Известный книжный иллюстратор Лев Зак родом из Черноречья


20.06.22 01:01

Многие люди, когда-­то жившие в нашей местности, стали широко известными в России и даже за рубежом. Их произведения – немалая

Город Общество

Многие люди, когда-­то жившие в нашей местности, стали широко известными в России и даже за рубежом. Их произведения – немалая часть духовного богатства Дзержинска и страны в целом. Они достойны того, чтобы мы знали и помнили их имена. Сегодняшний цикл публикаций о писателях, поэтах и художниках открывает статья о разносторонне талантливом человеке Льве Заке, родившемся в Черноречье.

Тишина – его живописное кредо

Известный французский искусствовед Жан-Клод Маркадэ, давая оценку одному талантливому человеку, в 1976 году отмечал, что его место в историческом развитии искусства XX века находится «среди лучших и самых одухотворенных живописцев нашего времени». Этот человек – художник, поэт, скульптор, книжный иллюстратор – наш земляк.

В начале 90-­х годов XIX века в Черном селе (прародина дзержинцев) поселилась дочь одного из основателей московской еврейской общины Розалия Моисеевна Россиянская – жена народовольца Цалеля Зака. 12 июля 1892 года она родила сына, нареченного Львом.

Спустя пять лет провизор Цалель Зак открыл Чернорецкое отделение своей Канавинской аптеки. С тех пор в Черном селе семья почти постоянно проживала вместе. Живописные места оказали благотворное влияние на впечатлительную душу маленького Льва. С ранних лет он сочинял стихи, а позднее прославился как художник.

Некоторые дзержинцы знали о нашем знаменитом земляке, были знакомы с его творчеством. Например, Михаил Сеславинский в своем изданном альбоме­каталоге уделил Льву Заку особое внимание. Для дзержинцев не составило каких­либо проблем побывать в марте 2016 года в Москве, где впервые в нашей стране, на Пречистенке, в галерее «Здесь» открылась выставка этого русского художника «Парижской школы». Она длилась более месяца.

На выставке были представлены наиболее характерные художественному стилю Льва Зака шесть лирических абстракций, которыми он прославился в Европе. Кроме того, несколько ранних портретов, жанровая композиция 1930­-х годов, литография, книжная иллюстрация и уникальные фотографии – своеобразная творческая эволюция художника.

Рисовать он начал в гимназические годы. В 15 лет поступил в частное училище русского живописца Федора Рерберга. Учился также у основателя художественного объединения «Бубновый валет» и Общества московских художников Ильи Машкова.

В 1907 году работы юного дарования были выставлены в Салоне московских художников. В том же году Лев Зак поступил на историко­филологический факультет Московского университета, в котором углубленно изучал античную литературу.

До 1917 года много раз участвовал в выставках Московского товарищества художников. Одновременно, под псевдонимом Хрисанф, писал статьи. В 1911 году Лев Зак оформил сборник эгофутуристов «Весенние проталинки», а в 1913-­м наряду с Игорем Северяниным стал одним из организаторов литературного кружка эгофутуристов «Мезонин поэзии». В тот период оформил поэтические сборники членов этого кружка, а также несколько альманахов. Под псевдонимом (М. Россиянский) Лев Зак опубликовал свои теоретические исследования по лингвистике. Одновременно писал стихи. Его поэтический сборник «Пиротехнические импровизации» остался неизданным. Лишь в 1970 году под псевдонимом «М. Россиянский» он выпустил в Мюнхене сборник избранных стихов «Утро внутри (1913­1970)».

Но известность пришла к нему не как поэту, а как художнику. Его графические работы публиковались в журнале «Золотое руно». Льву Заку принадлежит авторство иллюстрации к «Пиру во время чумы» А.С. Пушкина. Его живописное кредо – тишина. «В хорошей картине, – как он сам говорил, – должно быть мало слов».

В 1917 году Лев Зак женился. В годы гражданской войны его семья перебралась в Николаев, а потом на Запад. Жили в Константинополе, Риме и Флоренции. В Берлине Лев Зак работал сценографом в Русском романтическом театре Б. Романова, в котором оформил оперу­балет Р. Дриго «Миллионы Арлекино». В 1923 году поселился в Париже. Здесь он неоднократно бывал и раньше, еще до революции выставлял свои работы на выставках «Мир искусства». В 1926 году в Галерее современного искусства Лев Зак представил свои акварельные работы. На следующий год состоялась его выставка в галерее «Персье», затем было участие в выставках «Салона независимых» и в «Осеннем салоне».

В 1938-­м Лев Зак стал французским подданным. Когда Париж заняли немецкие войска, скрывался в сельской местности под чужим именем, но продолжал работать. В 1943 году создал декорации и костюмы к постановкам «Стенька Разин» А.К. Глазунова и «Князь Игорь» А.П. Бородина, осуществленными Новыми балетами Монте­Карло. Сценография в творчестве художника занимала одно из главных мест. Его декорации и костюмы пользовались успехом, и он получил контракт с берлинской галереей Flechteim, в которой выставлялись наиболее известные европейские художники. В Париже Зак успешно работал и балетным сценографом, в том числе с труппой Веры Немчиновой в Театре Елисейских Полей. Это помогло ему и в карьере художника.

Он выставлялся на Осеннем салоне, на Салоне независимых, принимал участие в групповых выставках в Амстердаме, Брюсселе, Праге. В тот период Зак предпочитал жанр «фигуративной (предметной) живописи», на своих полотнах изображал людей, дома, предметы. Но уже с 1946 года перешел к противоположному стилю, к абстракции, которой посвятил всю оставшуюся жизнь. Черные штрихи искажают лица, человеческие фигуры становятся фигурами геометрическими. Геометрические абстракции на многоцветном фоне Лев Зак изображал до середины 50-­х годов, когда его строгие формы в живописи начали округляться и становиться всё более чистыми и лиричными.

Именно это и характеризует заковский стиль, которым художник наиболее известен в Европе. Его беспредметные, парадоксальные и загадочные работы принесли не только известность, но и богатство. Как, собственно, прикладное искусство – эскизы тканей и шарфов для известных домов моды, стеклянные статуэтки музыкантов и балерин, резьба по камню, витражи, мозаика, кованые кресты для церкви.
С витража «Крестный путь» и каменной статуи «Святая Тереза» для церкви в Карсаке (1950 г.) Зак стал выполнять художественно­реставрационные работы во многих средневековых парижских часовнях. Кроме того, известны его великолепные книжные иллюстрации.

Последняя прижизненная выставка работ Льва Зака состоялась в Музее современного искусства Парижа в конце 70­-х. 30 марта 1980 года его не стало.

Во Франции об этом художнике написаны научные монографии, в 1993 году вышел солидный каталог его работ, картины Льва Зака хранятся в парижском Музее современного искусства, в лондонской галерее Тейт, в Королевском музее Брюсселя, в музеях Нанта, Антверпена, Венеции, Русском культурно­историческом музее в Праге. Есть его работы и в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.

Сегодня в России художник родом из Черного села обретает всё большую известность. Это подтвердила еще одна успешная выставка его работ, проходившая в московском Гостином дворе в сентябре 2017 года на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow­-2017.

Вячеслав САФРОНОВ. Снимки из альбома-­каталога Михаила Сеславинского «Рандеву» и интернета

Оставить комментарий