Благодарная работа Петра Кальмина


03.02.22 12:28

Он отказался от профессии инженера ради профессии тренера: решил вести детей к спортивным вершинамдаже вопреки утверждению своего наставника о том,что

Город

Он отказался от профессии инженера ради профессии тренера: решил вести детей к спортивным вершинам
даже вопреки утверждению своего наставника о том,
что тренер – работа неблагодарная. Он уходил из тяжелой атлетики на довольно долгий срок, но в итоге всё равно вернулся. Вернулся для того, чтобы растить мастеров спорта, чемпионов и призеров европейских
и мировых соревнований. Петр Александрович Кальмин – тренер высшей категории МБУ «СШ «Химик», президент Федерации тяжелой атлетики Нижегородской области.

К поднятию тяжестей не привыкать

В детстве профессионально спортом Петр не занимался. Но физически, как и любой деревенский мальчишка (родом он из Спасского района), был развит. Посему не удивительно, что на первых студенческих соревнованиях по лыжам паренек показал время, соответствующее второму спортивному разряду. Учился он, кстати, в Дзержинском профессионально-техническом училище на слесаря-ремонтника, куда после окончания сельской «восьмилетки» поступил в 1972 году.

Конечно, ему тут же предложили записаться в лыжную секцию. Но он отказался, выбрав бокс.
Однако выступал на ринге недолго: на первом же медосмотре получил отвод по зрению. Вспоминает, что очень расстраивался из-за этого. До тех пор, пока приятели не позвали с собой в ДК «Корунд» –
в секцию тяжелой атлетики.

Вот тут дело у Кальмина задалось. К поднятию тяжестей ему, приученному к труду и помогавшему родителям по хозяйству, было не привыкать. Быстро получил первый взрослый разряд. Тяжелая атлетика пригодилась и в армии. «Старики», оценив рельефные мышцы новобранца, уважительно поинтересовались: занимался что ли чем? И, услышав положительный ответ, попросили: нас научишь? Вот так, в маленьком закуточке с самодельными штангами и гантелями, Петр Кальмин впервые попробовал себя в роли тренера.

Демобилизовавшись, молодой человек поступил в Горьковский политехнический институт, задумав стать конструктором автомобилей и тракторов. До армии, после окончания училища, он трудился слесарем на заводе «Капролактам». И уже тогда твердо решил: нужно обязательно продолжить образование. Кстати, заниматься спортом он тоже продолжил. Более того – пару раз поймал себя на мысли: а не пойти ли мне в тренеры? В твердое желание эта мысль оформилась, когда он узнал, что ребята из секции планируют поступать в знаменитый Ленинградский институт физкультуры и спорта имени Лесгафта.

Я бы в тренеры пошел…

Но бросить политех было страшно: а вдруг не сдаст экзамены. К тому же его тренер, Михаил Русаков, не поддержал воспитанника. «Петя, зачем тебе надо? – удивился он. – Неблагодарная эта работа. Разве сравнится профессия инженера с профессией тренера?» Но Петра эти слова не напугали. Сделав дубликат аттестата, он поехал-таки в Северную столицу. «Я не пожалел об этом решении ни разу, – говорит Петр Александрович. – Конечно, всякое бывало: и взлеты, и падения.
Я даже уходил из профессии на восемь лет. Но всё равно вернулся, потому что это – мое!»

Тренерская деятельность Кальмина стартовала на стадионе «Уран» в 1982 году. Здесь он воспитал своих первых мастеров спорта – Павла Коваль и Евгения Кузнецова – и трудился до середины девяностых: до тех пор, пока можно было терпеть. Спорт, как и многое в то время, разваливался, зарплату задерживали, оборудование растаскивали. А семью – жену и двух дочерей – нужно было кормить. И ему пришлось сказать любимой работе до свидания.

«Камбэк» случился в начале 2000-х. Тогда друзья попросили помочь в подготовке к первенству России по тяжелой атлетике спортсменов из клуба «Мускул-спорт», который возглавлял Сергей Шеин. Помог раз, второй, а потом – снова затянуло. Хоть и говорят, что в одну реку не входят дважды, а у Кальмина получилось. Алексей Ермолаев, тренер областной сборной, поддержал: «Я в тебя верю, Петь. Начнешь работать – и появятся снова хорошие спортсмены».

И он не ошибся. Сегодня в списке именитых воспитанников Кальмина – заслуженный мастер спорта Анастасия Романова, мастера спорта международного класса Ольга Голованова, Екатерина Катина, мастера спорта Александр Куварин, Александр Максимов, Даниил Лухнов, Александр Исаков, Мадина Келехсаева, Дарья Сероглазова, Мария Петунова, самые юные кандидаты в мастера спорта
Дарья Лукоянова, Анастасия Мишина, Иван Мисюра. «Недавно старший тренер юношеской сборной спросил меня: «Ну когда ты нам парней привезешь? – смеясь, вспоминает Петр Александрович. – «Извини, – ответил я ему. – Вот такие талантливые девчонки у нас в Дзержинске!»

…В 2007 году клуб «Мускул-спорт» вошел в состав спортшколы «Химик» как отделение тяжелой атлетики. В ходе подготовки центрального стадиона к чемпионату мира по футболу помещение, где располагался тренажерный зал, было снесено, и тяжелая атлетика переехала в манеж стадиона «Капролактамовец». Там секция и располагается до сих пор.

