Народный театр – от «Романтиков» до «Перекрестка»


17.03.22 10:32

Театральное искусство самодеятельных артистов вызывало живой интерес у жителей Дзержинска

Страницы истории

Уже на пике популярности народного театра ДКХ в Дзержинске параллельно стали возникать театральные студии, что увеличивало зрительскую привлекательность сцены.

Подростками для сверстников

Неслучайно весной 1971 года при Дворце культуры химиков возникла театральная студия «Романтики», художественным руководителем которой был Г.В. Когтев. С большой увлеченностью занимались в этой студии ребята от 12 до 17 лет. Они постигали дикцию, актерское мастерство, знакомились с историей театра, изучали игру лучших представителей этого искусства. Первым спектаклем студии «Романтики» стал «Сказ про слово сильное, звезду алую, барабаны громкие» по пьесе А. Антокольского. Этот красочный, занимательный и патриотический спектакль привлекал многих зрителей. В аллегорической, выразительной форме в нем рассказывалось о военных периодах жизни нашей страны, о любви к Родине и ненависти к ее врагам. Юные зрители очень тепло приняли спектакль, в котором были заняты их сверстники.

В начале 70-х годов, будучи помощником режиссера народного театра И.А. Груля, Вячеслав Постнов создал в ДКХ театрально-поэтическую студию «Вдохновение», в которую вошли молодые самодеятельные актеры, влюбленные в русскую поэзию. Актерами «Вдохновения» было поставлено множество инсценировок по произведениям русских писателей и поэтов, был у студии и свой зритель.

Признанием театралов пользовалась студия В.И. Капочкина. В 1978 году этой студией было показано сказочное представление «Пригласительный билет» для детей по сценарию, написанному самим руководителем – Вениамином Ивановичем. Капочкин — профессиональный актер, играл в Пермском и Горьковском ТЮЗах, в драматическом театре Дзержинска, активно выступал в народном театре ДКХ и особенно долгое время – на сцене самодеятельного театра-студии ДКХ «Перекресток».

По хозрасчету

Студия «Перекресток» стала новым видом самодеятельности, существование которого зависело от коммерческого успеха. В годы перестройки, с ее гласностью и появлением хозрасчетных организаций, исчезли запреты на официальные идеологические и эстетические установки – это привлекало участников «Перекрестка».

Но создать хозрасчетный театр оказалось не так легко. Требовалось найти хотя бы небольшие средства, преодолеть сомнения городских властей, решить творческие проблемы – набрать артистов, выбрать пьесу, начать репетиции. На все это ушло не менее года. Первый спектакль «Перекрестка» состоялся 12 ноября 1988 года.

«Становлению театра, – рассказывает Вениамин Капочкин, – способствовала ощутимая поддержка директора ДКХ того времени Владимира Рябчикова. До прихода во дворец он возглавлял комсомольскую организацию Чернореченского химкомбината и хорошо знал чаяния молодых людей, видел в молодежном театре важную форму их культурного развития. Создателем же театра «Перекресток», идейным вдохновителем его актеров, постановщиком многих пьес был выпускник Щукинского театрального училища Геннадий Ольхов».

Труппа «Перекрестка» состояла из 14 человек в возрасте от 20 до 32 лет. Все имели соответствующее образование или учились заочно. Так, Мария Леонова и Вениамин Капочкин были профессиональными актерами и ранее играли в других театрах. В. Ганин, С. Грязнов и А. Марутин пришли в «Перекресток» из народного театра, а Лена Палеева ранее работала воспитателем в детском саду. Профессионалами были художник Ф. Кузнецов и композитор Д. Герасимов. Геннадий Ольхов совмещал должности директора, художественного руководителя и режиссера. Всех объединяла возможность экспериментировать.

«Первые шаги давались очень нелегко, – рассказывал сам Геннадий Ольхов. – Необходимо было решать финансовые, транспортные, материальные и технические проблемы, заключать контракты, думать о рекламе, о гастролях. Нелегко было подобрать и правильный репертуар, подчинявшийся жестоким хозрасчетным принципам. Важно было, конечно, чтобы спектакль удался, имел успех у зрителей».

Разноплановые постановки

Составляя репертуар, участники театра-студии думали о художественности будущих постановок, их актуальности. Именно из этих соображений в репертуаре появилась изящная, непринужденная комедия для взрослых «Блез» К. Манье, построенная на внешних комических приемах, разного рода недоразумениях и ошибочных действиях. Огромное количество хитросплетений сюжета и режиссерские находки держали зрителя в напряжении на протяжении всего спектакля. Не отодвигались на задний план вопросы жадности, вранья, несправедливости, пути достижения любви и счастья.

