Выставка художницы КИЗУМЫ представлена в музее Дзержинска


03.09.22 03:40

Почувствовать правду сердцем

Газета Территория культуры

Задумывались ли вы когда-нибудь, какого цвета может быть любовь? А гнев? Слезы или умиротворение? Яркий багрянец, непроглядная ночь или бирюза?

Оказывается, в этом мире живет огромное количество людей, награжденных даром синестезии. Это особое свойство, когда человек символы, чувства, слова может представить в виде музыки или какого-то определенного цвета. Чаще всего мы об этом не задумываемся и очень удивляемся, когда понимаем, что, например, бабушка у нас прочно ассоциируется с глубоким синим цветом и уютными песнями из детства, а малыш, пришедший в гости, – несомненно, золотой лучик света.

Уникальный проект известной московской художницы Екатерины Кузьминой (псевдоним КИЗУМА) «Пустое множество слов» позволяет каждому из нас заглянуть внутрь себя и открыть способности синестета: соотнести увиденное на полотнах с чувствами, которые мы когда-то испытывали или, быть может, испытываем сейчас. В канун открытия выставки, которая в течение всего сентября будет работать в Дзержинском краеведческом музее, мы встретились с автором и поговорили о необычном проекте, чувствах и тенденциях современного искусства.

– Екатерина, откуда такая тяга к искусству у выпускницы математической школы?

– Живопись пришла в мою жизнь в три года, когда по совету воспитательницы мама записала меня во Дворец детского творчества в кружок изо, который вел Вадим Михайлов. Замечательный педагог, открывший для меня особый мир искусства, в котором я так и живу.

Школа, увлечение конькобежным спортом, получение профессии, домашние обязанности – все это обычная жизнь, которая очень значима и от которой никуда не уйти. Но еще было рисование, которое всегда было рядом и без которого себя просто не мыслю.

– Почему тогда не пошла дальше по профилю?

– Амбиции, конечно, были. Сразу после окончания педагогического колледжа, в Центре общественно-политической работы у меня состоялась первая персональная выставка «Мир сияний». Я набралась смелости и поехала в ННГАСУ, где мне сообщили, что девочек в архитекторы не берут. На тот момент у меня за плечами был полноценный курс школы иконописи, который я прошла в Нижегородской семинарии, поэтому с легкостью поступила в Москву на факультет иконописи.

Но, увы, чисто по бытовым причинам должна была вернуться домой – это были 90-е, материальные вопросы стояли остро как никогда.

«Мир сияний». Уже тогда потянуло к абстракции?

– Чувства, эмоции, внутренний мир человека для меня с самого начала были определяющими. Хотя не могу сказать, что предметный мир совсем не занимает. Очень люблю солнечные пейзажи: море, солнце, виноградники. До пандемии я много лет подряд ездила работать в Италию. И теперь очень скучаю по тем краскам, небу, тому особенному белому солнечному свету. На выставке в музее я специально выставляю несколько пейзажных работ. Потому что в пейзаже тоже очень много чувств, эмоций. А это именно то, что захватывает меня в абстракции.

Арт-проект, презентация которого намечена на 6 сентября, называется «Пустое множество слов». Что это? Как это вообще понимать?

– Идея создать такой проект у меня появилась более пяти лет назад. Я задумалась, как много вокруг нас вещей, которые не имеют вещественного наполнения, не сохраняют форму в пространстве и очень легко растворяются во времени. Например, слова. Но какое колоссальное влияние они оказывают на нашу жизнь! Могут окрылить, ранить или даже убить. В математике, кстати, есть даже такое понятие «пустое множество» – очень значимый элемент в вычислениях.

Но лично для меня пустое множество – это совершенно не обнаруживаемая среда: эмоции, чувства, какие-то личные переживания, которые могли быть в моей жизни очень давно или совсем недавно. Все это было вполне реально, но беспредметно, а потому абстрактно. И все это на моих картинах.

Как рождается сюжет? Есть ли муки творчества?

– Иногда это может занимать очень много времени. Зародившись, идея, очень долго может жить в голове. Ты вспоминаешь захватившее тебя чувство, вычленяешь по крупинкам из всего мира, заново переживаешь, наконец, оно захватывает тебя настолько, что ты уже ни о чем другом не можешь думать.

Потом появляются цветовые образы, которые тоже могут идти из глубокого прошлого, смешиваться с настоящим; появляется ощущение красок, линий.

