Заслуженная артистка России Ирина Абахова: «Я люблю Дзержинск»


03.07.22 08:54

30 июня юбилейный день рождения отметила заслуженная артистка России Ирина Абахова

Город Доска почета Культура Общество

Сорок семь лет играю в куклы. 30 июня юбилейный день рождения отметила заслуженная артистка России Ирина Абахова. В этом году в знак признания заслуг перед любимым городом ее портрет размещен на Доске почета. Она хорошо известна большинству дзержинцев и в представлении не нуждается. И все-таки накануне знаменательной даты мы напросились к ней в гости и поговорили по душам.

Люблю Дзержинск и свой театр

Ирина Абахова – не просто коренная дзержинка, но и самый горячий патриот родного города.

Много раз, – рассказывает она, – меня спрашивали, почему, достигнув определенного мастерства, я не попытала счастья в столичных театрах, Нижнем Новгороде. Людям даже в голову не приходит, что я люблю Дзержинск. Люблю его тенистые улочки, прекрасную архитектуру, зеленые уголки с живописным Святым озером и стоящей на его берегу церковью в честь иконы Владимирской Божией матери. Я люблю свой театр, его неповторимую атмосферу, наш коллектив, искреннего, доброго и очень отзывчивого дзержинского зрителя.

Отвечая на вопрос, почему пошла по актерской стезе, Ирина Юрьевна задумывается. С одной стороны, выбор был почти спонтанным: ей, выпускнице 8-го класса школы № 3, попалось на глаза газетное объявление о наборе в Горьковское театральное училище. С другой – все свое детство она принимала самое активное участие в творческой жизни школы, загородных лагерей, театральных кружков, пела песни, декламировала стихи, играла в школьных спектаклях. Музыкальная одаренность и «чуткие уши», видимо, ей достались от отца, который был самоучкой, но прекрасно играл на музыкальных инструментах.

В тот год, когда я поступала, набора на драматическое отделение не было, – вспоминает Ирина Абахова. – Меня это ни мало не смущало: подала документы на кукольное и не прогадала. Сразу и с головой окунулась в чрезвычайно насыщенную и интересную студенческую жизнь.

Мастером курса был народный артист РСФСР, ныне художественный руководитель Нижегородского государственного академического театра кукол Александр Мишин. Он так сумел преподать свой предмет, что влюбил в куклу всех своих студентов.

Я сознательно отказалась от драмтеатра. На тот момент, когда поступило такое предложение, я уже познала чудо, которое ни на что не променяешь: оживлять неживое, – с улыбкой говорит Ирина Юрьевна. – До сих пор помню свою первую куклу. Это был Ослик, на котором Али-баба ехал на встречу с разбойниками. У нас были великолепные педагоги, которые учили, что мы не просто кукловоды – тогда это слово было почти ругательным, обозначавшим бездумное, механическое управление, – а артисты. Если ты не чувствуешь куклу, не проживаешь вместе с ней роль, не передаешь ей свои эмоции, чувства, то чуда не произойдет – она не оживет и зритель почувствует фальшь.

Пусть классика живет как можно дольше

Оказывается, умения артиста театра кукол вбирают в себя широчайший спектр весьма специфических навыков. Это и правильная речь, и четкая дикция, чувство ритма, музыкальный слух, отличная память, хорошая физическая выносливость (попробуйте постоять с поднятым в руках грузом на протяжении полутора часов!), умение работать в коллективе и хорошо двигаться.

Число разновидностей кукол тоже впечатляет: марионетка, перчаточная, планшетка, ростовая, тростевая. Последняя – самая сложная в управлении, но и самая прекрасная, по мнению Ирины Абаховой.

Тростевая и перчаточные куклы – это классика жанра. Это самые удивительные, красивые и всегда вызывающие восторг и восхищение куклы, – рассказывает Ирина Юрьевна. – Все мастера, прошедшие школу Образцова, в том числе главный режиссер Дзержинского театра кукол Владимир Казаченко, прекрасно это понимали и владели техникой в совершенстве. К сожалению, я вижу, что сейчас во многих театрах начинают отдавать предпочтение куклам-планшеткам. Меня, как сторонника высоких классических традиций, это, конечно, не может не огорчать. Я за то, чтобы классический кукольный театр во всем его совершенстве и красоте жил как можно дольше.

Сердце мечтало о сцене

Наряду с Владимиром Казаченко и Александром Мишиным Ирина Юрьевна в числе своих учителей называет народного артиста России, бывшего руководителя Липецкого театра кукол Вадима Жукова.

Это была школа мастерства, – вспоминает Ирина Юрьевна, – у нас получился такой дружный коллектив, что мы до сих пор поддерживаем отношения и общаемся.

