Александр Забавин был связан с образованием молодого Дзержинска


10.09.22 06:24

В безымянных «шкрабах» не значился

Газета Страницы истории

Во многих документах уже далеких от нас лет встречается имя Александра Забавина. Особенно часто оно упоминается в материалах, относящихся к народному образованию. Но гораздо больше об этом человеке можно было услышать добрых слов от его бывших учеников и коллег.

Ему приписывали даже самые различные небылицы, связанные не только со школой. И люди принимали их за правду, поскольку человек этот был далеко неординарный. Сторонник прогрессивных взглядов, всецело отдававший себя педагогической работе, в жизни он увлекал других своим примером и был больше чем учитель, пользуясь непререкаемым авторитетом у окружающих. Приучал учеников к сельскому труду, ставил с ними пьесы, учил взрослых грамоте, прыгал в… ледяную прорубь и даже в самое непростое время не отступал перед трудностями. 

В гимназию «без замечаний» и денег

Александр Забавин родился в крестьянской семье в октябре 1871 года. Его родная деревня Щедровка Арзамасского уезда Нижегородской губернии отличалась от других лишь наличием церковно-приходской школы. Отучившись в ней три года, паренек перешел в двухклассное училище (то есть в шестигодичную школу).

Здесь изучались уже история и география России, естествознание, вторая часть арифметики, основы геометрии и черчения, расширялся курс Закона Божия и русского языка, чтения. Большая любознательность и старание позволили Александру стать лучшим учеником и с отличием окончить это сельское училище.

Родители поддерживали стремление сына к углублению знаний и не препятствовали поступлению Александра в Арзамасскую учительскую гимназию. Его приняли, как тогда говорилось, «без замечаний». Родители радовались, конечно, за него, но не могли собрать средства на съемное жилье в Арзамасе. Денег наскребли лишь на ботинки для гимназии. Пришлось новоиспеченному гимназисту каждый день мерить шагами путь от Щедровки до города и обратно. Выходило много верст! И так все пять лет. Сколько обувки он истоптал за эти годы на пути до Арзамаса и обратно – не сосчитать!

В гимназические годы он сдружился с Константином Вадовым, тоже ставшим впоследствии известным человеком в Дзержинске.

После учебы началась преподавательская работа: то в одной, то в другой школе. Будучи прогрессивных взглядов, Забавин стремился внести и в учительскую работу существовавшие в педагогике передовые идеи, что не нравилось духовенству и иным волостным головам. Вот и переводили его с одного места в другое. За 26 предреволюционных лет он сменил девять (!) школ. Впрочем, однажды была и совсем иная причина переезда.

Перед 1905 годом, когда развивались революционные события и активизировались черносотенцы, Александр Иванович работал в селе Большое Мурашкино. Однажды ночью противники деятельности прогрессивно настроенного Забавина ворвались в школьную квартиру, выбросили все вещи на улицу, выгнали на мороз семью с маленькими детьми и потребовали семью убраться из села.

Понимая, что за угрозами последуют конкретные действия погромщиков, Забавин решил поменять место работы и проживания. Так он оказался в селе Гнилицы, входившем в некоторые годы в состав нашей Чернорецкой волости и Растяпинского района.

О чернилах из земляники и школьном огороде

В Гнилицах Александр Иванович заведовал двухклассным училищем. Он не только вел школьные уроки, дружески беседовал с детьми на разные житейские темы, но и устраивал для них новогодние праздники, привлекал учеников к сельскохозяйственному труду. Для этого вместе с ними он рассадил при школе фруктовый сад.

Это радение не осталось без внимания попечителя училища желнинского купца Рябикова, который не скупился на оплату учебников, подарки детям и ремонт училища.

Всё, против чего боролся когда-то Забавин, произошло вскоре после революции. Учиться в школах обязали всех детей до 17-летнего возраста, мальчики теперь занимались на уроках вместе с девочками, образование стало светским и тесно связанным с производством. Школа состояла из двух ступеней  четырехлетнего начального и пятилетнего среднего образования.

Во время войны 1914-1918 годов в Желнино открылась беженская колония, состоявшая из нескольких детских приютов. В ней были свой лазарет, хлебопекарня, кухня, функционировали две школы и ремесленное училище, именовавшиеся Желнинским высшим начальным училищем.

После революции сюда председателем педагогического совета и был назначен Александр Иванович. На образование тогда отводились копейки. В школах не было ни карандашей, ни
перьев, ни чернил. Ученики делали их из черники, земляники, свеклы и сажи, за неимением бумаги писали на газетных полях.

Кроме организации обучения детей Забавин вел уроки политграмоты, пения и гимнастики.
И во внеурочные часы он постоянно находился с детьми. Организовал с ними огородное хозяйство, круглогодично обеспечивающее овощами учащихся.

Школьный драмкружок с постановкой пьес классиков – тоже его инициатива. Авторитет Александра Ивановича у детей был непререкаем. Если иных учителей они называли «шкрабами» (от «школьный работник»), то Забавина – только по имени и отчеству. Он всегда находился в окружении ребят. Особенно интересно им было смотреть как зимой Забавин окунался в прорубь и выходил из ледяной воды ничуть не ёжась.

С уважением относилась к нему и вся местная педагогическая общественность. Особенно после убеждения учителей всех местных школ, не желавших вести уроки во время ремонта, продолжить работу.

Не просто универсальный, а персональный

Просвещенцев, как в то время называли учителей, не хватало. Грамотных людей нередко снимали с работы и направляли в школы. Но для их руководства назначали опытных педагогов.

В 1926 году на Сейме должна была открыться новая школа – фабрично-заводская семилетка. И организовывать ее работу направили опять же Александра Забавина. Уже скоро он стал не только директором этого учебного заведения, но и заведующим учебной частью всех школ поселка. И опять же деятельность Александра Ивановича не сосредотачивалась только школьной работой.

Приходилось заниматься ликвидацией безграмотности среди взрослых, участвовать в избирательных кампаниях. Обеспеченность населения газетами была крайне низкой, потому он постоянно проводил беседы на политические темы с учителями, выступал на рабочих собраниях, беседовал с жителями на волнующие их темы. И здесь репутация Александра Забавина была безупречной, к нему приходили за советом, верили его словам.

Когда же в 1936 году в Дзержинске открылась школа № 3 (в последующем № 10), Александр Иванович многие годы вел в ней уроки географии. Работать в ней было гораздо интереснее: большой педколлектив, школа лучше обеспечивалась учебными пособиями, да и учащиеся – дети интеллигенции и рабочих – отличались от крестьянских ребят.

В третьей школе педагогическая деятельность Александра Забавина также служила примером для многих. Уже вскоре Наркомпросом РСФСР ему было присвоено персональное звание учителя. Тогда это было признанием высшей квалификации педагога, и далеко не каждый удостаивался его. Например, в 1936 году в Горьковском крае из 2110 учителей, прошедших аттестацию, персональное звание было присвоено лишь 478 педагогам.

Но вскоре на страну обрушилось огромное горе – Великая Отечественная война. С удвоенной энергией стали работать не только заводские труженики, но и учителя. К сожалению, здоровье ветерана было не то, что в молодости, и при больших нагрузках быстро ухудшалось. Александра Ивановича не стало в 1943 году. Он ушел из жизни, когда одни из многих его учеников сражались на фронте, другие приближали победу, ударно трудясь в тылу. И этот их патриотизм был привит в том числе уроками и личным примером замечательного педагога Александра Ивановича Забавина.

Вячеслав САФРОНОВ. Фото из архива автора

Оставить комментарий