Именно поэтому в Дзержинске проходит Всероссийский фестиваль «Цифровые педагогические практики», который уже успел стать традиционным и в третий раз собрал участников со всей страны – руководителей общеобразовательных учреждений, представителей научного сообщества, специалистов в этой отрасли.
Объединяем города
Более 250 участников из разных городов, таких как Дзержинск, Нижний Новгород, Москва, Кострома и Казань, принимали участие в этом событии. Некоторые педагоги, включая тех, кто проживает в Донецкой и Луганской Народных Республиках, присоединились к фестивалю онлайн. Особый акцент в этом году сделан на обмен опытом и персонализацию образования.
Как и год назад, фестиваль организовали коллектив средней школы № 27 и представители Дзержинского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского при поддержке городской администрации. Фестиваль призван предоставить педагогам возможность поделиться своими опытом и наработками в области цифрового образования, а также в его персонализации.
И движение вперед заметно. Например, уже никого не удивляет такая цифровая платформа, как «СберКласс», ведь многие педагоги активно применяют ее в своей деятельности. Она помогает учителю заинтересовать ребенка в получении новых знаний и частично снять организационную нагрузку. Платформа может стать хорошим дополнением к обычному учебнику, адаптированным под запросы и интересы детей. Например, можно превратить ее контент в игру, а можно выстроить персональную траекторию развития для одаренного ребенка, то есть дать возможность каждому осваивать материал в комфортном для себя темпе.
«На этом фестивале я получила много вдохновения и мотивации от коллег. Общение с ними, обмен опытом – очень ценно для меня, это помогает всем нам продолжать развиваться и расти профессионально. Нам очень важно быть в курсе последних тенденций и новых подходов в обучении, которые мы находим на этом фестивале и которые иногда удивляют нас своей эффективностью»,
призналась одна из участниц фестиваля Ксения Семёнова.
На телеге не поедем
В Менторской гостиной, открытой в рамках фестиваля, прозвучало несколько докладов. Доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Елена Казакова рассказала о персонализации образования в условиях цифровизации и значимости цифровых технологий в образовании.
Заведующая кафедрой прикладной информатики и информационных технологий НГПУ имени К. Минина Эльвира Самерханова – о возможностях цифровых технологий для подготовки педагогических кадров, а проректор Нижегородского института развития образования Дмитрий Кабешев представил цифровую экосистему Нижегородской области.
Далее по программе – мастер-классы, лекции и дискуссионные панели, где участники обсудили новые методики преподавания, использование цифровых инструментов и платформ в образовательном процессе. Было представлено множество проектов и идей, направленных на повышение качества образования с помощью современных технологий.
«Я работаю в Дзержинском филиале университета имени Лобачевского и в школе № 27, выпускники которой потом приходят к нам. На фестивале мы обсуждаем очень интересные темы. Я считаю, что говорить о необходимости работы в школе без цифровизации и без использования гаджетов – это противоречить прогрессу. Это как отказаться от автомобиля и вернуться к телеге. Вместо этого нужно принять изменения, обеспечив классы соответствующим оборудованием. Таким образом, учащиеся будут активно вовлечены в учебный процесс»,
отметил Дмитрий Красильников.
В течение дня участники фестиваля работали в четырех секциях. На одной из них «Школа – шаг в будущее» преподаватели дзержинских школ поделились своим опытом применения цифровых технологий в среднем образовании. Они рассказали о том, как удается эффективно использовать цифровой контент, создавать интерактивные уроки и привлекать учеников к активному обучению. Это стало ценной практикой, которую можно применять и адаптировать в других школах.
«Фестиваль как раз и предоставляет нам такую возможность – общаться, узнавать новые идеи и делиться своими. Мы готовы передавать свой опыт и перенять что-то новое от других учителей. Благодарим организаторов фестиваля за такую прекрасную возможность и уже с нетерпением ждем следующего года, чтобы встретиться вновь»,
сказал один из дзержинских педагогов.