«В тяжелой атлетике так заведено: хочешь работать – оборудуй себе место для тренировок, – улыбается Петр Александрович. – Нам не привыкать. За мою бытность тренером мы несколько спортзалов себе сделали: в ДК Свердлова, в школе №3, в котельной рядом с 24-й школой. Вот теперь и здесь, в «Капролактамовце». Знаю, есть готовый проект нового зала, который планировали сделать в оставшейся трибуне стадиона «Химик». Вроде и все процедуры согласования пройдены, ждем финансирования. Без своего зала, конечно, плохо, ведь Дзержинск – центр тяжелой атлетики в регионе. Помимо нашего города этот вид спорта культивируется еще в нескольких городах – в Нижнем, Сарове, Шахунье, Урене и Балахне».

Президент областной федерации тяжелой атлетики – он, Петр Александрович Кальмин. Общест-
венная деятельность занимает много времени. Организация соревнований и сборов регионального значения, отправка спортсменов на состязания более высокого уровня – всё это на откупе у президента федерации.

«Кальминские сети»

Для Петра Кальмина вопрос о гендерной принадлежности тяжелой атлетики не имеет смысла. Этим видом спорта занимались и обе его дочери – Анна и Екатерина. Младшая, Екатерина, кстати, пошла по стопам отца и работает тренером в этой же секции, воспитывая вместе с папой будущих чемпионов. Тяжелой атлетикой, к слову, увлекается и ее сын Семен и сын старшей сестры Иван. Третий внук Кальмина – Кирилл (от дочери Анны) до профессионального спорта пока не дорос. Вот такая семейная династия штангистов.

Вообще все воспитанники
Петра Александровича – одна большая семья. «Если ребенок попал в мои сети – не отпущу, – шутит тренер. – А если серьезно, то я отслеживаю судьбу каждого своего воспитанника. Никогда никого не выгоняю. Главное – чтобы было желание. Здорово, когда есть талант от Бога. Но если его нет, а ребенок хочет заниматься – он всё равно будет прогрессировать. К каждому – индивидуальный подход.
Я могу быть другом, наставником, но иногда могу и пожурить. Особенно именитых спортсменов, которым иногда начинает казаться, что они всё знают лучше тренера. Я полностью отдаюсь работе. Анализирую свой опыт, всегда, когда есть возможность, учусь чему-то новому. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом – надо идти только вперед».

Нынешних тяжелоатлетов тренируют гораздо гуманнее, чем тогда, когда занимался сам Петр Кальмин. «Как было раньше? – вспоминает он. – Определил мне тренер, к примеру, что я рывок должен сделать 45 кг. Я пробую – не получается. На следующей тренировке опять никак. И так до тех пор, пока 45 кг не возьму. А как взял, то ставилась задача идти дальше.
И постоянно вес увеличивался. Это я уже в институте узнал, что такой подход в корне неверный. Постоянная работа на пределе приводит к психическому и физическому опустошению. Помню, я в итоге не то чтобы стал прибавлять к результатам, а перестал делать и то, что мог. Это называется перетренированность».

Сейчас тренировка строится по другому принципу. Определяется максимальный вес, который может поднять ребенок, и на тренировках он работает лишь процентов на 50-65 от этого веса. У взрослых спортсменов процентовка увеличивается, но не составляет сто процентов. Это позволяет тяжелоатлетам повысить свой результат в самый ответственный момент, а именно – на соревнованиях.

«Никакого особого отбора в секцию нет: заниматься здесь может любой ребенок, – убежден Петр Александрович. – Сейчас во всех видах спорта есть элементы тяжелой атлетики. Ведь современная тяжелая атлетика существенно отличается от той, что была в Советском Союзе. Остались только рывок и толчок, а соревновательный жим, который действительно мог привести к искривлению позвоночника, убрали.

Современная тяжелая атлетика – это скоростно-силовой вид спорта, в котором преобладают так называемые взрывные мышцы. Различные прыжки (в высоту, в длину), бег, выпрыгивания с отягощениями – это то, что позволяет ребенку расти. И то, что штангисты не растут, – это абсолютный миф. Да и фигуру штангой не испортить. Уж что матушка-природа дала, то дала. Конечно, во время регулярных занятий определенные мышцы становятся рельефнее, но стоит перестать тренироваться, и вы через год не узнаете, что эта девочка поднимала большие веса».

Когда воспитанники Петра Кальмина проигрывают, он винит (если нет явной ошибки спортсмена) только себя. Когда побеждают, испытывает гордость, эйфорию. Но длятся эти чувства недолго: день, два и снова – в бой! Его мечта – чтобы тренерская жизнь продлилась как можно дольше.
В этом году он набрал новую группу ребят и хочет увидеть, как они достигнут вершин своего спортивного мастерства. Ну а ближайшие соревнования, куда он повезет своих уже взрослых «звездочек» (Кубок России, где спортсмены будут отбираться на чемпионат Европы), состоятся уже в начале февраля. Будем держать за них кулачки!

Екатерина КОЗЛОВА

Оставить комментарий