Тем не менее в Липецке поработать начинающей артистке пришлось недолго. Выйдя замуж, Ирина Юрьевна вместе с семьей переехала в Елец. Здесь какое-то время она преподавала в театральном кружке для взрослых. Пришлось работать и кукольником, и режиссером-постановщиком, и художником-бутафором. Но сердце, конечно, мечтало о сцене.

Однажды мне позвонила мама, – говорит артистка, – и рассказала, что в Дзержинске задумали реконструировать старый драматический театр и открыть в нем театр кукол. Я стала собирать чемоданы.

Устроиться на работу сразу не получилось – театр строился довольно долго. В это время Ирина Юрьевна возглавила кукольную студию во Дворце пионеров.

Это была не тренировка, а дрессировка, – смеется Ирина Юрьевна, вспоминая репетиции в кружке. – Но девочки у меня работали, конечно, на высочайшем уровне. Это признавали все. Мы ставили прекрасные спектакли и даже сами делали кукол.

В 1988 году Дзержинский театр кукол открылся, и Ирина Юрьевна Абахова стала первой его официальной артисткой.

И для взрослых, и для детей

Вот уже 47 лет я играю в куклы, и почти 35 из них – в Дзержинском театре кукол, – отмечает артистка, уточняя, что за прошедшие годы сыграла около ста различных ролей.

А вот в качестве режиссера выступила только дважды: поставила спектакли «Ай, да Мыцык» и «Поросенок Чок».

Я очень требовательный человек и всегда держу высокую планку, ожидаю того же от коллег. Но одно дело, когда ты отвечаешь за себя, а другое, когда начинаешь требовать с других, – объясняет артистка свое нежелание быть режиссером.

Подготовка к спектаклю, поиск характера героя, погружение в его образ захватывают намного больше.

Чем меньше зритель видит труда в актерской игре, тем больше вложено сил и стараний, – говорит Ирина Юрьевна. – В тот момент, когда люди думают: как это легко, задорно, весело и просто, актер может гордиться – роль получилась. Зритель видит ожившую куклу, а не уставшие руки, высочайшее нервное напряжение, долгую работу над образом, репликами, техникой движений.

Даже мимика, оказывается, имеет огромное значение. Да, актеры театра кукол, как правило, скрыты от зрителя за ширмой, но если во время спектакля он не улыбается, не слышно улыбки и в голосе персонажа. Актер не готовится заплакать – не плачет и кукла. Это магия, которую очень трудно объяснить. Но которую видишь на сцене и замираешь от восторга.

Конечно, у меня есть любимые роли, – признается Ирина Абахова. – Когда театр начинался, это была Маленькая Фея. Потом роль Змеи в Елене Премудрой. Очень нравилась напевная Дунюшка в «Трех желаниях». А уж Фимушка из «Града Лебединца» совсем оставляла без сил, сколько сердца и души в нее вкладывала. Да и как не вкладывать! Какой надрыв, трагедия в этой девушке, когда она с ужасом спрашивает: «Что ты сделал, Васька? Да русский ли ты человек!!!» Каждый раз, когда мы выходили на поклон после этого спектакля, не могла сдержать слез.

Ирина Юрьевна на удивление открытый и до обидного не амбициозный человек. Она «не клюет» на вопросы о наградах, почестях и славе. Честно признается, что никогда не мечтала ни о званиях, ни о фантастическом успехе. Намного важнее было профессиональное самоуважение: выполнить работу так, чтобы не было стыдно перед собой. Сработал ли ты на все сто, видно по реакции зрителей. 

Мы ведь играем не только для детей, но и для взрослых, – приоткрывает секреты мастерства Ирина Абахова. – Да, дети погружены сегодня в гаджеты, но в том и состоит наше мастерство: сыграть так, чтобы ребенок включился в спектакль, отложил телефон. А вот найдет ли для себя отклик взрослый – вопрос. Поэтому в каждом спектакле закладываем обращение и к взрослой аудитории. Ребенок же не придет в театр без мамы и папы. Вот почему важно играть так, чтобы спектакль затрагивал струны души каждого зрителя – и большого, и маленького. Над этим и продолжаем работать вот уже почти 35 лет.

Евгения МАКАРОВА. Фото Руслана Лобанова и из архива Ирины Абаховой

Из биографии

Ирина Юрьевна Абахова в 1976 году окончила Горьковское театральное училище. До 1980-­го работала в Липецком театре кукол. Затем, вернувшись в Дзержинск, вела театральные студии во дворце культуры «Эльта» и Дворце пионеров Дзержинска. С 1988 года и по настоящее время – артистка театра кукол Дзержинска. Обладательница многочисленных премий и наград за профессиональное мастерство. В 2002 году удостоена звания «Заслуженная артистка России».

Оставить комментарий