Безопасность Газета
17.02.22 02:23

«Дежурный слушает»

Второй год подряд Единая дежурно-диспетчерская служба города Дзержинска признается лучшей в регионе. Несомненно, одна из составляющих формулы победы – это коллектив службы. Кто они – люди, находящиеся по другую «сторону телефона», которые держат руку на пульсе города? Корреспондент «Дзержинских ведомостей» встретился        с одним из опытнейших сотрудников ЕДДС – дежурным Игорем Михайловичем Ядыхановым.

Из «дежурки» в «дежурку»

«Интерьер» диспетчерской – различные карты и большие мониторы. Последние воспроизводят съемку городских камер видеонаблюдения, камер внешнего и внутреннего наблюдения здания, где располагается ЕДДС. Плюс здесь отражаются «Система мониторинга инженерных сооружений» и система ГЛОНАСС. Есть и монитор для организации видео-конференц-связи с Центром управления кризисных ситуаций.

На рабочем столе дежурного, помимо различных папок и бумаг, – несколько телефонных трубок и пять(!) компьютеров. «В этих двух хранится вся рабочая информация, – объясняет Игорь Ядыханов. – Почему не в одном, спросите. Просто часто приходится открывать сразу несколько «окон»: на одном мониторе смотреть неудобно. Третий компьютер – для работы с системой 112, в четвертом – расшифровка карточек, поступающих по каналу «112». Ну и, наконец, пятый – для пользования интернетом».

Вообще Ядыханов может объяснить всё, что касается работы дежурного. Ведь он пришел в ЕДДС из дежурной части управления МВД России по г. Дзержинску. Да-да, Игорь Михайлович – подполковник в отставке: отслужил в органах внутренних дел тридцать лет и три года! В его послужном списке – ГАИ, ППС, изолятор временного содержания, спецкомендатура, дознание, угрозыск и, наконец, дежурная часть, которую он возглавлял тринадцать лет и из которой ушел на заслуженный отдых по выслуге лет.

В 2013 году, так и не успев почувствовать себя полноправным пенсионером, Ядыханов принял приглашение возглавить ЕДДС. Однако после переезда за город, выбрав удобный для себя график работы, перешел на должность оперативного дежурного. На вопрос, комфортно ли ему, подполковнику полиции, отвечает: «Не вижу ничего зазорного в том, что теперь – не начальник. Я же в милиции с простого рядового начинал: снизу вверх поднимался, а не наоборот. Для меня самое главное – хорошая атмосфера в коллективе. И чтобы работа приносила удовольствие».

Глаза и уши города

После смены профиля «дежурки» «поле деятельности» Ядыханова расширилось. Теперь ему приходится разбираться не столько в криминальных проблемах, сколько в различных сбоях системы жизнеобеспечения города.

Частенько в ЕДДС обращаются с частными проблемами в той же сфере ЖКХ, хотя, по сути, их решение – обязанности управляющих компаний. Но поскольку «управлялки» не всегда оперативно реагируют на жалобы граждан, последние предпочитают позвонить в ЕДДС: мол, подстегните коммунальщиков.

И такой выбор жителей вполне понятен. Ведь дежурный ЕДДС не просто принимает сообщение. Он, если проблема действительно серьезная, обязательно поставит ее на контроль и отследит решение. «Вот за то, что я вижу результат своей работы, я ее и люблю, – признается Игорь Михайлович. – Выслушал, выяснил обстоятельства произошедшего, принял, зарегистрировал, доложил руководству. От точного анализа и трезвой оценки ситуации зависит, насколько быстро удастся ее исправить. Ведь именно мы, принимающие сообщения, являемся первоисточниками для вышестоящего руководства. Мы – глаза и уши города».

Спокойствие. Только спокойствие

По мнению Игоря Ядыханова, главное в работе дежурного – умение психологически воздействовать на людей, чтобы они не переживали, не нервничали. «Самое страшное – это паника, – уверен Игорь Михайлович. – Паникуя, человек действует неорганизованно. Поэтому первым делом дежурный должен успокоить звонящего».

И в подтверждение этих слов вспоминает события 1 июня 2019 года, когда произошел взрыв на «Кристалле»: «На нас обрушился просто шквал звонков. Было такое впечатление, что звонит весь город. Люди задавали один и тот же вопрос: «Что произошло?». А ведь мы и сами не сразу получили достоверную информацию. Что мы отвечали до того, как ее получили? Что угрозы жизни и здоровью населения нет. Были ли мы уверены в этом? Не совсем. Но нашей первоначальной задачей было избежать волны паники, успокоить людей…»

Чтобы уметь успокаивать, нужно и самому находиться в уравновешенном состоянии. Согласитесь, это непросто. Особенно когда люди звонят с бедой. Или когда заранее настроены негативно, и это плохое настроение пытаются выплеснуть на тебя.

«Бывает, благодарят за работу, чаще пожилые люди, – рассказывает Игорь Михайлович. – Могут с праздниками поздравить, особенно в новогоднюю ночь. Это очень приятно! Но встречаются и неадекватные граждане, и находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Они намеренно «заводят», эмоционально давят. Мой секрет: не стоит это принимать близко к сердцу и разрешать выводить себя из состояния равновесия. Мы не имеем права отвечать грубостью на грубость и хамством на хамство. Дежурному непозволительно разговаривать неподобающим образом».

Игорь Ядыханов так обозначает качества, необходимые для дежурного ЕДДС: жизненный опыт, устойчивое психологическое состояние, знание нормативной базы, человечность и умение работать в коллективе. «Конечно, у каждого из нас свои функции, – говорит он. – Но мы все делаем одно дело. И когда случается какое-то серьезное происшествие, мы не разделяем: это твое, а это – мое, а работаем все сообща. Наверное, в этом и кроется секрет успеха нашей Единой дежурно-диспетчерской службы».

Екатерина КОЗЛОВА

Фото автора

Досье:

Образование — средняя школа милиции, Нижегородская академия МВД России. Еще будучи школьником, окончил железнодорожное училище, получив профессию машиниста: сам водил тепловоз на горьковской детской железной дороге.

В юности занимался мотоспортом, боксом и танцами. Увлекался коллекционированием. Сейчас в списке хобби — садоводство/огородничество и кулинария (специализируется на мясных блюдах). Уверен: главное – все делать с любовью, тогда всё обязательно получится.

С супругой Еленой Борисовной вместе больше сорока лет. Два сына – Рушан и Тимур, два внука – Руслан и Ильдар. Рушан, майор полиции, пошел по стопам отца: служит в дежурной части.

Дзержинская ЕДДС побеждает в региональном смотре-конкурсе «Лучшая единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования» второй год подряд. Всего участниками конкурса в        2021 году стали 52 диспетчерские службы всех муниципалитетов области.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий