Газета Культура Общество Театр
14.05.22 10:52

Аватар, аватар, кого хочешь – выбирай

В Дзержинском театре кукол – новый спектакль c весьма интригующим названием «Аватары». Премьера сама по себе уже событие. А такая, как эта – явление знаковое. Ибо на сцене выступают только… актеры. Без кукол. И рассказывают они не сказку детям, а «историю одного взросления» – подросткам.

Жанр – история взросления в одном действии – определила автор одноименной пьесы (2019 года), современная белорусская писательница Влада Ольховская. Постановка этого произведения для актеров-кукольников, задействованных в спектакле, стала неким вызовом. Ведь они играют живым планом! Для реализации замысла – создания спектакля для подростков – был приглашен Алексей Кузнецов, актер и режиссер Дзержинского театра драмы.

…Итак, главная героиня – юная художница и начинающий графический дизайнер. Аля – тихая, нерешительная девочка, старается быть незаметной, живет, как и многие подростки, в интернете. Ей почти шестнадцать: скоро в ее жизни, мечтает она, все будет по-другому, по-взрослому. А по-взрослому – это как? Вот на этот вопрос у нее пока нет ответа. И она решает: если оставить в прошлом, как сердито советует старшая сестра, «глупые детские фантазии», то тогда она станет по-настоящему взрослой.

«Глупые детские фантазии» – это созданные Алей интернет-персонажи, аватары. Накануне дня рождения девочки они, некоторые даже почти забытые, вдруг неожиданно приходят к ней. И в свою очередь ставят условие. Если в новой жизни Али для них почти не остается места, ей нужно сделать выбор: кто пойдет дальше, а кто исчезнет из ее памяти навсегда. Причем остаться должен кто-то один. Выбор этот для девочки мучителен: «Зачем мне забывать их, если это так тяжело?». Каждого она придумала в определенное время, и каждый именно в тот момент ей был очень нужен.

Забавный мультяшный динозаврик – ее графический «первенец». Решительная и мужеподобная Магда-Завоевательница – персонаж компьютерной постапокалиптической игры: Аля придумала ее, когда хотела стать сильной. Тину-тян, похожую на феечку, девочка создала, чтобы найти друзей в клубе аниме. Арчер, смесь образов ковбоя и космонавта, понадобился, чтобы окунуться в мир приключений. Романтичный Фредерик – сим-персонаж – сделан (но улучшен) по образу и подобию друга старшего брата, в которого Аля была влюблена. Ну и венец творения юного дизайнера – Элья Дива, королева соцсетей, идеальна как блогер, инстадевочка, ютюбер. Она, в отличие от «серой мышки» Али – уверенная в себе красотка, которая свысока смотрит на всех окружающих.

Узнаваемые персонажи, понятные новомодные словечки, современная музыка. Создатели «Аватаров» говорят с тинейджерами на понятном им языке. Но за всей этой внешней эффектностью – глубинный смысл. Прощание с детством – это не отказ от всего хорошего, что есть в тебе. Ты  не одинок в этом мире. Нужно принимать себя таким, какой ты есть, и не прятаться за аватарами. «Время будет идти, оно изменит тебя, но внутри ты будешь настоящей. Ничего не бойся!»

P.S. А кого же из аватаров все-таки выбрала Аля? С кем она осталась? Приходите в Дзержинский театр кукол, и сами все узнаете.

Слово экспертам

Лариса Головчанская, начальник кризисной службы МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Дзержинска»:

– Мне очень понравился спектакль. Я как раз работаю с кризисными подростковыми ситуациями. Как мама, как психолог я очень благодарна актерам за то, что они смогли так точно передать переживания подростка, его эмоциональное состояние. Я наблюдала за детьми в зале. Сначала ребята скептически смотрели на сцену, но потом стали увлекаться и понимать, что происходит, а потом уже и совсем погрузились в действие. Когда же речь пошла об одиночестве, то они просто замерли, настолько эта тема им близка… Я думаю, что спектакль можно смотреть с 13 лет и до 16. Это самый «потерянный» возраст. В городе для ребят 13-14 лет пока ничего подобного не было, я имею в виду театральные постановки.

