Как со временем меняется отношение к мусору


02.07.22 04:54

Журналист «Дзержинских ведомостей» рассуждает об утилизации мусора

Общество

Старьёвщик на телеге. Кажется, что это было недавно, а миновало больше полвека. Во двор приезжала телега, запряженная лошадью. Ей управлял солидный человек. Мальчишки со всего двора сразу сбегались и окружали телегу.

Старьевщик доставал из мешка разные предметы. Здесь были свистульки и леденцы. Всё это предлагалось мальчишкам, но в обмен требовалось принести какое-нибудь вышедшее из употребления тряпье.

Некоторые ребята разбегались по домам и приносили нечто невообразимое. Старьевщик внимательно рассматривал, что ему принесли, и потом давал свистульку или леденец. Времена были патриархальные, и взрослые ко многому относились спокойнее. Сейчас невозможно представить, чтобы детям разрешили брать у незнакомого мужчины леденцы. Современные мамы должны прийти от подобного в ужас, да и в самом деле это несколько странно. Что это за человек? Где он взял этот свой товар? О какой гигиене можно говорить в данном случае?

Но так было. И кстати, в этих воспоминаниях я нахожу определенную пользу. Например, звонит младшая дочь и сообщает, что ее дочь, то есть наша внучка, взяла у подруги в детском саду какой-то коржик и съела. «Ну и что?» – спрашиваю я. «Ну как же, а вдруг он где-то валялся», – отвечает дочь. И в такой ситуации воспоминания о свистульках и леденцах старьевщика помогают. Правда, мне никакого тряпья дома не давали и категорически запрещали брать в рот «всякую дрянь», но это особенности моего детства.

Человеческая психика так устроена, что всё, что было в далеком прошлом, с годами предстает не то чтобы в розовом, но в более привлекательном свете.

Я полагаю, что воспоминания о старьевщике интересны не только в историческом плане. Переработкой старых вещей, или отходов, как сказали бы сейчас, люди занимались с древних времен. Особенно активно это делалось в девятнадцатом веке. Мне вспоминается картина русского художника Василия Перова «Парижские тряпичники». Замечательное, психологически тонкое полотно имеет в наши дни не только эстетическую ценность.

Последние годы к проблеме переработки отходов стали относиться серьезнее. Разумеется, я не специалист в этой области, но могу рассказать о своих наблюдениях.

Например, в Англии существует несколько контейнеров с мусором: один – для пищевых отходов, другой – для пластика и третий – для бумажных упаковок. Этот порядок нужно строго соблюдать. Должен сказать, что поначалу это требует внимания, порой еда упакована в очень тонкий лист бумаги и он прилипает к продуктам питания. Как-то я бросил в контейнер для пищевых отходов кусок недоеденной еды с очень тонким слоем бумажной упаковки. Моя наблюдательная дочь это заметила и мне, как говорится, «попало». «Ты что, хочешь, чтобы нас оштрафовали?» – сказала она своему неуклюжему родителю. Кстати, штрафы за подобные нарушения солидные. Понятно, что постепенно к этому привыкаешь и всё делаешь, как надо.

Интересно отметить, что в обществе изменилось и отношение к вещам, бывшим в употреблении. Я помню времена, когда большая часть людей жила, мягко говоря, небогато, но при этом в обществе бытовало чванливое отношение ко многим естественным явлениям. Считалось, что если человек наденет уже ношенное кем-то пальто или костюм, то это его унизит. Но потом появились секонд-хенды, и они стали пользоваться огромной популярностью.

Более того, в социальных сетях есть группы, где люди рассказывают, что они нашли на помойке. И никого это не смущает. Однажды мы с женой были в Амстердаме в респектабельной квартире с видом на большой канал. Мою супругу Ларису заинтересовал старинный столик с множеством ящиков. Хозяин дома заметил этот интерес и с гордостью сказал, что этот замечательный столик он нашел на помойке. Правда, современные помойки выглядят уже не так, как прежде, но тем не менее.

К сожалению, мусора в современном мире слишком много, но в разных странах люди пытаются его использовать в полезных целях. Например, в Сингапуре создан остров из мусора, на котором сейчас растут деревья и цветы. Называется этот остров Симакао. Подобные факты поражают мое воображение и внушают некоторые надежды.

Вот такие мысли вызвало у меня воспоминание о старьевщике на телеге. Напомню, что телегу везла лошадь. В кинофильме Андрея Тарковского «Солярис» есть такой эпизод. Городской мальчик случайно увидел лошадь и перепугался: «Что там такое, стоит и дышит?». «Не бойся, это лошадь», – успокаивает его хозяйка дома.

Мне кажется важным, чтобы современные дети умели пользоваться не только гаджетами, необходимо, чтобы они узнавали мир во всем его разнообразии.

Анатолий МОВШЕВИЧ

Оставить комментарий