Федор Слепов принял большое участие в становлении молодого Дзержинска


29.10.22 04:37

Патриот, художник, журналист

Газета Страницы истории

Этот человек был известен очень многим дзержинцам. На его глазах и при его участии строился и рос наш город. Это был еще поселок, когда в 1927 году 23-летний паренек Федор Слепов, отслужив в армии, выбрал местом для жительства нижегородское Растяпино.

Любовь к Ильичу

Он устроился на завод им. Свердлова рабочим, хотя до армии учился в Нижегородском художественном техникуме. Несмотря на то, что профессиональным художником Федор не стал, о нем узнала вся губерния, в первую очередь, как о творческом человеке. 

В июле 1924 года газета «Нижегородская коммуна» сообщила, что 13 числа этого месяца жители Большого Мурашкина на собранные средства «приступили к закладке в общественном саду памятника вождю мирового пролетариата рабочих и крестьян тов. Ленину». В числе авторов этого памятника, кстати, одного из первых в стране, был Федор Слепов. Вот что он сам рассказывал по этому поводу:

«Смерть Владимира Ильича Ленина потрясла всех от мала до велика. Естественно, что многие стали думать об увековечении памяти вождя. Трудно сказать, кто подал мысль о сооружении в Большом Мурашкине памятника Ленину. Наверное, это было общее движение благодарности Ильичу. Но я счастлив, что мне пришлось принять в этом участие. Поводом, что мне и Володе Кишкинцеву поручили сделать бюст В.И. Ленина, послужила наша с ним учеба в художественном техникуме. Тогда еще не было ни бюстов, ни других скульптурных изображений Ленина. Да и мы не имели опыта и сноровки, ни тем более мастерства. Согласиться было смелостью. Но мы согласились, потому что были комсомольцами и двигала нами любовь к Ильичу».

Эти двое молодых парней на одной из улиц соседней деревни Перевоз заметили вросший в землю большой камень. На телеге привезли его в Большое Мурашкино и принялись за дело. Работали по 12-14 часов в сутки. И уже скоро бюст был готов. Пьедестал для него сделал местный каменщик Сурков. Открытие памятника стало общенародным праздником в Большом Мурашкине.

Производство заменила газета

В Дзержинске же многие знали Слепова как автора газетных заметок. А писать он начинал с рукописного журнала уездного комитета комсомола «Вперед, молодежь!». И не только заметки, но и пьески о пережитках прошлого, которые сам и ставил для молодежи.

На заводе им. Свердлова вместе с другими комсомольцами Федор был автором живой газеты, выходившей в Доме культуры им. Менделеева. Затем он участвовал в организации выпусков ежедневной стенной газеты. Когда же появилась заводская многотиражка, Слепов стал ее рабкором.

С 16 ноября 1930 года в Дзержинске начала выходить городская газета, опять же не без участия Слепова. С тех пор Федор Дмитриевич регулярно публиковался на страницах «Дзержинца».

На заводе из рабочих он быстро поднялся до экономиста по труду. В 1931 году открылся заводской Дом культуры, с которым Слепов крепко-накрепко породнился. На занятия литературного кружка ДК из Нижнего Новгорода в то время регулярно приезжал писатель Борис Пильняк, с участием которого обсуждались литературные пробы работников завода. Не пропускал занятия и Слепов. Его рассказы и повесть «Ростки» печатала в то время газета «Свердловец». Вскоре он стал профессиональным журналистом, сменив производство на корреспондентскую работу в заводской газете.

Шарж на Караваеву

Но при этом не забывал и увлечение своей молодости. Продолжал рисовать, в основном, в карикатурном жанре. Засел в его памяти один необычный случай, связанный с рисованием. В 1931 году его направили на районный слет рабкоров, проходивший в ДК Чернореченского химзавода. А в 1935-м – на слет рабочих авторов в Горький. В работе слета участвовали многие известные московские писатели. Некоторых из них Слепов изобразил в дружеских шаржах. Их поместили в стенгазету слета, и они вызвали хохот у присутствующих.

«Мне было и лестно, и беспокойно: как воспримут герои шаржев? На следующий день меня вызывают из зала. Вышел в корридор, – рассказывал автор этих рисунков, – а там стоит Анна Караваева. Дружески улыбается. Протягивает мне блокнот с карандашом и просит нарисовать ей такой же шарж, как в стенгазете. Нарисовал, конечно, известную писательницу. Рисунок она увезла с собой, а ее блокнот остался у меня. А вот стенгазета того слета рабочих авторов не сохранилась. А жаль».

Художественный почерк

Федор знал всех художников Дзержинского района. Многие из них посещали организованный в ДК им. Свердлова рисовальный кружок. Занятия в нем вел известный нижегородский живописец Лазарь Хныгин. Федор был знаком с ним еще во время учебы в школе, в которой будущий известный художник преподавал рисование. По старой памяти Слепов и уговорил Хныгина вести занятия с дзержинскими самодеятельными художниками.

Тогда же Федор Дмитриевич стал и одним из организаторов первой художественной выставки в городе. Выставочной деятельностью Слепов занимался и в более поздние годы. В 70-х годах в Дзержинске выставки художников были очень редкими. В ДК же им. Свердлова, которым руководил тогда Слепов, они проходили регулярно. Весь большущий холл ДК пестрел от живописных картин А. Шаферова, Г. Вьюшкова, В. Чернышова, В. Константинова и других знаменитостей.

Слепов и сам выставлял на всеобщее обозрение свои работы. Однажды организовал и персональную выставку своей графики – дружеских шаржей и карикатур. Одну из этих работ – шарж на известного в городе музыканта и художника Николая Гусельникова многие помнят и сегодня.

Гвардии майор Слепов

А в 30-е годы своим человеком Федор Слепов стал и в местном отделении Осоавиахима, где на общественных началах вместе с будущим Героем Советского Союза Петром Корышевым вел допризывную подготовку молодежи. Скоро военные знания пригодились и самому Федору Дмитриевичу. Началась война с Финляндией, и он был мобилизован на борьбу с белофиннами.

Был политруком с двумя кубиками в петлицах гимнастерки (лейтенант). После подписания мирного договора с Финляндией Слепов оставался в рядах Красной армии. Вскоре началась Великая Отечественная война, и Федор Дмитриевич вновь на передовых рубежах боев с врагом. Воевал в саперном и в других подразделениях вплоть до победы, которую встретил в Праге.

Затем была служба в Австрии. Демобилизовался он в 1946 году в звании гвардии майора. После войны вернулся в Дзержинск. Вновь работал на производстве завода им. Свердлова. И продолжал писать заметки. Не только в местные газеты, но и в областные, и даже в центральные.

Из газетчиков в актеры

Например, в 1947 году, 20 мая, в 125-м номере газеты «Правда» вышел его материал «Кто руководит Дворцом культуры?». Весьма критический, но справедливый. К тому времени этот некогда популярный, бьющий ключом очаг культуры пришел в упадок. «Больно было смотреть, во что он превратился», – вспоминал Федор Дмитриевич.

Он не только написал о неблаговидных делах, творящихся в ДК, но и приложил письма пяти работников ДК, свидетельствующих об этом. «Во дворце теперь на каждом шагу чувствуется запустение, – возмущалась «Правда» словами Слепова. – В залах, комнатах, фойе – тишина. До последнего времени даже не показывали кинокартины, захирели кружки художественной самодеятельности».

Не всем понравилась эта публикация. Но после нее дела в ДК стали меняться к лучшему. Вновь заработали кружки и стали ставиться спектакли. В некоторых из них принимал участие и Федор Дмитриевич. Он был страстным поклонником театрального искусства. И неспроста. Когда в Дзержинске открылся Дворец культуры химиков, именно он предложил объединить все самодеятельные драматические кружки и создать в ДКХ городской народный театр. Так и произошло. И Слепов стал в нем одним из актеров.

А двумя годами ранее за творческую работу Федора Дмитриевича поощрили участием во Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходящем в Москве. В своем же родном ДК им. Свердлова он стал художественным руководителем, а затем и директором.

Навсегда остался в памяти

Он по-прежнему сотрудничал с прессой. Стал одним из первых в городе членов Союза журналистов СССР. Писал разные статьи – и всегда по делу, что волновало его и других дзержинцев. Даже не сосчитать, сколько было опубликовано материалов за его подписью. Многие из них на краеведческие темы. Часто Слепову приходилось встречаться с молодежью учебных заведений. В последние годы своей жизни он наиболее активно участвовал в военно-патриотической работе. Федора Дмитриевича не стало в 1987 году. Этот неутомимый и деятельный человек наверняка не успел воплотить все задуманное, но то, что сделано им, достойно благодарной памяти дзержинцев.

Вячеслав САФРОНОВ

Оставить комментарий