Евгений Миляков — реконструктор из Дзержинска — воссоздает эпоху Средневековья


10.07.22 01:20

В обычной жизни Евгений Миляков – начальник энергоремонтного цеха на одном из дзержинских химических предприятий

Город Общество

В обычной жизни Евгений Миляков – начальник энергоремонтного цеха на одном из дзержинских химических предприятий. Однако большую часть его свободного от работы времени занимает интересное хобби – он реконструктор. С удовольствием меняет офисный пиджак на… кольчугу и берет в руки меч. Мы поговорили с ним об особенностях разных исторических эпох и его увлечении.

– Мы занимаемся в клубе «Черноречье», который официально был зарегистрирован всего пару лет назад, но на самом деле существует с 2012 года. Это нижегородское областное некоммерческое объединение. Его члены есть и в Нижнем Новгороде, и в Арзамасе, и в Дзержинске, – рассказывает Евгений. – Нас немного, всего полтора-два десятка человек. Состав со временем меняется: кто-то уходит, кто-то приходит. Я сам присоединился к клубу в 2013 году.

Откуда у вас такой интерес к истории вообще и к реконструкторству в частности?

– Моей настольной книгой в детстве были рассказы Алексеева «Богатырские фамилии» из истории Великой Отечественной войны. И как многих людей, рожденных в 80-х – начале 90-х, меня привлекали фильмы про Робин Гуда с песнями Высоцкого, книги Сенкевича о крестоносцах, саги Толкина и тому подобное. Отсюда и возник интерес к этим занятиям. А в 2003 году я познакомился с ребятами-реконструкторами из старейшего нижегородского клуба «Шторм», который существует до сих пор, и последовал их примеру.

Быть реконструктором – это не просто переодеваться в историческую одежду или доспехи и участвовать в фестивалях. Наверняка не обходится без изучения специальной литературы?

– Понятно, что все начинается с чтения исторических книг и научно-популярной литературы. Потом углубляешься в книги по археологии. После этого некоторые начинают изготавливать доспехи, одежду, посуду и прочую утварь тех времен. Причем со временем у некоторых это хобби перерастает в профессию. Есть много людей, которые занимаются изготовлением ювелирных средневековых украшений, ткачеством – причем на очень хорошем уровне.

Работают целые фабрики, которые не только продают ткани для реконструкторов, но и занимают определенную нишу на российском рынке, и их продукция пользуется спросом. Кто-то, занимаясь изготовлением доспехов, выходит даже на мировой уровень. Несколько человек из Дзержинска, например, умеют плести кольчуги, и делают это профессионально. Есть среди нас и люди, которым больше нравится махать мечами. Это и определенная физическая нагрузка, и адреналин.

Как часто у вас проходят фестивали и слеты единомышленников?

– Начиная с мая, практически еженедельно. Если брать эпоху Древней Руси, то сегодня самый представительный военно-исторический фестиваль, который проходит в Липецкой области, – это Русборг, куда съезжаются до полутора тысяч человек. Что касается других эпох, например, XIX века, то фестиваль в Бородино собирает несколько тысяч человек.

Среди реконструкторов нередки соревнования по командным единоборствам. Например, по эпохе позднего Средневековья есть «Битва наций», это уже мировой фестиваль, где сборная России, кстати, занимает только первые места. В Дзержинске, к слову, живет двукратный чемпион этой «Битвы наций».

А вас больше интересует какая историческая эпоха?

– Раннее и позднее Средневековье. Причем и в нашей стране, и за ее пределами. На территории России есть множество захоронений до X века, то есть до Крещения Руси, с огромным числом находок, свидетельствующих о пути из варягов в греки, в Византию и Персию, огромные курганные комплексы. Но в Европе такого материала больше, и тем самым та эпоха интересней.

Одно время меня привлекала Черниговщина на территории современной Украины. Там было довольно крупное поселение и есть множество захоронений и курганов дружинной культуры. Например, курганный комплекс Шестовица. Или в районе Гнездово Брянской области – большие могильники выходцев из Скандинавии, то есть викингов. Раскопки там начались еще в царские времена, продолжились уже в советские. Поэтому я занимался воссозданием материальной культуры юго-восточной Руси. Но потом мне стали интересны и Западная Европа, и Восточное Причерноморье.

