Зрители восприняли его приход позитивно. Спектакли стали более динамичными и зрелищными. Откуда взялся Михаил Захаров и в чем суть его творческого метода?
С раннего детства
Михаил родился в Дзержинске. С первого по одиннадцатый класс посещал занятия образцового танцевального коллектива «Сюрприз» во Дворце детского творчества. Но еще в детсадовском возрасте он активно танцевал дома, устраивая своеобразные мини-концерты для родителей. Мальчики, как правило, идут в танцоры менее охотно, нежели девочки. Порой их зовут в хореографические кружки и студии только для того, чтобы были партнеры для девочек. Захаров – явно не тот случай.
«Я ни минуты не раздумывал, когда мама предложила мне заниматься танцами в «Сюрпризе». Сразу понял, что это – мое и ни разу не пожалел»,
говорит Михаил.
Окончив школу, молодой человек поехал продолжать хореографическое образование в город Орел.
«В Орловском институте культуры и искусств училась руководитель «Сюрприза» – Лариса Павловна Дружаева. В коллективе сложилась преемственность поколений – его выпускники, желающие связать свою жизнь с профессией «хореограф», часто выбирали именно alma mater своего педагога»,
объясняет Михаил.
В 2008 году, сразу после окончания института, Захарова отобрали в состав государственного ансамбля «Казачий курень» в Волгограде. С ним он несколько месяцев работал в Англии и Франции.
Театр – место, где хочу работать
Вернувшись в Дзержинск, встретил знакомого – выпускника ансамбля «Сюрприз», который ранее был артистом Нижегородского камерного театра им. В.Т. Степанова. Михаил успешно прошел прослушивание и следующие 15 лет проработал в театре артистом балета. Сотрудничество продолжается и сейчас – в качестве приглашенного артиста.
Еще учась в институте, Михаил участвовал в спектаклях орловского ТЮЗа. Конкретно – в знаменитой рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда».
«Я понял, что атмосфера театра мне очень близка! Это место, где я хочу работать»,
говорит он.
Тем более что музыкальный театр – универсальный: там люди, умеющие танцевать, будут нужны уже по определению.

Движение как инструмент
«Роман» с Дзержинским театром драмы начался несколько лет назад с пластической лаборатории.
«Она представляет цикл тренингов, основанный на синтезе физического театра, драматического и современной хореографии (в частности, принципов импровизации), который позволяет артисту (и зрителю) по-новому почувствовать свое тело, свои возможности. Найти свою собственную органику движения, пластической выразительности. Я, честно говоря, сначала не понял, зачем актерам нужна эта самая «новая пластика»? Ведь в Дзержинске – не театр оперы и балета, в конце концов. К тому же азы пластики, насколько я понимаю, преподают в театральных училищах»,
говорит Михаил.
Но в итоге случилось то, что случилось – обыкновенное чудо! Зрители стали ловить себя на мысли, что им нравится, как актеры двигаются на сцене. (Раньше если и вспоминали об этом, то в самую последнюю очередь). Не стоят, как истуканы, а непрерывно двигаются, пританцовывают, размахивают руками, делают какие-то акробатические кульбиты. Причем это не танец ради танца, а инструмент для раскрытия сценического образа.
Инициатором создания пластической лаборатории стала режиссер Мария Шиманская. Ей хотелось добавить дополнительной выразительности на сцене. По сути это был эксперимент. И он удался! Первой постановкой с новым пластическим движением стал спектакль «У самого края». Даже сегодня, спустя несколько лет после премьеры, он занимает пятое место в рейтинге зрительского голосования. Потом были «Автобус», «Морфий» и две премьеры завершившегося сезона – «Пиковая дама» и «Золотой теленок». Начиная с «Морфия» (на который через полтора года после премьеры трудно достать билет), стало окончательно понятно – драматический театр в Дзержинске стал немного другим! Более зрелищным, более зрительским, более профессиональным, если хотите. И в этом чудесном преображении «виновен», в том числе, хореограф Михаил Захаров.
В своей органике
Наш герой соглашается, что в театральных училищах в будущих актеров закладывается неплохая хореографическая база. Однако убеждает артистов найти в себе новые грани своего таланта. Захаров – не жесткий проводник собственных творческих идей. Артисты для него не только и не столько материал для решения своих задач: он разрешает им импровизировать.
«Нет движения плохого или хорошего, каждый двигается в своей органике, в своей красоте. Моя основная задача заключается в том, чтобы вместе с артистом найти нужное, важное, и, самое главное, – органичное в самом артисте. При этом, подходящее именно для конкретного персонажа, конкретного спектакля. То, что необходимо в данном случае для полного раскрытия образа и идеи режиссера»,
убежден Михаил.
Пластический «горшочек»
«Морфий», «Пиковая дама» и «Золотой теленок» – три последних, не побоюсь этого слова, хита нашего театра. Как хореографу Захарову работалось с классикой? Легче или труднее, чем с обычными текстами современных драматургов?
«Классика это или нет – не имеет особого значения. Я в большей степени иду от идеи режиссера»,
говорит Михаил.
Режиссер рассказывает хореографу, как он видит текст и чего он хочет. Показывает ему костюмы, декорации, музыкальный материал будущего спектакля. Всё это соединяется вместе и отправляется в то, что Михаил называет «мой горшочек». Там всё «переваривается» в пластические решения, которые начинают пробовать исполнить артисты. Каждый раз по-разному. Удачные находки закрепляются.
«Я люблю, чтобы артист сам искал нужные движения, чтобы была непрерывная импровизация, чтобы актерам было удобно, хотя бывает по-другому, но это «играет» на общую идею спектакля, поэтому закрепляется и остается»,
объясняет Михаил.
А как хореографу работается в мюзиклах, где музыкальная канва уже задана?
«Задача хореографа заключается не в том, чтобы изобразить слова песен телесно, не протанцевать песню. Если удается выразить в танце больше, чем заложено в словах и музыке – это удача. В том же «Золотом теленке», например»,
говорит Захаров.
«Дзержинск не оставлю»
В апреле этого года Михаила Захарова назначили штатным балетмейстером нижегородского театра «Комедiя». Не означает ли это, что хореографией в спектаклях дзержинского драматического он заниматься больше не будет из-за недостатка времени?
«Дзержинск я не оставлю, это просто невозможно. Мне здесь очень нравится. Уверен, что моя должность балетмейстера в «Комедiи» нашему сотрудничеству с дзержинским драматическим театром не помешает»,
развеял наши опасения Михаил.
Мнения
Театр может быть разным
Мария Шиманская, режиссер:
«Я придумала лабораторию, искала хореографа, которому это будет интересно. Так в театре появился Миша. Наша работа – доказательство того, что театр может быть разным, что движение должно быть осознанно, что импровизация – это не только текст, а еще и пластика. Что тело – инструмент актерской игры. И выразительность актера – результат долгой работы, в которой все элементы (голос, тело, проживание на психологическом уровне) настроены правильно и включены в работу на все сто процентов».
Удивляешься собственным возможностям
Мария Евстигнеева, актриса:
«Миша всегда старается оставить пространство для нового, часто предлагает сложные решения: на грани хаоса и естественного. У него есть свой взгляд, но в работе он старается исходить от артистов и их внутренней линии персонажа. Работать с ним очень увлекательно: каждый раз удивляешься себе и собственным возможностям».
Ранее дзержинский кукольный театр выиграл грант на 1,2 млн рублей.
Сергей АНИСИМОВ
Фото из личного архива Михаила Захарова