Ольга Занегина, директор областного санаторно-реабилитационного центра для несовершеннолетних:

– Огромное спасибо за спектакль, я думаю, что он как раз для той категории подростков 13-14 лет, которые практически не бывают в театре, потому что мало постановок, близких и интересных им. Да, есть классика по школьной программе, но все остальное они черпают в лучшем случае из кино, а чаще всего – в телефоне, в соцсетях. Поэтому здорово, что есть спектакль, который им должен действительно понравиться. Конечно, желательно педагогам проводить предварительную работу с ребятами перед просмотром, проговаривать какие-то моменты до и после спектакля. Не объяснять им, о чем он, а просто создавать настрой. Все остальное они поймут сами – узнают себя в героях, музыке. Мы будем очень рады прийти к вам со своими детьми на этот спектакль.

Мнения

Алексей Кузнецов, режиссер спектакля:

– Получив предложение от театра кукол поставить драматический спектакль для подростков, я согласился, почти не раздумывая. Никогда не боюсь браться за что-то новое. Режиссерский опыт у меня уже был, а вот работать с актерами театра кукол еще не приходилось… Я всегда говорю, театр – это не про говорить, театр – это про делать!

Конечно, поначалу возникали некие сложности. Ведь кукольники не привыкли к тому, что их видно сто процентов времени: они скрываются за ширмой, декорациями, а на первый план выводят куклу. Здесь на первый план нужно было выводить себя: драматический актер играет пластикой, мимикой, голосом. Но мы достаточно быстро преодолели этот барьер, соблюдая важнейший актерский постулат: «слышать, видеть, реагировать». Актеры начали расслабляться на сцене, в хорошем смысле слова, набирать в ролях – в органике, в каких-то своих придумках.

Признаюсь, что со смысловой точки зрения пьеса достаточно проста, но при этом она очень привлекательная для актеров, ведь образы – острохарактерные, фактурно выписанные автором. Я присутствовал на первом спектакле и мне было очень важно увидеть, как реагируют зрители. Знаете, они подпевали звучащим песням, узнавали героев, болели за динозаврика – одним словом, реагировали! А значит, мы «попали» в того зрителя, в которого «целились» – это подростки в возрасте 12-16 лет.

Кристина Сергеева, исполнительница роли девочки Али:

– В Дзержинском театре кукол я служу недавно, а до этого, в других театрах, играла смешанные планы – и кукольный, и живой. Как и многие девушки, поступая в театральное, мечтала о драме, но, оказавшись на кукольном, была покорена этим искусством раз и навсегда. Удивительно, что сейчас появилась такая возможность – сыграть в чисто драматическом спектакле. Конечно, было немного боязно, но больше – интересно.

Работать было комфортно – и с режиссером, и с материалом. Тема-то не так далеко от меня ушла. Хотя моя героиня Аля – моя полная противоположность. Когда коллеги узнали, что я должна буду играть неуверенную в себе, зажатую девочку, некоторые отнеслись с сомнением к такой затее. Но еще в училище преподаватели нам говорили, как важно для актера умение наблюдать. У меня есть знакомая, очень похожая по характеру на Алю. И я вспомнила ее поведение, жесты, речевые особенности. И постаралась все эти особенности передать.

Людмила Валдаева, исполнительница роли Эльи Дивы:

– Когда я училась в театральном училище, конечно, мы ставили драматические спектакли, но столько времени прошло с тех пор! Пришлось перестраиваться: быть все время на виду у публики непросто. Моя роль психологически очень затратна. Злость, высокомерие, характерность – это же все надо было из себя доставать! Я заметила, что, когда репетировала, чувствовала даже некое озлобление к миру. Я играю яркую инстадевочку, хотя в этой сети никогда не была зарегистрирована. Пришлось смотреть популярных блогеров, оценивать и повторять их поведение. Совета у старшей дочки спрашивала, узнаваем ли мой образ.

Екатерина КОЗЛОВА. Фото предоставлены Дзержинским театром кукол

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий