На дзержинском заводе № 96 в годы войны изготавливали антидетонаторную присадку для горючего


11.09.22 07:36

Чтобы самолёты взлетали

Газета Город трудовой доблести

Дзержинские химики были не только разработчиками и производителями бронебойного авиационного стекла, защищавшего летчиков от вражеских пуль. Не будь специальной присадки, улучшающей качество бензина, наши самолеты не смогли бы даже взлететь. Выпускалась эта стратегическая продукция тоже в нашем городе.

Горючее брали из «Оки»

До войны бензин в нашей стране производился с октановым числом от 59 до 65. Но авиационное топливо должно было иметь большее значение. Одним из методов его повышения является этилирование бензина, то есть добавление в него тетраэтилсвинца (ТЭС). Эта антидетонаторная присадка необходима и для горючего автомобильных двигателей. Ее производство правительство страны решило организовать на дзержинском заводе № 96 («Капролактам»).

Подготовка к монтажу производства началась в 1935 году.  Страна испытывала тогда «бензиновый кризис», а потому на строительство производства стратегического продукта отводилось менее года. Стройка шла ударными темпами, и 15 января 1936 года, хотя и с недоделками, основной цех производства ТЭС был пущен в эксплуатацию.

В июне 1938-го производство ТЭС (цехи этиловой жидкости, термического сплава и регенерации свинца, бромистого этила и электролитического пергидроля) было решено вывести в самостоятельное предприятие – завод № 365 («Ока»). Тогда же состав проектного отдела нового завода был сформирован из переведенных проектировщиков завода № 96.

В 1940 году химики заводов № 365 и № 96 разработали оригинальный метод получения хлорэтила. Благодаря этому новшеству были прекращены зарубежные закупки дорогостоящего брома, входившего в технологическую схему. В том же году впервые в СССР был получен ТЭС на основе хлорвинила, причем отличного качества. В декабре 1941-го коллективом «Заводстроя» был пущен важный для ТЭС цех № 12. В этом цехе впервые в СССР электролизом расплава хлоридов натрия и калия на жидком свинцовом катоде было создано производство тройного сплава (натрий, калий, свинец), необходимого заводу «Ока» для выпуска этиловой жидкости.

После этого стала не нужна крайне вредная стадия приготовления тройного сплава из исходных материалов. Значительно повысилась и производительность труда. А для улучшения качества этого продукта в конце октября 1941 года началось строительство цеха № 13, выпускающего треххлористый мышьяк – добавку к тройному сплаву. Через четыре месяца новый цех вступил в эксплуатацию. (Тройной сплав для ТЭС с 1955 года стал выпускаться на «Яве».)

Помощь пришла с «Явы»

Несмотря на трудности, связанные с освоением многих новых производств и с требованиями военного времени по наращиванию мощностей, на дзержинских предприятиях шел поиск наиболее рациональной организации производства. Для улучшения стабильности работы завода № 365 осенью 1941 года из его состава было выведено несколько крупных цехов, из которых образовался самостоятельный завод № 506 – «Ява».  Одним из наиболее важных на нем являлся цех № 2 – синтеза ТЭС.

Заводы «Ява» и «Ока» работали исключительно на оборону, поскольку выпускавшаяся ими антидетонаторная присадка предназначалась для горючего самолетов. Естественно, сами предприятия и название выпускавшегося стратегически важного продукта были засекречены.

Поначалу с выполнением плана у завода были трудности. Многое переналаживалось, заново отрабатывался техпроцесс, не хватало рабочей силы, которая поступала с завода № 96.

В связи с этим наркомат химпрома направил на завод группу недоучившихся московских студентов, а военкомат – вылечившихся солдат. Набирались рабочие и из числа молодых колхозников и специалистов эвакуированных предприятий. Осенью 1941 года на «Яву» прибыл и эвакуированный с бумкомбината Карелии молодой специалист Анатолий Савельев.

Начинал он аппаратчиком в реакторном отделении. За годы войны вырос до технолога цеха, а в послевоенные годы продолжительное время был директором. Как вспоминал Анатолий Иванович, цех ТЭСа был очень вредным, вентиляция несовершенная, некоторые операции проводились открытым способом. Отходы производства в вагонетках по узкоколейке таскали лошади. Их хватало на неделю. Когда не было лошадей, их заменяли люди.

В 1941 году инженеры «Явы» предложили вести получение ТЭСа непрерывным способом. Смонтированная опытная установка показала, что данная технология значительно ускоряла процесс производства и устраняла вредные операции пароотгонки продукта и перегрузки зараженного шлама. Мощность опытной установки перекрывала действующие три агрегата в два раза. Но чтобы довести ее до состояния промышленного производства, требовались немалые ассигнования. Сталину было направлено письмо с просьбой выделить необходимые средства. В июле 1941 года от заместителя председателя Совнаркома СССР на завод пришло распоряжение о направлении 200 тыс. рублей из фонда БРИЗа на доработку непрерывного способа получения ТЭС. В апреле 1942-го из Москвы в помощь заводским инженерам на «Яву» прибыл Алексей Жигач, занимавшийся опытными работами по улучшению технологии получения ТЭС. И уже во втором квартале того же года новая технология была успешно освоена, оборудование пущено в эксплуатацию.

Наказать нельзя наградить

Но случались и казусы. Однажды в 1942 году в три часа ночи Жигача срочно вызвали на завод. Там уже работала специальная комиссия НКВД. Оказалось, что значительная часть самолетов, вылетевшая с аэродрома «Коврово» на бомбежку Берлина, потерпела аварию еще на советской территории. Причиной могла быть и некачественная этиловая жидкость. Комиссия НКВД провела соответствующие анализы выпущенного продукта и не нашла в нем ни осадка, который мог повлиять на работу авиадвигателей, ни каких-либо других отклонений от рецептуры. За обеспечение военной авиации качественным горючим в 1942 году Алексей Жигач был награжден значком «Отличник МХП».

В 1944 году был освоен выпуск еще двух марок этиловой жидкости уже для наземного транспорта. За годы войны выпуск продукции на «Яве» вырос в восемь раз. В апреле 1949 года Алексей Фомич Жигач вместе с инженером завода «Ява» Василием Терентьевичем Шевнюком – одним из создателей технологии тройного сплава были удостоены Сталинской премии.

К концу 1945 года завод «Ока» по сравнению с довоенным 1940-м выпускал продукции в шесть раз больше. Этот рост позволил полностью обеспечить авиацию и автомобильный транспорт полноценным горючим.

Трудовой подвиг работников двух дзержинских заводов был высоко оценен. Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были награждены 879 человек на «Яве» и 1159 – на «Оке».

Вячеслав МИХАЙЛОВ

Оставить комментарий