Шуховская башня на берегу Оки является одним из символов Дзержинска


30.05.22 10:51

Шуховская башня – один из символов Дзержинска. Наряду с Дворцом культуры химиков и домом со шпилем. А между тем в

Город Общество

Шуховская башня – один из символов Дзержинска. Наряду с Дворцом культуры химиков и домом со шпилем. А между тем в XX веке лучшее творение великого русского инженера Владимира Шухова (так считают специалисты) еще не воспринималось как архитектурный шедевр мирового значения.

Мало того – некоторые дзержинцы даже не подозревали о существовании в 12 километрах от города жемчужины русского промышленного авангарда, которая стоит на излучине Оки почти сто лет.

Единственная в мире

 В чем уникальность башни на левом берегу Оки? На сегодня это единственная в мире «гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи, выполненная в виде несущей сетчатой оболочки». Принцип устройства гиперболоидных башен Владимир Григорьевич Шухов использовал где только можно – в водонапорных башнях, маяках, мачтах военных кораблей.

В Нижегородской области сохранилось несколько подобных сооружений. В частности, в Выксе и Нижнем Новгороде. Культурные объекты, взятые под охрану государством, но… не шедевры архитектуры. А тем более не символы. Башня Шухова на Шаболовке в Москве – очень похожа на башню в Дзержинске. И даже на символ тянет. Хотя бы потому, что до постройки Останкинской башни в 1967 году считалась символом всего телевидения в СССР. Тем не менее башня на Оке признается специалистами во всем мире более совершенной, чем «сестра» на Шаболовке. Почему?

Еще лет 30 назад башня на Оке была памятником промышленной архитектуры 20-х годов XX века. Но не считалась специалистами уникальной. У Владимира Шухова, как уже отмечалось, сохранилось несколько сотен гиперболоидных конструкций. Дзержинская башня была всего лишь «одна из». В 1996 году в Германии была издана книга о Владимире Шухове «Искусство экономной конструкции». Когда книгу перевели на русский, в отечественной искусствоведческой среде случился настоящий культурный шок.

«Бомба» мировой архитектуры

Немецкий архитектор Фрай Отто спроектировал олимпийский комплекс в Мюнхене в 1972 году. В том числе висячие конструкции, которые Отто пытался запатентовать как собственное изобретение. Однако выяснилось, что патент на аналогичные конструкции получен Шуховым в России еще в XIX веке (!). Немец стал изучать творческое наследие Шухова и даже профинансировал специальную научную экспедицию в Советский Союз.

Руководитель экспедиции – австрийский профессор Райнер Грефе, который и написал потом книгу о Шухове, ставшую «бомбой» в мировой архитектурной среде. Европейские исследователи изучили все конструкции Владимира Шухова в нашей стране и пришли к выводу, что башня на Оке уникальна. Хотя бы потому, что Владимир Григорьевич потратил на одну окскую башню (всего их было шесть) минимальное количество металла при достижении определенной высоты для подобных сооружений.

Другими словами, так экономно в мире ни тогда, ни сейчас не строили. Кроме Шухова, который, давайте говорить прямо, отрабатывал техническое задание руководства молодой советской республики. Металла в стране не хватало. Нужны были оригинальные инженерные решения. Башня в Москве выше нашей на двадцать пять метров. Но расход металла в строении на Шаболовке в полтора раза (!) больше по сравнению с башней на Оке.

Шухов лично руководил строительством шести башен на Оке в конце 20-х годов. После изменения маршрута ЛЭП четыре башни Шухова высотой 68 и 20 метров демонтировали на металлолом. Произошло это в 80-е годы XX века. Две оставшиеся высотные башни законом Нижегородской области были признаны памятниками культурного наследия, охраняемыми государством. Тем не менее весной 2005 года одна из них была незаконно разрушена с целью разборки на металлолом. Вторая устояла только чудом. Благодаря гению Владимира Шухова.

«Сороконожка»

Соавтор книги «Код Шухова», доцент кафедры ЮНЕСКО нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Татьяна Виноградова рассказывала автору этих строк, что сам инженер Шухов называл гиперболоидную башню на Оке (ту, которая сохранилась) «сороконожкой».

