Остановись, мгновенье,  ты прекрасно!


17.02.22 05:14

23 февраля 75-летний юбилей отмечает Николай Михайлович Осока. Пожалуй, нет в Дзержинске такого человека, который следил бы за культурной жизнью

Газета Город Люди

23 февраля 75-летний юбилей отмечает Николай Михайлович Осока. Пожалуй, нет в Дзержинске такого человека, который следил бы за культурной жизнью города и ни разу не слышал имя известного фотохудожника. Тем удивительнее, что сам Николай Михайлович себя профессиональным фотографом не считает. На вопрос, почему – скромно улыбается: любитель.

С мечтой о кино

Осознанное решение связать свою жизнь с миром искусства у Николая Осоки возникло во время учебы в пединституте. Молодой человек собрал свои лучшие снимки и отправился на собеседование во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова.

«Курс на операторское отделение набирал знаменитый Борис Волчек, — рассказывает Николай Михайлович. – Он посмотрел мои работы и показал папку, видимо, другого поступающего. Уровень съемки был в разы выше. Всё было понятно без слов, к тому же я был намного старше других абитуриентов. Борис Израилевич мягко намекнул, что моя операторская карьера может завершиться, так и не начавшись – слишком много времени требуется на вхождение в профессию. Но я мечтал об этой работе».

Чтобы набраться мастерства, получить больше возможностей для жанровой и репортажной съемки, молодой человек начал сотрудничать с газетой «Дзержинец». Спустя два года, когда Николай Осока вновь отправил свои работы на просмотр во ВГИК, ему без предварительных собеседований пришел вызов на экзамены. Но по семейным обстоятельствам поступление не состоялось.

«На тот момент я был единственным кормильцем в семье, — вспоминает Николай Осока, — поэтому когда узнал, что есть возможность учиться заочно, поступил в институт культуры на курс, который набирал известный кинорежиссер Григорий Рошаль. Преподавали у нас все те же знаменитые и высококлассные учителя, что и во ВГИКе, но при этом была возможность совмещать работу с обучением, что на тот момент для меня было очень важно».   

Молодежные эксперименты

«Я понимал, что мне нужно будет много снимать, поэтому искал место работы, где мог бы реализовать свой творческий потенциал, — вспоминает Николай Михайлович. – К счастью встретился с Сергеем Михайловичем Дановым, который порекомендовал меня Вячеславу Сажину (руководителю дзержинского филиала ГТУ — прим. ред), как человека, способного создать студенческий клуб.

Я выбрал пустующий лекционный зал, где потихонечку стал выстраивать сцену, декорации, приобретать мебель, оборудование. За аппаратурой пришлось ехать в Ленинград. Одновременно налаживалась студенческая жизнь: мы стали организовывать смотры студенческой самодеятельности, проводили вечера, диско-посиделки, приглашали профессиональных артистов, устраивали первые в Дзержинске дискотеки. У нас появился свой студенческий театр эстрадных миниатюр – СТЭМ. Тогда это было очень модно, и в первом же областном СТЭМ-турнире мы разделили второе место с сильнейшим коллективом водного института. Все удивлялись, что за команда? Откуда она? А нам был всего год, и мы уже так ярко заявили о себе».

И все-таки из института пришлось уйти – для дипломной работы требовалось снять документальный фильм, что было невозможно в условиях пусть и очень хорошей, но все-таки самодеятельности. Николай Осока перебрался на работу в Горький.

«Издержки» профессии

Работать Осоке пришлось ассистентом режиссера в литературно-драматической редакции Горьковского телевидения. Об этом этапе своей жизни Николай Михайлович рассказывает с завидной долей юмора, хотя если резюмировать серьезно: помыкаться пришлось изрядно.

Дело в том, что в это время Николай Михайлович уже женился, стал отцом. Жил на два города: днем в Горьком, ночью – в Дзержинске. Концерты, спектакли, различные вечера нередко заканчивались за полночь и добираться домой приходилось на перекладных.

«Чтобы решить транспортную проблему, купили мотоцикл. В первый же ливень приехал на съемку мокрый, грязный, замерзший, едва нашли во что перео-
деть», — смеется Осока.