С чем «едят» ИИ
Второй день фестиваля начался с одной из самых трепещущих и необычных тем, рассказала о которой победитель всероссийского конкурса «Лига лекторов», кандидат педагогических наук Светлана Антонова. Название ее доклада: «Искусственный интеллект в работе учителя».
Для многих аббревиатура ИИ – Искусственный интеллект, уже знакома, но глубоко не изучена. Что же это такое? Если кратко, то это алгоритм, который имеет способность самообучаться. Можно ли записать его в число тех инструментов, которые будут помогать учителю?
С его помощью можно в два счета создавать различный визуальный контент, презентации, тесты и многое другое. Правда, не стоит забывать, что ИИ – тоже своего рода «ученик» и требует проверки своей работы. Присмотреться к его применению, чтобы обеспечить эффективное использование и максимальную пользу для образования, можно и даже нужно.
Сотрудник дирекции методологии и методического сопровождения ООО «СберОбразования», учитель истории Фёдор Любимцев рассказал о том, что такое геймификация в образовании, простыми словами – как игровые схемы помогут учителям повысить мотивацию учеников. После Менторской гостиной участники фестиваля разошлись по секциям – «Классная тема», «Мастер-класс для родителей» и «Цифровая мозаика», где продолжили пополнять свою копилку знаний.
При этом не стоит забывать, что все цифровые технологии для учителя в первую очередь – полезные инструменты, которые позволяют сделать процесс обучения легче, понятнее и интереснее как для учителя, так и для ученика. Главным же в образовательном процессе остается учитель.
Учителя информатики 186-й школы Нижнего Новгорода Вера Маликова и Наталья Корженкова приехали на фестиваль уже во второй раз:
«Мы всегда стремимся быть в курсе всех новинок, актуальных технологий и вместе с сотрудниками «СберОбразования» участвуем в подобных мероприятиях в Нижнем Новгороде, и это действительно помогает нам развиваться профессионально. Иногда сталкиваемся с тем, что находим «забытые» методики, которые ранее использовали, и понимаем, что они еще могут быть применимы в нашей работе. Это заставляет нас переосмыслить свои методы и подходы, а также делает наши уроки более разнообразными и интересными».
Цель цифровизации в образовании – создание условий для успешной адаптации учеников к быстро меняющемуся миру и обеспечение им навыков, необходимых для будущих профессиональных достижений.
Запись трансляции открытия фестиваля и выступления гостей в рамках Менторской гостиной от информационного центра «Дзержинские ведомости» доступна по ссылке.
Компетентно
Ольга Палеева, заместитель главы города Дзержинска:
«Дзержинские школы активно работают в цифровой образовательной среде, многие из них уже становились площадками проекта «Урок цифры» и работают с VRтехнологиями. Учителя на собственной практике успели ощутить, насколько современная цифровая поддержка дополняет процесс обучения и помогает делать уроки естественнонаучного и гуманитарного циклов интереснее и понятнее для ребят. Желаю педагогам новых профессиональных знакомств, обмена опытом и новых цифровых навыков, которые они смогут применять в этом учебном году».
Марина Толчина, директор школы № 27:
«Мы должны учить сегодняшних детей, а не вчерашних. А это значит, находить такие формы и методы работы, которые будут им интересны и близки. Для этого сегодня есть множество возможностей и цифровых ресурсов. Мы, например, успешно используем такие платформы, как «ПиктоМир» для обучения ранней компьютерной грамотности и «СберКласс». Самое главное для педагога – не потеряться в цифровом разнообразии и выбрать то, что подходит именно для его предмета и именно его ученикам. При этом соблюдая на своих занятиях баланс «цифры» и обычного обучения с мелом и доской, с живым общением взрослого и ребенка».
Ранее семинар для работников сферы культуры, спорта и образования провели в Дзержинске.
Наталья ПАВЛОВА
Фото Николая Карпова