Я всегда очень долго ищу цвет. Работа в иконописной мастерской дала мне навык смешивания красок и очень тонкого ощущения правильной цветовой гаммы. Это очень трудно – передать из головы в руку именно тот цветовой оттенок, который сможет выразить нужную эмоцию. А я вижу ее в цвете, и не могу по-другому нарисовать.

Помимо масла на картинах олово, стекло. Это эпатаж?

– Олово – очень красивый металл, но при изменении температуры рассыпается. Разве не так происходит с самыми красивыми словами? Стекло еще более многогранно. На одних полотнах оно создает иллюзию драгоценных камней, на других напоминает осколки, которые могут причинять боль или, словно лед, останавливают кровотечение. Это символы, которые позволяют лучше понять происходящее на картине.

Многие люди относятся к абстракции с осторожностью, другие откровенно говорят, что не понимают…

– Так это нормально. Если люди привыкли не обращать внимания на чувства, все происходящее пропускают не через сердце, а анализируют с точки зрения логики, материальных ценностей, то все вполне объяснимо – материальный мир понятней и привычней. Но это не значит, что чувства умерли.

На первых выставках ко мне нередко подходили люди, которые признавались, что не очень поняли картины, но они им понравились. Может быть, совпала с мироощущением цветовая гамма, над которой я так долго корплю, может быть, на увиденное откликнулась душа, ожили какие-то воспоминания.

Я очень быстро поняла, что людям нужно немного помочь. Большинство картин проекта «Пустое множество слов» сопровождаются небольшим текстом, где описываются эмоции, послужившие толчком к созданию картины. Теперь нередко бывает, что человек, увидев картину, прочитав текст, удивляется: надо же – точно про меня, теперь я тоже вижу это! С этой точки зрения посещение выставки будет интересно абсолютно всем: и тем, кто любит абстракцию, и тем, кто любит классику, но хочет ощутить незнакомые эмоции, сравнить свои чувства с тем, что представлено на картине.

В современной арт-культуре прослеживается тренд, когда недостаточно создать картину, показать мастерство, но важно связать все это в концепцию. Как вы думаете, почему?

– Художники во все времена отражали текущие процессы, происходящие в жизни людей. И сегодня ведь люди – не бездушные куклы и не могут жить в постоянной лжи… И кто-то на бессознательном уровне, а кто-то вполне осознанно ищет настоящих эмоций и чувств. Проявляться это может по-разному, в том числе через обращение к концептуальному искусству. Потому что художники, как правило, не лгут. Если в сердце вскипает чувство – гнев, любовь, обида – то вот оно все на полотне: и кровь, и раны от стекла, и пузырьки адреналина… Искусство тем и цепляет, ты чувствуешь правду сердцем. Концепция проекта создает единое поле влияния, и диалог художника и зрителя происходит интимнее и точнее.

Катя, почему Дзержинск?

– Идея организовать выставку в родном городе появилась в прошлом году, когда я победила в конкурсе Golden time talent. Согласно правилам конкурса, художник, взявший высшую награду – гран-при, получает право вручить почетный диплом и своему наставнику, который его воспитал. Для меня это Ольга Ивановна Горина, педагог, вложивший столько души и сердца, чтобы наставить меня на путь истинный. Поэтому выставка для меня – это еще и прекрасный повод сказать сердечное спасибо моим учителям. Это и признание в любви родному городу, который я, несомненно, люблю и искренне считаю, что это один из самых уютных и красивых городков нашей страны. У нас живут прекрасные умные люди, которые умеют и чувствовать, и понимать, и сопереживать.

Вот почему Дзержинск стал вторым городом после Москвы, где я представляю свой арт-проект «Пустое множество слов».

Евгения МАКАРОВА. Фото из архива Екатерины Кузьминой

Екатерина Кузьмина родилась и выросла в г. Дзержинске. Училась в школе №2. В художественной школе окончила класс Ольги Гориной. Долгие годы трудилась в медиа, в связи с чем переехала в Москву. Основную работу совмещает с творческой деятельностью. Ее картины выставлялись на современных выставках в Москве и за рубежом. В 2021 году пять работ удостоены наград  на престижном британском конкурсе Golden timе talent. Одна взяла гран­-при конкурса. Основное направление творчества – абстракционизм.

Блиц­опрос:

– Любимые художники?

– Мане, Пикассо, Ренуар, Джотто ди Бондоне, Зао Ву Ки.

– Что помогает настроиться на работу?

– Черный чай с лимоном, апельсин.

– Если живопись, то…

– Ослепительно солнечные пейзажи Италии.

– Любимые места в Дзержинске?

– Дубовая роща в Желнино, берега Оки, дендрарий.

Оставить комментарий