Наша встреча состоялась по всем театральным канонам: сначала репетиция, потом спектакль, в главной роли – актриса Дзержинского театра кукол Екатерина Чернова. Если серьезно, то просто диктофон дал сбой, и наш первый разговор не записался: пришлось просить повторной аудиенции. И снова – море положительных эмоций и забавных профессиональных нюансов, приправленных неповторимым смехом актрисы. Актрисы, которая даже из эпизодической роли может создать уникальный и яркий образ.
В актрисы – случайно
Екатерина с детства привыкла быть на сцене, ведь она серьезно занималась танцами. Однако профессию актрисы выбрала совершенно случайно: решили с мамой объехать учебные заведения Нижнего Новгорода, начали с театрального училища, им и закончили. «Как и большинство девушек, хотела на драму, – вспоминает Екатерина. – Но в тот год набор был только на куклы. Первая мысль: это как-то несерьезно. Но нам так «вкусно» рассказали о кукольном отделении!.. Я поступила и не пожалела: учиться было безумно интересно!»
После окончания в 2000 году училища она стала актрисой Псковского областного театра. Тогда его репертуар был довольно однообразен: девушке приходилось играть простые и незатейливые роли. Недостаток глубины и лирики она восполняла в ЛГИТМиКе (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), где получала высшее театральное образование. «Я училась на курсе супругов Стависких, – рассказывает Екатерина. – Он – драматический актер, она – кукольник: они вместе создали такую атмосферу! Если в училище делали упор на практическую работу с куклой, то здесь учили проникать в ее суть, осмыслять роль, проживать ее».
Истинным Пигмалионом, создавшим актрису Екатерину Чернову, стал Владимир Казаченко, главный режиссер Дзержинского театра кукол, куда она поступила служить в 2008 году. «Я очень благодарна Владимиру Яковлевичу, что он в меня поверил, – признается Екатерина. – Дал мне главную роль в «Спящей красавице»: наверное, так решил испытать. Казаченко – основатель меня как актрисы, мой второй папа, который столько нового открыл во мне, серьезными ролями, которые доверил, дал толчок к дальнейшему развитию!»
В режиссеры и сценаристы – по совету
Сумел Казаченко разглядеть и еще одну грань таланта Черновой. Уже собираясь уходить из театра, предложил: «Начну ставить спектакль, будешь мне ассистировать. Я уеду – закончишь». Так в 2019 году Екатерина дебютировала в роли режиссера с постановкой «Я – цыпленок, ты – цыпленок». «Владимир Яковлевич в работу меня вводил постепенно, – поясняет актриса. – Но адский труд режиссера прочувствовать успела! Я поняла, почему Казаченко так нервничал перед каж-
дой премьерой. Для режиссера спектакль – это как дитя. И его нужно не просто родить в муках, но и вырастить, вывести в свет, то есть преподнести зрителям, в самом достойном виде!»
Вторым режиссерским опытом Екатерины Черновой стал спектакль «Генкин дневник». А его «родителем» – дневник дедушки, который они с мамой нашли в деревенском доме после смерти бабушки. Эта тетрадь в черной обложке стала для внучки красноармейца Михаила Лукьянова настоящим откровением о войне… Она мечтала о книге по мотивам дневника, а в итоге написала сценарий для своего же спектакля. Подтолкнул ее к этой идее Сергей Зицер – худрук театра кукол. «Мой сценарий – не пересказ дедушкиного дневника, – объясняет Екатерина. – Дневник стал просто отправной точкой. Ведь если мне, взрослому человеку, было больно его читать, то каково детям? И я решила написать историю ребенка, пережившего войну, показать события его глазами…»
«Дети очень остро чувствуют фальшь: нужно выкладываться на сцене по полной. Вот за эти эмоции я и люблю театр кукол»
Непростая игра в куклы
«Играть в куклы» на сцене ох как непросто! Актеры занимают порой акробатические позы и передвигаются по сцене немыслимым образом: владеть своим телом нужно филигранно. Малейшая ошибка в движении может завершиться потерей реквизита, столкновением или даже травмой. Порой одну кук-
лу водят сразу несколько актеров: без взаимопонимания и взаимовыручки не обойтись. И без дружбы с куклой – тоже.
«Я играла Гюль в «Заколдованном мече Бурхана», – рассказывает актриса. – И никак к кукле не могла подход найти. Попросила разрешение взять ее домой. Клала с собой на подушку, разговаривала: «Ну что мы с тобой никак не поладим? Ты уж помоги мне, подскажи голос, движение». Она хоть девушка и восточная была, но с характером. Но ничего, подружились мы с ней.
Вот Лиса из «Веселых художников» – дамочка фактурная, воображалистая. Я замечаю, что, когда ее веду, сама так виляю бедрами! А видели бы вы наши лица за ширмами: какие мы гримасы делаем, вживаясь в роль!
Актер должен постоянно развиваться. Нужно много читать, смотреть спектакли других театров. Здорово, что мы участвуем в разных фестивалях, конкурсах, в программе «Большие гастроли». Некая заштампованность есть у каждого актера: чтобы свернуть с «проторенной дорожки», нужно и внутренне поменяться.
Иначе зрители не поверят, не удивятся. Здесь всё – сказочно и чудесно! А общение с детьми… Это же просто эмоциональная подзарядка! Поэтому мы, кукольники, никогда не стареем».
«Кукла – как ребенок. Нужно вложить в нее душу, чтобы зритель в нее поверил. Есть спектакли, где актер сам играет с куклой, а есть, где он должен «спрятаться». Абстрагироваться от куклы – задача артиста»
«Генкин дневник» – тяжелый спектакль, делался долго и упорно. Я благодарна всем коллегам, кто помог мне его поставить. Мы все были единой командой: моя душа, моя память о дедушке, моя боль – всё было в них».
Листая дедушкин дневник
Красноармеец Михаил Лукьянов, парашютист-укладчик, попал в плен в 1942 году. Был в разных лагерях – в Австрии, Польше, Германии. Читать его дневник без слез невозможно. Боль, голод, болезни, страх, унижение, смерть… Вот эпизод. Михаил подружился с еврейской девушкой, работающей на воротах. Делился с ней своим скудным пайком. В ночь, перед тем как евреев повели на расстрел, она каким-то образом смогла пробраться в барак к Михаилу, чтобы на прощанье целомудренно поцеловать его в щеку. Ее глаза, когда девушка оглянулась в последний раз, Михаил помнил всю жизнь…
Спас его немец, у которого у самого на войне погибли два сына. Михаил сумел отделиться от шеренги пленных и отбежал в сторону. Немец открыл дверь своего дома, впустил его и до Победы прятал красноармейца в подвале.
Как Михаил Лукьянов добрался до дома – неизвестно. Записи прерываются почти на год. В 1946-м он – уже в родной Красной Горке. Последняя запись в его дневнике датируется 1948 годом, когда родился «лучик света» – дочка Вера, мама Екатерины Черновой.
Екатерина КОЗЛОВА Фото Руслана Лобанова