Наряду с Москвой, Нижним Новгородом, Казанью и другими городами Дзержинск украсит скульптурная композиция, выполненная Алексеем Щитовым. Это его памятник труженикам тыла Великой Отечественной войны открыт в Нижегородском кремле, и он является автором возвышающегося над Волгой напротив Зачатьевской башни монумента Петру I.
А еще творениями известного нижегородского скульптора стали песчаная композиция Минина и Пожарского, посвященная 400‑летию Народного ополчения 1612 года, памятники академику Сахарову, маршалу Жукову, Святым Петру и Февронии и другим. На Верхне-Волжской набережной гостей Нижнего Новгорода встречают бронзовые фигуры персонажей булгаковской повести «Собачье сердце», а на Нижне-Волжской – также отлитые в металле опытный капитан с биноклем в руке и молодой рулевой, крепко сжимающий штурвал, – скульптурная композиция «Труженикам Волги».
На этот раз речь идет о малых архитектурных формах, которые становятся все более популярными на городских улицах, в парковых зонах и общественных пространствах. В последние годы эта тенденция наблюдается во многих российских регионах и давно стала привычной в других странах. При этом, несмотря на совершенно разный подход к созданию больших монументальных и малых форм, оба вида искусства вполне уживаются, даже в творчестве одного автора.
– Менять стилистику, подход очень важно для художника, – считает Алексей Щитов. – Для того, чтобы не зачерстветь, не застояться в творчестве, надо постоянно искать новые пластические ходы.
И еще, по словам Алексея Анатольевича, это не только полезно, но и интересно, появляется возможность, работая над созданием тех же уличных персонажей, проявить больше свободы и в самом хорошем смысле «похулиганить». Посмотрите на скульптуры художника с мольбертом в руках или мальчика-булочника, предлагающего с лотка выпечку, на улице Рождественской – они контактные, подвижные, словно, вот-вот заговорят с вами. Их автор – тоже Щитов.
Как и СберКот на Большой Покровской, первый оживший в скульптуре и именно в Нижнем Новгороде, в год 800‑летия города и 180‑летия Сбербанка. Эта чудо-достопримечательность высотой 80 см и весом около 100 кг, с QRкодом на лапе была отлита из бронзы на Бору (у Алексея Анатольевича несколько мастерских, в том числе свое производство по литью в соседнем с областным центром городе). Если отсканировать QRкод, то в открывшемся чате СберКот поделится полезной информацией и забавными стикерами.
– Мне очень понравилось воплощать эту идею в жизнь, возможно, будет продолжение, – делится своими впечатлениями Алексей Щитов.
Проект создания скульптурной композиции в Дзержинске пока находится на стадии обсуждения. Подробности будут известны позже, и мы обязательно поделимся ими с нашими читателями. Работа фактически началась, пока, по предварительным планам, автор отводит на ее выполнение два месяца. Предстоит пройти целый ряд этапов, начиная с выезда на место и определения масштаба скульптуры, от этого зависит все дальнейшее движение. Затем изготавливается эскиз, который утверждается заказчиком, делается макет и уже потом отливается сама композиция.
Например, при создании памятника Петру I Алексею Щитову пришлось сделать огромное количество зарисовок, потом макетов из пластилина, чтобы найти масштаб будущей скульптуры и удачно вписать ее в композицию площади. Кроме того, еще до начала монтажа почти четырехметровой фигуры российского императора (весом около двух тонн), не считая постамента, приходилось прорабатывать дополнительные варианты. Здесь такое множество решений не понадобится.
Но в любом случае, независимо от объема выполняемых работ, Алексей Щитов еще на этапе подготовки очень ответственно подходит к созданию идеи будущего памятника или композиции, вживается в образ, ищет прототипы. Так, чтобы сильнее почувствовать личность Петра I, скульптор побывал в Санкт-Петербурге. «Хотелось показать движение, порыв, в которых видны его воля и сила, – признавался он потом. – А указ, который император держит в руке, подчеркивает в нем государственного деятеля. Памятников ему установлено немало, но такого, как у нас, нет нигде».
Создавая тружеников тыла в Кремле, Алексей Анатольевич смотрел очень много исторических фотоснимков и материалов, чтобы передать эпоху того времени, ощущение мощи работающих полуразрушенных цехов и героизм людей. Капитан с биноклем у офиса Волжского пароходства и его юный помощник взяты с реальных речников. Причем, если с первым персонажем Щитов знакомился по фотографии, то в качестве рулевого ему позировал курсант Кулибинского речного училища, который присутствовал на открытии скульптурной композиции «Труженикам Волги». И в сегодняшнем дзержинском проекте, приоткроем завесу тайны, уже есть реальный прототип.
– Очень важно, когда ты хорошо знаешь человека, который служит образом для будущей скульптуры, так было, например, с мальчиком-булочником, когда ко мне в мастерскую, буквально с улицы, привели мальчишку с обаятельной улыбкой, – поясняет Алексей Щитов. – Художник или скульптор должен обязательно чем-то вдохновляться в жизни, чтобы получить желаемый результат.
Остается добавить, что Алексей Анатольевич имеет дело с самым разным материалом, не только с бронзой, например, очень любит работать в камне. Высекал из него скульптуры в Москве и Балахне. Какой будет скульптура в Дзержинске и где в центре города ее установят, мы расскажем вместе с Алексеем Щитовым в ближайших номерах газеты.
Иван ПЕТРОВ. Фото из архива Алексея Щитова
Из биографии
Алексей Анатольевич Щитов родом из Балахны. В 1992 году поступил в Нижегородское художественное училище на отделение живописи. Затем продолжил обучение на факультете монументальнодекоративной скульптуры в МГХП университете имени Строганова и окончил его с отличием в 2003 году. С 2010-го – член Московского союза художников РФ. Участник многочисленных выставок, симпозиумов и фестивалей по скульптуре в России и за рубежом (США, Япония, Канада, Голландия, Италия, Испания, Южная Корея, Сингапур, Колумбия и так далее).