Итогом всех этих страданий стал серьезный опыт работы и полноценный документальный фильм, рассказывающий об уникальной горьковской художнице Вере Чижовой «Цветы запоздалые».

Педагогика пригодилась

«Однажды мне попалась на глаза газетная статья, в которой рассказывалось об открытии на поселке Свердлова детского клуба. Я решил, что мог бы там работать, — продолжает рассказ  Николай Михайлович. — Но когда приехал на место, увидел пустующее здание, которое только-только начали ремонтировать».

Руководство завода им. Я.М. Свердлова, выступившее с инициативой создания клуба, с радостью делегировало все полномочия по созданию будущего Дома юных техников Николаю Осоке  — уже известному в городе по любительским выставкам фотографу, педагогу и дипломированному режиссеру.

Около года ушло на оборудование и ремонт помещений, создание мультипликационной студии и фотолаборатории, подбор персонала. Со временем здесь открыли первый в городе компьютерный класс. Заниматься в ДЮТ приезжали ребята из самых разных районов города.

Ребята, занимавшиеся в объединении, под руководством мастера добивались невероятных успехов, их работы брали призовые места на конкурсах и выставках самых разных уровней. Дзержинские снимки экспонировались на Выставке достижений народного хозяйства, а после были отобраны на вернисаж в США. 

Верность искусству

В начале 90-х Николай Осока принял предложение возглавить Дзержинский драматический театр. Он хорошо знал театр, понимал тонкости служения Мельпомене, видел перспективы собственной творческой самореализации.

Но решать новоиспеченному директору пришлось вопросы не утонченные, а самые прозаичные и жизненные.

Переведенный на хозрасчет театр накопил огромные долги, текла крыша, срочной замены требовали сценическое оборудование, коммуникации. Николай Михайлович с улыбкой говорит, что одним из важнейших достижений на этом месте работы для него стало выведение бюджета театра на прибыльный баланс.

Осока подготовил семь сценариев развития Дзержинского театра драмы. Последний гласил, что если всё останется по-прежнему, он уйдет. Так и случилось. Вернувшись из гастролей, которые проходили в Москве во время путча, он увидел, что его предложения не приняты, и написал заявление на увольнение. 

Его руке принадлежат очень многие известные снимки, которые уже стали брендами нашего города. Например, знаменитый кадр фонтана на площади Торговой.

Евгения Макарова

Для справки

Николай Осока родился 23 февраля 1947 года в селе Вяжли Тамбовской области.

Закончил Тихвинский педагогический техникум.

В Дзержинск приехал после армии в 1968 году.

Работал учителем в школе, организатором в «Гипрополимере», Дзержинском политехническом институте.

В 1980 году получил диплом МГИКа по специальности режиссера документального кино. В этот же год в городе по инициативе Николая Осоки выходит книга-фотоальбом, посвященный 50-летию Дзержинска.

В 80-е годы руководил Домом юных техников на пос. Свердлова.

В 1984 году создал творческое объединение фотографов-любителей «Фотостудия 84». Снимки участников клуба экспонировались на ВДНХ и в США.

В 1988 году по инициативе Осоки в Дзержинске состоялся  Первый Всесоюзный семинар детской фотографии.

В начале 90-х руководил Дзержинским театром драмы.

Один из учредителей первой дизайнерской студии Дзержинска «Гран».

Организатор и инициатор фестивалей и выставок «Черноречье», «Вернисаж в Пушкино» и многих других.

Участники фотоклуба «Грани» — Юрий Клековкин, Андрей Воробьев, Андрей Хадкевич, Сергей Котов, Юрий Тараканов, Владимир Корнев, Петр Машарский, Михаил Корнилов:

«От всего сердца поздравляем Николая Михайловича с днем рождения! Желаем жизненной энергии и здоровья, а также не терять бодрости духа. Мы уверены, что впереди Николая Осоку ждет еще немало прекрасных фотонаходок и уникальных кадров. Пусть они станут основой для новой выставки, которая в очередной раз порадует жителей города и нас, коллег-фотографов».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий