спектакля Лопе де Вега «Овечий источник». Дальше – больше. Народный театр становился таким же популярным, в особенности среди молодежи, как и профессиональный местный драмтеатр.
Зрителями положительно были приняты молодежные спектакли «Опасный возраст» и «Пять порций мороженого». Хотя они не отличались своей драматургией, зато носили развлекательный характер. С аншлагом проходили и другие проникновенные спектакли нового коллектива.
Среди артистов народного театра были люди от 17 до 70 лет – влюбленные в театр, увлеченные творчеством рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры. Народ в то время активно впитывал в себя все новое в науке, искусстве, культуре. Непринужденная игра, созвучная духу времени, весьма импонировала зрителям, заставляла сопереживать происходящему на сцене, сочувствовать героям пьес или осуждать их.
В памяти многих дзержинцев осталась актерская работа Владимира Алексеевича Колесникова, игравшего в народном театре ДКХ со дня его основания вплоть до восьмидесятых годов. Много ролей, в том числе главных, успешно сыграл ветеран художественной самодеятельности Яков Петрович Кожокин. Помнят горожане и участника художественной самодеятельности с тридцатилетним стажем Сергея Андреевича Плотникова.
Хорошей школой для коллектива народного театра было участие в нескольких последующих спектаклях «Город на заре» именитых артистов Московского театра им. Вахтангова Андрея и его сына Григория Абрикосовых. Важной вехой на творческом пути народного театра стал приезд в 1962 году в Дзержинск звезды советского экрана Любови Орловой. Она встречалась не только со зрителями кино и театра, но и с самодеятельными артистами ДКХ.
Свое искусство народный театр нес зрителям со сцены ДКХ, на выступлениях в районах области, в клубах Юганца и Мулина, в колхозах и на предприятиях. Спектакль «Опасный возраст» имел большой успех у молодых целинников: 25 постановок и 9 концертов дал народный театр ДКХ на гастролях в Кустанайской области. Наградой за это были не только аплодисменты зрителей, но и почетный значок ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных земель».
Отмечены дипломами
Важным испытанием для народного театра стал спектакль по пьесе М. Горького «Последние», который ставил главный режиссер Игорь Алексеевич Груль.
В этом спектакле ребятам пришлось играть уже не самих себя, а героев из прошлого мира, с иной моралью и нравственностью. Трудность состояла в том, что спектакль мог получиться не живым, а резонерским, нудным. Но нет. Исчезновение человеколюбия, распад единения людей – эти нравственные проблемы, поднятые игрой самодеятельных актеров, глубоко взволновали зрителя.
Успешно продолжал свою деятельность народный театр ДКХ и с новым руководителем – бывшим режиссером дзержинского драмтеатра Филиппом Алексеевичем Лещенко. На сцене ДКХ выступали как ветераны народного театра, так и молодые актеры.
В середине 70-х годов были поставлены и тепло приняты зрителями комедийные спектакли «Родственники» по пьесе модных Э. Брагинского и Э. Рязанова и «Ты – это я» Л. Ленча.
Весной 1975 года народный театр ДКХ показал зрителям свою новую премьеру – спектакль, посвященный 30-летию Победы в Великой Отечественной войне «Вечно живые» по пьесе В. Розова. Патриотический спектакль стал дипломантом областного фестиваля народного творчества, а исполнительница главной роли М. Козлова была удостоена звания лауреата «Театральная весна-75».
Очень ответственной и не менее интересной была и другая премьера спектакля по драме
М. Горького «Васса Железнова». Не всякий профессиональный коллектив брался за эту сложную пьесу, а самодеятельные артисты ДКХ успешно справились с постановкой. Заглавные роли исполняли В. Колесников, Г. Блинов, В. Козаков. Вместе с новичками народного театра Л. Снежинской, Н. Сычевой, В. Масловым и другими они порадовали многочисленных зрителей своей игрой.
Постепенно былая популярность народного театра стала падать. Не из-за плохой игры. Поколение панков, диско и битлов не хотело вникать в философские проблемы горьковских пьес.
Несомненно, народный театр ДКХ внес заметный вклад в развитие культуры города, стимулировал появление новых театральных коллективов – студий «Вдохновение» и «Романтики», НТ «Ровесник».
Вячеслав САФРОНОВ
Фото из коллекции ДКХ и автора