Особенный театр для особых детей


20.01.22 12:59

Визитная карточка Центральной детской библиотеки имени А. Гайдара – всевозможные театрализованные представления. Причем спектаклями здесь радуют не только обычных деток,

Газета Культура Общество

Визитная карточка Центральной детской библиотеки имени А. Гайдара – всевозможные театрализованные представления. Причем спектаклями здесь радуют не только обычных деток, но и особых – с ограниченными возможностями здоровья. И не просто радуют, но и активно вовлекают в творческий процесс. В канун Нового года «гайдаровцы» получили замечательный подарок: их проект, посвященный инклюзивному театру, вошел в число победителей грантового конкурса, организованного компанией СИБУР в рамках программы «Формула хороших дел».

Солнечные дети

«Родители» этого проекта – сотрудники Центральной детской библиотеки имени А. Гайдара – главный библиотекарь Ольга Конева и заведующая методическим отделом Галина Исаева. Именно они, обобщив многолетний опыт работы в проекте «Инклюзивный театр в библиотеке как средство социализации особых детей», и принесли победу всему МБУ «ЦБС г. Дзержинска».

«В 2021 году наше учреждение разработало и направило на различные грантовые конкурсы шесть социальных проектов, – говорит директор Людмила Кемайкина. – Порой по итогам рассмотрения заявок библиотечная система находилась буквально в шаге от победы. Мы очень рады, что наш проект впервые стал победителем, причем в столь престижном конкурсе. Теперь все свои силы мы направим на его реализацию».

А началась его история еще в… 2015 году. Именно тогда в гайдаровскую библиотеку с просьбой провести для их воспитанников какое-нибудь мероприятие обратились педагоги специальной коррекционной школы. Детки там учатся сложные, с отставанием в умственном развитии. Досуг их весьма и весьма ограничен: школа, дом, у кого-то плюсом реабилитационный центр. Для них любой «выход в свет» – уже праздник.

«У нас не было никакого опыта в работе с такими детьми, – вспоминает Ольга Михайловна Конева. – И мы очень волновались. Признаюсь, поначалу, когда мы увидели все их трудности, морально было очень тяжело. Мне кажется, первые месяцы я даже не доносила до них всего, что хотела: как будто стоял между нами некий барьер. А когда  перестала замечать их особенности, стала воспринимать как самых обыкновенных детей, контакт произошел, и искра вспыхнула!»

«Жалость – плохое чувство, – вторит коллеге Галина Валентиновна Исаева. – Эти детки – такие солнечные! Они живут в своем мире. Это мы, здоровые, часто сетуем на какие-то проблемы, а они радуются любой мелочи. От них идет такая положительная энергетика, и ты буквально заражаешься их любовью к жизни».

Через куклу – к книге

Знакомство библиотекарей с особенными детками началось с экскурсии (конечно, костюмированной) по библиотеке. Гостей встречали Баба Яга и Кот ученый. Детки и их педагоги были в восторге! Потом начались всевозможные мастер-классы, различные мероприятия, посвященные памятным датам. Всё это сопровождалось мультимедийными презентациями: принимающая сторона делала упор на сильную сторону гостей, ведь у таких ребят много сопутствующих заболеваний, и они лучше воспринимают именно зрительную информацию. Дальше – больше.

«Мы знакомились с Дзержинским театром кукол, – вспоминает Ольга Михайловна. – Я показывала ребятам фотографии здания, рассказывала историю. А сама все это время думала: «Что-то как-то скучно получается. Надо нам самим «окунуться» в эту атмосферу! И тогда мы достали перчаточные куклы…

Работа с куклой задействует большую группу мышц: ребята настолько увлекаются, что забывают даже о каких-то своих физических недостатках. Через куклу они лучше усваивают литературные произведения. Некоторые детки вовсе не разговаривают. Но могут показать движение, скопировать звук, к примеру, курочки. Инклюзивный театр – это замечательная арт-терапия! Дети не просто пассивные зрители, но и активные участники спектакля».

Лет пять назад у библиотекарей возникла еще одна, не менее смелая идея. А что, если познакомить/подружить особенных деток с ребятами из обычной школы? Предложили поучаствовать в «эксперименте» младшеклассникам из соседней, 14-й. Конечно, посоветовались с педагогами, опросили самих ребят (и их родителей), не против ли они такого знакомства. Предварительно, чтобы со стороны здоровых детей не было какого-то неприятия, дурачеств и насмешек, провели серьезную психологическую подготовку.

Но все опасения оказались совершенно напрасны: дети чувствовали себя вместе абсолютно комфортно. Они готовили друг для друга творческие номера, которые в итоге вылились в фестиваль с замечательным названием «Лучики»: такая теплая и солнечная атмосфера царила на этих встречах. «Они даже дарили друг другу подарки! – улыбается Ольга Михайловна. – Причем им никто не советовал: они сами пришли к этому. Это было так трогательно! Так искренне».

Раскрывая таланты

«Вот так наша библиотека стала местом, где дети из специальной коррекционной школы, имеющие тяжелые физиологические и психические отклонения, могут раскрыть свои таланты, стать участниками творческого процесса и показать свои достижения детям из общеобразовательной школы, – говорит Галина Валентиновна. – Наш проект позволяет особым деткам развивать коммуникативные навыки, вливаться в общественную жизнь, а здоровым – стать отзывчивее и внимательнее к другим.

К сожалению, количество детей, имеющих ограничения в здоровье, с каждым годом растет. Поэтому мы решили расширить географию нашего проекта. В этом году подключим к нему учащихся коррекционных классов 9-й и 71-й школ. Плюс увеличится количество партнеров. К списку наших друзей добавятся детские театральные объединения города Дзержинска.

Оставить комментарий