Много ли у вас исторических костюмов, предметов обихода и каких времен?

– Всего порядка пяти комплектов одежды, начиная от аланов или венгров, живших в Причерноморье, до раннесредневекового западноевропейского рыцаря, который ходил в поход на Англию с Вильгельмом Завоевателем.

Насколько сложно и затратно воспроизводить предметы обихода или одежды разных эпох? Возможно ли сегодня доподлинно воссоздать те или иные исторические материалы?

– Здесь два варианта: или воспроизводить самому, или где-то заказывать. В первом случае – это, конечно, определенные временные и денежные затраты, и то не факт, что на выходе будет хороший результат. Поэтому можно заказать у профессионалов.

С одной стороны, стало проще. Для того чтобы изготовить железо – не нужно копать болотную руду, чтобы пошить одежду из шелка – не нужно ехать за ним с караваном в Китай, всё есть в свободной продаже. С другой – натуральные шелка, именно такие, как в Средневековье, делают всего две компании в Европе.
И ценник здесь доходит до двухсот евро за метр.

Что касается изготовления кольчуг и прочих доспехов, то их можно полностью делать в горне или использовать газовую горелку и пневматический молот, это гораздо проще. Поэтому кое-где используются машины, а какие-то вещи до сих пор изготавливаются вручную. Но и здесь высокая стоимость работ. Впрочем, так было всегда.

Во все времена люди хотели выглядеть лучше, только тогда это были дорогие доспехи, меч и породистая лошадь (в средние века за украшенный серебром меч можно было купить целую деревню), а сейчас – престижный автомобиль и смартфон. Минимальный порог вхождения, то есть участия в мероприятии по раннему Средневековью, – порядка 50 тысяч рублей, которые потребуются для реалистичной реконструкции. В позднем Средневековье – это уже 200 тысяч рублей.

Что входит в комплект?

– Одежда, минимальное защитное и наступательное вооружение – топор, щит, а также шлем для соблюдения техники безопасности. Для позднего Средневековья помимо одежды нужны более дорогие, латные доспехи и кирасы. Одна только кольчуга стоит порядка 60 тысяч рублей.

Ваша семья разделяет ваше увлечение?

– Приходится. Почему бы не съездить за компанию, моя супруга готова нарядиться в средневековую барышню и посидеть у костра с такими же реконструкторами.

То есть у вас получается такая аутентичная история: вы можете нарядиться в одежду времен Средневековья, взять простую посуду, простую еду тех времен и провести так выходные?

– Существуют разные форматы наших встреч. Есть максимально приближенные, насколько это возможно, к тем реалиям. Например, несколько лет назад мы устраивали зимние походы в Беларусь на пару-тройку дней: кто-то на конях, кто-то на санях, остальные – пешим ходом на средневековых лыжах. Останавливались на ночлег в лесу (даже при 15-20 градусах мороза), спали на свеженарубленном лапнике – никаких спальников.
И все остались здоровы. Это интересный опыт. Ведь есть же любители покорять горы или нырять в океанскую глубину с аквалангом, а у нас тоже свой экстремальный поход.

То есть, чтобы стать реконструктором, нужна еще и хорошая физическая подготовка?

– Безусловно. Те, кто, например, занимается прикладными единоборствами, должны иметь хорошую физическую форму, чтобы махать мечом, который весит не меньше полутора килограммов. Любой воин, что древний, что нынешний, должен быть сильным и хорошо подготовленным, ведь современный бронежилет весит столько же, сколько и древние доспехи – до 30 кг. Нагрузки практически не изменились.

Но у современных воинов больше возможностей постоянно тренироваться на тех же тренажерах, не говоря уже о том, что за несколько сотен лет среднестатистический человек стал выше ростом. Да и в целом выносливее, увеличилась и продолжительность жизни.

Беседовала Ирина ТРАВКИНА. Фото предоставлены Евгением Миляковым

Оставить комментарий