Под гитару – о главном


24.12.21 12:34

Распространенное и ошибочное мнение: бард – это человек с гитарой. Но чтобы с полным правом называться таковым, одного инструмента в

Доска почета Культура

Распространенное и ошибочное мнение: бард – это человек с гитарой. Но чтобы с полным правом называться таковым, одного инструмента в руках (и даже хорошего голоса) не достаточно. Что же для этого нужно? Узнаем у Анны Александровны Копейкиной, которая знакома с чудесным миром бардовской песни не понаслышке.

Петь и плакать

«К гитаре я пришла стандартно: услышала, как кто-то играл, и тоже захотела научиться», – начинает Анна Александровна. К тому времени в ее «арсенале» был оконченный курс музыкальной школы по классу «фортепиано» и небольшие стихи, которые она писала с детства.

«14-15 лет – самый подходящий возраст для романтики, – улыбается музыкант. – Мы были детьми, пели славные пионерские песни и вдруг в походах, у костра, узнали, что есть совсем другие произведения – о любви, о нестандартных жизненных историях. Впервые я услышала их от вожатых «Океана» – «брата» «Артека» и «Орленка» на Дальнем Востоке, где побывала по путевке  за пионерские активности. «Алые паруса», «Так здорово, что все мы здесь сегодня собрались»… Мы даже были не в курсе, что у этих песен есть авторы, думали, что они просто дворовые. Они так разнились с тем, чему нас учили в школе. Эти песни ни к чему не призывали, мы не совсем понимали их глубинный смысл, но их так хотелось петь и… плакать».

После школы Анна поехала в Ленинград – поступать в музыкальное училище. Не получилось. Вышла с экзамена и, гуляя по городу, увидела объявление о наборе в институт театра и кинематографии имени Черкасова (ныне – Санкт-Петербургская академия театрального искусства). Играючи подала документы и… поступила! На факультет «театроведение», выбрав специализацию «организация и управление театрально-концертной деятельностью».

Если говорить по-простому, то здесь готовили будущих директоров театров. А директор – он должен уметь разбираться буквально во всём: и в актерском мастерстве, и в сценаристике, и в режиссуре. Учиться было более чем интересно. Лекции частенько проводились в питерских музеях, театрах, студенты посещали все премьеры и самые громкие спектакли, в институт приходили известные актеры. Параллельно Анна училась в джазовом училище, окончила два курса, но потом совмещать и вуз, и училище стало тяжело.

Трудовая биография Анны Копейкиной разнообразна: военный ансамбль «Товарищ», военная газета «Начеку», Театр оперы и балета, телевидение («Ока ТВ»), рекламные агентства, «Центр молодежных инициатив». Сейчас она – ведущий специалист МБУК «ДКХ», руководитель коллектива Молодёжная студия гитарного аккомпанемента «Гитарная пристань». Не просто обучает игре на гитаре, но и прививает ученикам хороший вкус к хорошим песням, и реализует свои многочисленные проекты. О последних – чуть позже.

«Песни рождаются на пике переживаний»

«Я с детства писала небольшие стихи, – вспоминает Анна Александровна. – Потом оказалось, что их можно положить на музыку. Первые 50 песен – предельно простые: три аккорда, позаимствованная у кого-то мелодия. Это нормальная практика, все так начинают. Попозже, уже в институте, когда появился какой-то жизненный опыт, начали «взрослеть» и мои песни. Любовь, встречи, расставания… Песни рождаются на пике переживаний: либо в счастье, либо в горести. Когда в жизни всё ровно, пишется мало».

 «Значит, – спрашиваю, – у вас нет такой практики: каждый день задавать себе план и писать, к примеру, энное количество строк». «Увы, нет, – отвечает. – Хотя в идеале так и надо. Каждый день садиться и работать: из десяти строчек одна да окажется ценной. А вдохновение? Вдруг оно в этот момент как раз будет проходить мимо, увидит и скажет: «О, работает человек – надо бы ему помочь. Признаюсь, если бы не моя лень, я бы гораздо больше написала».

Много знаменитых имен в мире авторской песни. Но сердцу и душе Анны Копейкиной особенно дороги два – Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума. Как она признается, Александр Яковлевич лично для нее до сих пор остается непревзойденным авторитетом и гуру.

У Анны Копейкиной вышло три альбома. Первый – «По большой земле и теплой собираю рифмы-ноты» – датирован 2005 годом. Его студийная запись стала призом за победу в фестивале, организованном радио «Шансон». Эта победа «распрямила крылья» музыканта: пришло четкое осознание, что она – на верном пути. Второй называется «Макушка лета»: он «родился» по итогам первых поездок на различные бардовские фестивали и конкурсы. Третий – «Перезимовали» – вышел в этом году. Плюс есть несколько сборников стихов. Отдельный повод для гордости – включение двух песен Копейкиной в Антологию современной патриотической и военной песни России «Работайте, братья!».