Если городской театр испытывал большие материальные трудности, то хозрасчетный, недавно созданный самодеятельный театр «Перекресток» жил безбедно, ему сопутствовал успех. Его постановки и игра актеров не уступали профессиональным театрам, хотя приходилось экономить буквально на всём. Сами готовили костюмы и декорации, актеры одновременно выполняли роль ассистентов и рабочих сцены. Любые хозяйственные и творческие вопросы решались коллегиально.

В репертуаре театра были спектакли как для взрослых, так и для детей. В 1988 году «Перекресток» стал лауреатом II Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности, на котором показывал спектакль для взрослого зрителя «Мудромер». Сатирическая комедийная пьеса Н. Матуковского рассказывала об изобретателе Мурашко, сконструировавшем прибор «дуромер» для измерения человеческого интеллекта. Однако министр согласований Вершило дал ему другое название – «мудромер» и решил испытать прибор на посетителях, пришедших к нему на прием. Абсурдность ситуации усиливается переносом эксперимента в баню… Показывая разношерстных героев в сатирическом виде, «Перекресток» высмеивал бюрократию, алчность, лень, подхалимство и равнодушие.

«Перекресток» много гастролировал. Летом 1989 года в районах области театр показал зрителям 43 спектакля. В репертуаре были самые разнообразные, чаще впечатляющие и проблемные пьесы. Например, динамичная и авантюрная детективная история А. Тома «Медовый месяц комиссара полиции». Сыщика и авантюристку сыграли молодые актеры М. Тюрин и С. Петрякова, а матерого преступника – уже опытный актер Вениамин Капочкин. Роль же мудрого комиссара играл сам
Г. Ольхов.

В конце 80-х годов была очень популярна впечатляющая пьеса А. Галина «Звезды на утреннем небе» – трагикомедия о непростой жизни высланных из столицы «антиобщественных элементов». В одном бараке сталкиваются жрицы любви, сумасшедший физик, пьяница и молодой милиционер. «Перекресток» ставит вопрос: «Смогут ли в этих людях, сквозь броню масок и притворства, пробиться человеческие качества или общественное мнение возьмет верх?».

Не обходил стороной «Перекресток» и классику. Темой спектакля «Игрок» по Достоевскому стала всепоглощающая страсть к азартной игре. Одну из главных ролей – генерала – сыграл Вениамин Капочкин. С этим спектаклем «Перекресток» ездил в Кострому, где был тепло принят.

Но гораздо чаще «Перекресток» ставил спектакли для юных зрителей. Это было главным его предназначением. Летом выступали в детских оздоровительных лагерях, осенью – в школах. Такое направление деятельности, когда не зритель идет в театр, а театр приходит к зрителю, «Перекресток» продолжал на протяжении всех лет существования.

Осенью 1993 года Ольхов написал и поставил сказочную пьесу «Золотая стрела», премьера которой состоялась в школе
№ 21. В спектакле были заняты знакомые зрителям актеры Марина Пожилаева, Любовь Ольхова, Вениамин Капочкин, Лев Гершкович, Михаил Соколов. В «Золотой стреле», как и в «Палате мальчиков» Э. Щедрина и Ю. Каменецкого, были подняты актуальные тогда темы милосердия и жестокости, злодейства и страдания.

Коллектив «Перекрестка» хорошо понимал, что заинтересованно воспринимать серьезные театральные пьесы может только подготовленный с детства зритель. Поэтому обращение к юному зрителю, к «тюзовскому репертуару» было вполне закономерным. И «Перекресток» ставит пьесу «Баба Яга против Кощея Бессмертного» Р. Сифи и Т. Карединой. Несколько лет не исчезали из репертуара и «Сокровища Бразилии» М. Машаду, «Боцман и попугай» Каменецкого и Щедрина. Занимательные приключения, живая игра молодых актеров в сочетании с динамичной музыкой и яркими костюмами захватывали юного зрителя.

Одним из последних спектаклей «Перекрестка» стала музыкальная постановка по мотивам известной сказки А.С. Пушкина «Балда обалденный». Перечитывая пушкинскую сказку, Геннадий Ольхов обнаружил у героя сказки не только положительные качества, но и множество отрицательных. Оказывается, Балда спесив, задирист, груб. Да и поп не лучше: жмот и чинодрал. В спектакле Ольхова Балда стал добрым и справедливым, да и поп вышел не злодеем, которого следовало бы наказать. У Ольхова, кстати, отрицательных персонажей не наказывали и в других детских спектаклях. Это еще одно качественное отличие его постановок.

Всеобъемлющий экономический кризис добрался и до новых постановок «Перекрестка». Из-за материальных трудностей театр был вынужден перебраться во Дворец культуры завода «Красное Сормово». Но для одних дзержинцев он остался в памяти как авангардный театр столичного образца, для других – как театр их счастливого детства.

Вячеслав САФРОНОВ

Фото из коллекции ДКХ, В. Капочкина, Г. Ольхова и автора

Оставить комментарий