Опоры башни – ноги, сорок опор. «Сороконожка» оказалась очень устойчивой конструкцией. Это ее и спасло. Когда в начале 2000-х годов «охотники за металлом» подпилили 16 из 40 опор и ждали, что башня вот-вот упадет – та не рухнула. Чем лишний раз подтвердилась прочность шуховской конструкции. Татьяна Павловна объясняет этот удивительный факт «перераспределением нагрузки с одних опор башни на другие».

Башня простояла в таком, мягко говоря, не очень устойчивом виде целых три года. Потом общественность забила тревогу. Профессор Райнер Грефе, открывший гений Шухова миру, лично приезжал в Дзержинск и встречался с руководством города. Просил и убеждал. Башню стали охранять. В 2008 году начался ремонт сооружения на Оке под эгидой компании «Россети Центр и Приволжье». Энергетики сделали себе, городу, области и без преувеличения всему миру подарок в сентябре 2020 года, когда почти через сто лет башню на Оке открыли снова.

На этот раз не как опору линии электропередачи, а как лучшее изобретение великого русского инженера. В настоящее время Шуховская башня на Оке рекомендована для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это общепризнанный символ Дзержинска и без преувеличения точка притяжения для туристов со всего мира.

Мнения

Памятник советской инженерной мысли

Данила Чирьев, музыкант:

«О значении этого сооружения узнал сравнительно недавно – лет десять назад. Шуховская башня – однозначно символ нашего города. Хотя бы потому, что мы, дзержинцы, сохранили для страны и мира этот памятник советской инженерной мысли. А потому имеем право на своеобразную «интеллектуальную приватизацию» этого объекта культурного значения».

История рождается на наших глазах

Александр Рудаков, художник:

«В начале 70-х годов на берегу Оки еще стояло четыре шуховские башни – две на правом и две на левом. Я это хорошо помню, потому что мы с отцом часто ездили туда рыбачить. Рыбаки называли это «ехать под столбы». Раньше возле башни был отличный пляж. Река делает там поворот, поэтому глубина небольшая. И песочек там до сих пор остался. Конечно, ребенком я не воспринимал сооружение инженера Шухова как символ города. Да и остальные, наверное, тоже. Сейчас – другое дело».

Закаты, как в Нижнем

Андрей Демидов, организатор экскурсионного маршрута к Шуховской башне:

«Вожу к «Шуховке» людей с сентября 2020 года, когда башня была торжественно открыта. Едем ближе к вечеру, когда на башне включается подсветка. Народа всегда собирается очень много: из Дзержинска, Нижнего Новгорода и области. Больше того – из других стран. Я возил туда и немцев, и англичан, и французов. Интерес огромный. Многих поражает географическое расположение объекта. Отсюда хорошо видны закаты над Окой. Они ничуть не хуже нижегородских».

В тему

В торжественной церемонии открытия Шуховской башни, состоявшейся 23 сентября 2020 года, приняли участие губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, генеральный директор «Россетей» Павел Ливинский, генеральный директор «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» Игорь Маковский, глава города Дзержинска Иван Носков, внесшие свой вклад в реконструкцию объекта, а также правнук известного инженера – Владимир Шухов.

Реконструкцию башни провели в несколько этапов: воссоздали утраченные фрагменты основания, укрепили береговую линию Оки и построили прогулочную набережную. Затем провели антикоррозийную обработку металлических конструкций и смонтировали динамическую подсветку башни – около 23 тыс. светодиодов. Благоустроили близлежащую территорию.

Проект развития инфраструктуры вокруг Шуховской башни рассчитан на долгую перспективу. В ближайшее время планируется проложить дорогу к башне, построить объекты общественного питания и торговли, гостиничные комплексы. «Шуховка» задумана как туристический объект. Предложим гостям города экскурсии и по Оке, и по берегу реки, – отметил Иван Носков. – Уверен, что к столетнему юбилею города в Дзержинске появится еще одно развитое, благоустроенное, современное общественное пространство для местных жителей и туристов».

Сергей АНИСИМОВ. Фото Руслана Лобанова и из архива редакции

Оставить комментарий