«Сочинительство – это как беременность, – признается Анна Александровна. – Ходишь, маешься, не знаешь, но понимаешь, что-то должно произойти сегодня, родится песня. Я пишу одновременно и музыку, и стихи. Берется гитара, что-то наигрывается и вдруг – начинаешь петь!
Ух ты! Здорово! Надо скорее записать. И повторить несколько раз, чтобы не забыть. Мне кажется, кто-то иногда водит моими руками по инструменту. Я никогда заранее не знаю, что получится. Первая появившаяся строчка может оказаться последней, и наоборот. Некоторые произведения пишу не то чтобы днями – годами! Как, например, мою любимую, из последних песен – «Погадай, сентябрь».

Песня без зрителей никому не нужна. Петь в одиночку скучно. Для Анны Копейкиной выступление на сцене – это разговор со зрителем. «Когда передаешь свои чувства, эмоции, переживания. После концерта сначала невероятная усталость, а потом – радость, подъем. Ведь ты обмениваешься с залом энергией. Не будешь искренна, откровенна – зритель это почувствует и больше не придет», – уверена она.

Поднятие бардовского духа

Заниматься только и исключительно авторской песней и музыкой Копейкина стала в 2009 году. Именно тогда она решила: бард – не просто ее призвание, но и профессия. И ушла «в свободное плавание» – по фестивалям и конкурсам. Объездила всю страну, была в Америке, Франции, Финляндии.

«Конечно, за границей бардовские фестивали организуют выходцы из бывшего СССР, из России, – рассказывает Анна Александровна. – Поверьте, такого жанра – бардовская песня – больше нет нигде. Есть что-то похожее. В Америке – это стиль кантри. В Европе – шансон (городской романс). Но в них звучат другие темы, в основном это любовная лирика. А русская песня, исполненная под гитару, – она смысловая. Она заставляет думать, рассуждать о смысле жизни, дружбе, любви, предательстве, патриотизме. Это своего рода катарсис, который делает людей добрее, человечнее, чище. Она – доказательство того, что русская душа жива не одним хлебом насущным. Вы послушайте, она же до мурашек пробирает! Ни в одной стране мира не написано такого количества песен под гитару».

Фестивальный опыт Анны Копейкиной пошел на пользу и… дзержинским любителям музыки. «Грушинский фестиваль, Ильменский и другие – это же какой-то параллельный мир! – восклицает бард. – Когда туда попадаешь, словно теряешь связь с реальностью. Столько человек с гитарами и все поют – и утром, и вечером. 15-20 сцен – песни на любой вкус». Там (и не только там, конечно) и зародилось желание Копейкиной поднять бардовский дух и в родном городе.

Маленькие концерты-квартирники (человек на двадцать) вылились в большие городские фестивали. Так, в январе нового года в ДКХ состоится 7-й, уже Международный (!) фестиваль Высоцкого. «Мы ждем участников из любых регионов и стран, – говорит Анна Александровна. – Самой интересно посмотреть, что из этого получится. Представляете, как будет звучать Владимир Семенович на французском, итальянском… Думаю, будет очень интересно и необычно!»

В списке «детищ» Копейкиной – фестиваль военной песни «Афганская вьюга» (проводился десять раз), фестиваль «Мы памяти верны», приуроченный ко Дню Победы. Ее гордость – трехдневный выездной фестиваль «Молодежь и гитара» (и аббревиатура славная получилась – «МиГ»), по сути – дзержинская мини-копия грушинского «старшего собрата». «Три раза нам удалось его провести, – говорит Анна Александровна. – Пока из-за пандемии всё утихло. Меня многие спрашивают, когда же он снова повторится. Но пока у меня нет ответа. И, конечно, я мечтаю организовать в ДКХ большой концерт бардовской авторской песни и пригласить туда своих друзей со всей страны».

«Есть мнение, что жанр бардовской песни умер, он не собирает залы, – сетует музыкант. – Но я с этим категорически не согласна. И всех, кто так говорит, я спрашиваю: «А что ты сделал для того, чтобы этот жанр развивался?». Возьми гитару в руки и иди пой – в школы, в социальные учреждения. Знаете, я не ставлю перед собой какой-то специальной цели вроде возрождения бардовской песни. Я просто хочу, чтобы у нашего дзержинского зрителя, внимательно и душевно слушающего, была возможность наслаждаться и авторской песней тоже! И одним этим я уже буду счастлива!»

Екатерина КОЗЛОВА

Фото из личного архива А. Копейкиной

Справка

Копейкина Анна Александровна. Родилась 4 ноября 1973 года в Дзержинске. Непрофессиональный поэт. Профессиональный автор-исполнитель песен. Организатор фестивалей авторской песни и поэзии в родном городе. Гастролирует с концертами по России и за рубежом. Автор трех музыкальных альбомов. Лауреат различных музыкальных фестивалей и конкурсов. Дипломант Первого открытого фестиваля радио «Шансон» в номинации «Авторская песня» в Нижнем Новгороде. Дипломант основного конкурса Всероссийского бардовского фестиваля в Сочи «Лето – это маленькая жизнь».

Оставить комментарий